СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению. Тема урока Л.Н. Толстой "Прыжок".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению»

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, с.115-117)

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная.

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого «Прыжок».

Задачи:

образовательные:

Формировать умение воссоздавать картины, нарисованные автором в произведении Формировать умение через создание системы образов анализировать содержание текста

Учить делить текст на части;

Формирование читательских умений и навыков

Учить выразительному чтению текста.



воспитательные:

прививать любовь к предмету и позитивное отношение к школе;

учить слушать и считаться с мнением других;

учить доказывать и отстаивать свою точку зрения;

учить работать в группах.

Формирование нравственных представлений у учащихся

развивающие:

развивать мышление, воображение и речь

Развивать литературную речь, умение высказывать собственное мнение.

Формирование собственных впечатлений и переживаний при чтении художественного текста



Планируемые результаты:

предметные:

  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста;

  • воспитание интереса к чтению и книге;

  • понимание заглавия произведения;

  • адекватное соотношение заглавия с содержанием текста;

  • определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка, жанр, авторское произведение, структура (композиция);

  • характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.

метапредметные:

  • личностные УУД:

  • развитие познавательных интересов, учебных мотивов (смыслообразование);

  • формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия (самоопределение);

  • развитие этических чувств (нравственно-этическая ориентация);

  • коммуникативные УУД:

  • овладение речевой и коммуникативной культурой (особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению; использование норм речевого этикета в условиях учебного общения);

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • регулятивные УУД:

  • целеполагание;

  • оценка;

  • саморегуляция;

  • коррекция;

  • познавательные УУД:

  • выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск необходимой информации;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • анализ объектов;

  • личностные:

  • воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника;

  • понимание духовной сущности произведений.



Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; учить анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета, совершенствовать технику чтения; развивать речь.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Словарная работа Слайд 13

Аршин – старая рус. мера длины =71см

Мачта – вертикальный столб на палубе, к которому крепятся паруса

Задней рукой – обезьян называют четырёхрукими

Пушечное ядро – старинный орудийный снаряд в виде шара.

Каюта - отдельное помещение на судне (пассажирское, для членов экипажа - жилое).





Оборудование:



учебник «Литературное чтение» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И. «Литературное чтение» 3 класс, ч.1, с.115-117)

карточки, иллюстрации птиц, портрет писателя.

Ход урока.

Актуализация знаний.

Уч-ль. В начале урока давайте проведем небольшую литературную викторину. Вспомните названия произведений.

* «Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть…

Волк пустил, а белка оттуда сказала:

- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Уч-к. Басня «Белка и волк».

* «Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они летели, не отдыхая, над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду…»

Уч-к. «Лебеди».

* «Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далеким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится».

Уч-к. «Зайцы».

* «В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками за корм диким зверям».

Уч-к. «Лев и собачка».

* «И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал. С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями».

Уч-к. Сказка «Два брата».

Уч-ль. Что объединяет все эти произведения?

Уч-к. Эти произведения написал Лев Николаевич Толстой.

Уч-ль. Сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Его название узнаете, отгадав ребус:

17 18 29 8 16 12

Уч-к. Каждое число соответствует букве в алфавите. Название произведения «Прыжок».

Уч-ль. Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

Уч-к. Прыжки могут совершать и люди, и животные. Возможно, это был необычный прыжок.

- В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

- Прочитаем все вместе рассказ, и вы ответите на вопрос: в рассказе - это просто действие или какой-то смысл вложил Лев Николаевич в это слово?

- Как вы думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?

- Для древнего человека мир был ограничен пространством, где протекала его жизнь: ближайшим лесом, полем за рекой, соседними городами и деревнями. Постепенно оно расширялось, и люди открывали планету, на которой живут. Во время путешествий, экспедиций они обнаруживали новые, неизвестные ранее географические объекты

- горные вершины, хребты, заливы, морские течения. Эти открытия совершались в поиске рынков, сырья и сбыта товаров.

Велика была морская держава. По всем морям и океанам плавали наши торговые суда и корабли.

Перед вами рисунки тех кораблей.

Посмотрите на этот корабль. Это корабль-парусник. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 3-5 этажный дом. На мачтах - перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого и шаловливого зверька, который потешал людей в свободную от нелёгкой морской службы минуту. А бывало и так, что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.

2. Первичное восприятие.

Чтение произведения.

Уч-ль. Верным ли было наше предположение?

Уч-к. Мы не совсем точно сделали предположение. Это был опасный прыжок.

Уч-ль. Назовите жанр произведения?

Уч-к. Это рассказ.

Уч-ль. От чьего имени ведется повествование?

Уч-к. Повествование ведется от имени автора.

Уч-ль. Назовите главных героев.

Уч-к. Главные герои – мальчик и обезьяна.

Уч-к. А я думаю, что капитан тоже главный герой.

Вторичное чтение.

Уч-ль. Прочитайте первые два абзаца. Где происходят события?

Уч-к. События происходят на корабле, который после долгого плавания возвращался домой.

Уч-ль. Представьте, что вы находитесь среди пассажиров на палубе этого корабля. Какое у вас настроение?

Уч-к. У меня настроение хорошее, спокойное. Ведь погода тихая, нет качки. Корабль скоро придет домой.

Уч-к. А у меня настроение веселое, потому что обезьяна всех смешила.

Уч-ль. Прочитайте предложения, в которых описывается поведение обезьяны. Действительно, для пассажиров долго находившихся на корабле в море, обезьяна была развлечением. А как вы понимаете выражение «…еще больше расходилась»?

Уч-к. Обезьяна шалила еще больше.

Уч-к. Обезьяна стала вертеться все сильнее и всех передразнивала. Она не могла успокоиться.

Уч-ль. Почему поступок обезьяны вызвал у мальчика замешательство?

Уч-ль. Давайте озаглавим эту часть и выберем настроение.

Уч-к. На палубе. Радость, весёлое настроение. (Запись на доске.)

Уч-ль. Прочитайте следующую часть. Какую картину вы представили?

Уч-ль. Выберите слова, «рисующие» поведение обезьяны.

Уч-к. Дразнила, опять подманила, взобралась выше, корчилась, показывала зубы, радовалась, повесила шляпу.

Уч-ль. А какие слова помогают представить, что стал делать мальчик?

Уч-к. Погрозил ей, крикнул. Бросился, взобрался. Полез выше. Разобрал задор. Не отставал.

Уч-ль. Что означает выражение «разобрал задор»?

Уч-к. Разобрал задор — проявил возбужденность.

Уч-ль. Вы правы, мальчика охватила возбужденность, горячность, несдержанность.

Уч-ль. Можно ли сказать, что мальчик обдумывал свои действия?

Уч-к. Автор употребляет слова: бросился, взобрался. Эти слова обозначают быстрые действия. Значит, мальчик действовал необдуманно.

Уч-ль. Как можно озаглавить эту часть? Какое у вас было настроение, когда вы её читали?

Уч-к. Обезьяньи проказы. Волнение, страх. (Запись на доске).

Уч-к. А мне хотелось остановить мальчика.

Уч-ль. Все на палубе и мы с вами испытали волнение и страх. Он мог разбиться, оступившись. А еще труднее было вернуться назад.

Уч-ль. Как автор подчеркивает, растерянность людей на палубе?

Уч-к. «Все замерли от страха.» « Все молча смотрели на него и ждали, что будет.»

Уч-ль. Какой момент самый напряженный в рассказе?

Уч-к. Самый напряженный момент, когда отец хотел выстрелить в сына.

Уч-ль. А почему отец решился на такой поступок?

Уч-к. У отца не было выбора. Сын мог разбиться о палубу. А прыжок в воду мог спасти ему жизнь.

Уч-ль. Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына?

Уч-к. Прыжок был рискованным, ведь мальчик мог разбиться о волны, мог утонуть.

Уч-к. Прыжок был опасным. Мальчик мог упасть на палубу корабля или стукнуться о его борт.

Уч-ль. Прочитайте отрывок, в котором рассказывается, что произошло после прыжка.

Уч-ль. Как автор передает напряженность момента?

Уч-к. Толстой говорит «тело мальчика», как будто он уже не живой.

Уч-к. Автор пишет, что сорок секунд были очень долгими для всех.

Уч-ль. Конечно, для всех, а особенно для отца эти 40 секунд длились очень долго. Ведь никто не знал жив ли мальчик.

Уч-к. Автор пишет, что когда мальчика достали, он стал дышать лишь через несколько минут.

Уч-ль. Трудно даже представить, что испытал капитан в эти минуты. Он сам приказал сыну прыгнуть, понимая, что и этот прыжок мог стать для ребенка последним.

Уч-ль. Какие чувства вызывает у тебя поступок отца?

Уч-к. Этот поступок вызывает чувство уважения, гордости.

Уч-ль. А что вы чувствовали, когда читали эту часть?

Уч-к. Я почувствовал сильное волнение и тревогу.

Уч-к. Я очень переживала.

Уч-ль. Как можно назвать эту часть?

Уч-к. Рискованное решение. Тревога, ожидание. (Запись на доске).

Уч-ль. Прочитайте последний абзац. Почему капитан закричал и убежал, ведь сын остался жив?

Уч-ль. Капитан перенес сильное потрясение и нервное напряжение. Он убежал, чтобы никто не видел его слез. Капитан всегда должен быть выдержанным, смелым и мужественным.

Обобщение.

Уч-ль. Посмотрите на наш план и палитру чувств.

На палубе. Радость, весёлое настроение.

Обезьяньи проказы. Волнение, страх.

Рискованное решение. Тревога, ожидание несчастья.

Уч-ль. Почему меняется палитра чувств?

Уч-ль. События в рассказе разворачиваются с нарастающим напряжением. Один необдуманный поступок мог привести к большой трагедии. Капитан проявил не только мужество, но и показал большую любовь к сыну.

Уч-ль. Подумайте, почему Толстой дал рассказу название «Прыжок»? Можно ли дать ему другое название?

- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок - это поступок, который совершил мальчик, услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Он спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.

Уч-ль. Какую часть рассказа тебе хочется перечитать?

- Каким предстает мальчик в этом рассказе?

- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.

  • смелость

  • желание испытать себя

  • мальчишеский задор

  • стремление отстоять свое достоинство

  • упрямство

  • желание покрасоваться

  • глупость

  • желание доказать, что он сын капитана.



5. Дом. Задание.

Картинный план. Выразительное чтение. Подобрать пословицу к рассказу.

«Картинный план»

1) Погода (тихая - штиль).

2) Обезьяна срывает шляпу.

3) Обезьяна сидит на мачте, корчит рожи.

4) Мальчик лезет.

5) Мальчик идёт по перекладине.

6) Капитан с ружьём.

7) Мальчик падает в море.




.