СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане. Деление на части и составление плана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. 3 урок

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане. Деление на части и составление плана"»

Урок 3. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цель урока: продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»,

1. Оргмомент

Садитесь, начинаем наш урок. Посмотрите, все ли готово к уроку.

Начинается урок.

Урок литературный. А мы народ культурный.

На уроке не ленится, всем ребятам отвечать.

Ну, а мы сегодня будем

Наши знанья пополнять.


2. Речевая разминка

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Прочитайте выразительно. Шёпотом. Громко, медленно, быстро

3. Актуализация знаний и мотивация

--Сколько сказок Пушкина известно вам? (5)

Вспомним их.

Жил старик со своею старухой

- У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

А старуха пряла свою пряжу. ("Сказка о рыбаке и рыбке")

- Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

"Посади ты эту птицу,-

Молвил он царю,- на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой". ("Сказка о золотом петушке")

- Жил - был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой - какого товару,

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда. ("Сказка о попе и о работнике его Балде")

- К красну солнцу, наконец,

Обратился молодец:

"Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ль, где на свете

Ты царевны молодой?" ("Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

-Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

(«Сказка о царе Салтане»)


4. Постановка учебной задачи

сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок.

Кто знает полное название сказки ?

Сформулируйте цель урока. Поставим план


5. Работа по теме урока. Работа над сказкой

Ребята, начнем наш урок с проверки домашнего задания. Что было задано на дом?

-прочитать 2 часть произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

—  Вы должны были дома прочитать отрывок. На сколько ча­стей вы поделили прочитанное?

1) Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

Чтение отрывка, который читали дома.

Беседа после чтения.

—  Что заставило Гвидона превратиться в комара? (Он захотел увидеть отца.)

—  Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца. (Дети читают отрывок.)

—  Почему повариха рассказывает о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, так как боится, что обман раскроется.)

—  Как наказал свою тетку Гвидон? (Он впился тетке прямо в правый глаз.)

—  Осуждает ли автор своего героя? (Нет, он его понимает и оправдывает.)

—  Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку? (Он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему.)

—  Получил ли князь это чудо? Прочитайте.

—  В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Он отправился в облике мухи.)

—  Прочитайте, какими предстали перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и кривою поварихой. (Царь грустит, а они «злыми жабами глядят».)

—  О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? (О тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.)

—  Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. Они ока­зались братьями Царевны Лебеди.)

—  Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (Он был превращен в шмеля.)

—  О каком чуде узнал князь на этот раз? (Он узнал о прекрасной царевне.)

—  Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? С какой интонацией нужно про­читать? Чем отличаются их рассказы?

—  Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?

—  Прочитайте, как автор описывает царя. Какое у него на­строение? Почему его настроение меняется? С какой инто­нацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?

(Дети вместе с учителем обсуждают, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям. Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)

6. Физминутка

7. Закрепление изученного.

Дома вы рисовали к сказке рисунки. Мы сделали из них выставку. Теперь давайте определим, к каким эпизодам сказки относятся рисунки.

(Дети находят к каждому рисунку отрывки и зачитывают их)

Найдите и выделите цветом по вертикали и горизонтали слова, относящиеся к сказке.


Ц

Т

Б

Ё

С

Ф

Г

М

Ш

Т

Ч

Г

Ю

Б

Б

О

Ч

К

А

Б

Х

О

Т

Л

Й

М

Ш

Г

Ю

Е

С

Н

Ф

Е

К

Б

Э

А

Г

Л

Ф

Е

И

Б

З

У

Д

Ё

В

К

Ж

Ц

Т

Е

У

Я

Р

Щ

И

А

П

Р

Э

Д

Ы

Н

Ф

У

Д

З

И

Д

Д

Ь

Ш

З

Ж

Ш

О

Д

С

А

Л

Т

А

Н

П

Э

Н

Ы

Т

П

К

О

Р

Ш

У

Н

А

Ы



8. Рефлексия

9. Подведение итогов урока

—  Чем занимались на уроке?

10. Домашнее задание

Прочитать сказку до конца сказки (с. 118-128). Разделить на части. Проиллюстри­ровать прочитанную часть сказки.




Ц

Т

Б

Ё

С

Ф

Г

М

Ш

Т

Ч

Г

Ю

Б

Б

О

Ч

К

А

Б

Х

О

Т

Л

Й

М

Ш

Г

Ю

Е

С

Н

Ф

Е

К

Б

Э

А

Г

Л

Ф

Е

И

Б

З

У

Д

Ё

В

К

Ж

Ц

Т

Е

У

Я

Р

Щ

И

А

П

Р

Э

Д

Ы

Н

Ф

У

Д

З

И

Д

Д

Ь

Ш

З

Ж

Ш

О

Д

С

А

Л

Т

А

Н

П

Э

Н

Ы

Т

П

К

О

Р

Ш

У

Н

А

Ы








Ц

Т

Б

Ё

С

Ф

Г

М

Ш

Т

Ч

Г

Ю

Б

Б

О

Ч

К

А

Б

Х

О

Т

Л

Й

М

Ш

Г

Ю

Е

С

Н

Ф

Е

К

Б

Э

А

Г

Л

Ф

Е

И

Б

З

У

Д

Ё

В

К

Ж

Ц

Т

Е

У

Я

Р

Щ

И

А

П

Р

Э

Д

Ы

Н

Ф

У

Д

З

И

Д

Д

Ь

Ш

З

Ж

Ш

О

Д

С

А

Л

Т

А

Н

П

Э

Н

Ы

Т

П

К

О

Р

Ш

У

Н

А

Ы