Тема урока: Лев Николаевич Толстой «Детство»
Цель: знакомство с творчеством Л.Н. Толстого и с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
Оборудование:
- презентация по теме урока;
- портрет Л.Н.Толстого;
- учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова;
- рабочий лист.
Ход урока.
1. Организационный момент.
-Какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече? (Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.) Доброта — это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО? (Ответы детей)
(Слайд) КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.
- Перед вами слова, связанные с нашими главными словами. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
2. Актуализация знаний.
-Сейчас вы услышите ключевые слова. Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?
Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.
- Верно, это Лев Николаевич Толстой. (Слайд)
- (Работа в группах)
-Я предлагаю вам немного поработать в группах.
1 группа: перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?
«А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)
«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)
«Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)
«…мальчик осмелился и сказал:
- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!
Учитель остановил его и сказал:
- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филипок)
«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)
2 группа: перед вами иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их названия.
3 группа: Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.
(Крепкую дружбу и топором не разрубишь) «Филипок»
(Кто родителей почитает, тот во век не погибает) «Косточка»
(Лучше горькая правда, чем красивая ложь) «Старый дед и внучек»
(«Кто грамоте горазд, тому не пропасть») «Лев и собачка»
Ответы учащихся по одному от группы.
- Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?
(Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.)
3. Открытие новых знаний.
- Что вы хотели бы узнать, чему научиться? Поставьте задачи урока.
-Задачи (на доске) :
1.Вспомнить биографию писателя Л.Н.Толстого.
2.Познакомиться с новым произведением.
-Ребята, а что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?
Я приглашаю к доске ребят, которые подготовили для вас небольшое сообщение о Л.Н.:
Минина Ксюша:
Родился Лев Николаевич Толстой в Ясной Поляне. В 16 лет поступил в университет. В Ясной Поляне открыл школу для крестьянских детей. Написал для них Азбуку и учил по ней. Любил много трудиться, много времени проводил с детьми. Прожил долгую жизнь, написал много художественных произведений, в которых все просто, кратко и понятно.
У него открытое, умное лицо. Внимательный и проницательный взгляд.
- Вопрос для вас. Во сколько лет Лев Николаевич поступил в университет и что он написал для крестьянских детей?
Сахарова Алиса:
Л.Н. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится. Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал.
- Как трудился Лев Николаевич Толстой?
Шатиков Женя:
Лев Николаевич Толстой много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о многом другом.
- О чем писал Лев Николаевич Толстой в своих небольших произведениях?
Рыжков Ваня:
7 ноября 1910 года Толстой умер и был погребен в Ясной Поляне, в лесу, на месте, заранее им самим указанном.
(1828)
Л.Н.Толстой прожил 82 года и всю жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание сочинений – 90 томов.
У нас есть уникальная возможность увидеть Л.Н.Толстого живым. Сохранились документальные кадры его жизни.
Л.Н.Толстого похоронили, как он и завещал, на краю яснополянского оврага Старый Заказ. В том самом месте, где будто бы брат Николенька зарыл зеленую палочку с тайной человеческого счастья.
- В какой году умер Л.Н. Толстой и сколько он прожил?
- ну и я расскажу вам интересные факты из жизни автора.
Из воспоминаний Софьи Андреевны Толстой, жены писателя (слайд).
-«Не любил молока и рыбы. Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
- Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
-Страстный охотник, но лая собак не переносил.
-Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
-Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
-Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
- Остановимся у скамьи Толстого и послушаем “уроки жизни”, которые дал Лев Николаевич своему внуку.
(слайд) 10 “уроков жизни”.
1) Делай все по возможности сам, не будь “барином”.
2) Не будь назойлив.
3) Будь внимательным.
4) Не надо жадничать.
5) Не нервничай, держи себя в руках.
6) Будь тверд и стоек.
7) В игре, спорте, в труде - будь разумен.
8) Будь организованным.
9) Глубоко вникай в то, что тебе преподается
10) Имей свое мнение.
- Л.Н.Толстой много работал. Он не боялся физической работы. Его можно было увидеть на пашне, с косой на полоске.
- Но большую часть времени он проводил в своем рабочем кабинете. Благодаря его усердию и таланту мы и видим перед собой малую часть его творений.
4. Речевая разминка.
- Прежде чем приступим к чтению, проведем речевую разминку, которая поможет нам подготовить артикуляционный аппарат к работе. Разминка называется так же, как и наш рассказ “Детство”. (в рабочем листе)
Выразительное чтение учителем.
Чтение выделенных слов.
Чтение про себя.
Хоровое чтение в умеренном темпе.
В чудетство откроешь окошки-
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки.
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом…
Мы с ними в чудетство скорее пойдем-
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть – заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!
5. Подготовка к восприятию текста.
Открыли учебники на с.115.
Повесть «Детство» родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни – он стал писателем. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – “Детство”; позднее были созданы две другие – “Отрочество” и “Юность”, а четвёртая часть “Молодость” осталась так и не написанной.
– Мы с вами на уроке познакомимся лишь с отрывком из первой повести. Создавая образы героев повести, писатель использовал свои личные впечатления и переживания, но повесть автобиографичная лишь отчасти. Л.Н.Толстой утверждал, что писал не о своём только детстве, но и о том, что есть в детстве каждого человека.
(Тема на доске)
Словарная работа.
- В тексте нам встретятся необычные слова. (слайд)
Maman – мама
Мамаша – мама
ИТТИ – идти
Подле меня – возле
Досыта – вдоволь, больше не хочется
Впросонках – сквозь сон
Ваточный халат - халат на подкладке из ваты
6. Работа над текстом.
1) Чтение 1 части.
- О чём рассказывает нам автор в самом начале?
- Прочитайте, что делают с автором эти воспоминания о детстве?
- Назовите действующих лиц.
- О каком из воспоминаний идёт речь?
- А вам близки эти ощущения?
2) Чтение 2 части.
- Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями?
- Что вы можете сказать о характере Николеньки?
-Николенька был таким же ребёнком, как и вы. Он считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла Иваныча, которому очень часто грубил, не хотел заниматься. Но потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и вы попросить прощения, если кого – то обидели.
- А какие чувства вы испытали, прочитав эту часть?
- Почему?
- Что чувствовал Николенька впросонках?
- Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует.
- Удалось ли художнику передать теплоту отношений мамы и мальчика?
- Вы сказали, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями.
- А с кем вы можете поделиться такими тайными переживаниями?
- Для каждого из нас мама – самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в народе говорят, что:
При солнышке тепло, при матери добро.
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Птица рада весне, а младенец – матери.
Работа по карточкам. Заполнение таблицы. (проверка на слайде)
- Выделите из текста характерные черты для каждого героя.
Maman | Николенька |
| |
Обращение к сыну. Милый, звонкий голос. Очаровательная улыбка. Нежная рука. Не боится излить всю свою любовь и нежность. | 1. Обращение к маме. 2. Целует руки, колени. 3. Льются слезы любви и восторга. 4.Он молится за родителей, Карла Ивановича. Просит счастья. |
-В чем главная мысль рассказа? (Главная мысль этого рассказа в том, что нужно любить своих родителей, близких)
-Чему учит нас автор? (Автор учит нас относится к людям с уважением и любовью)
-Разделяете ли вы его чувства?
-Как вы относитесь к своей маме?
– Это произведение Л.Н.Толстого называется “Детство”. Как вы считаете, только ли о детских годах мальчика Николеньки хотел рассказать писатель?
– Найдите и прочитайте строчки, которые выражают главную мысль отрывка.
- Послушайте отрывок из стихотворения Расула Гамзатова.
Мать, мама, мамочка!
Слово это - зов и заклинанье,
В этом слове – сущего душа.
Это – искра первого сознанья,
Первая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нем сокрыто жизни существо,
В нем - исток всего. Ему конца нет.
Я произношу его:
Мама!(Расул Гамзатов)
- Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Это одно из самых древних слов на Земле и оно почти одинаково звучит на разных языках.
- Теперь, ребята, вам нужно выполнить следующее задание из рабочего листа. Прочитайте его. (Написать 3 положительных качества своей мамы).
Проверка.
7. Рефлексия.
Какие уроки жизни из нашего урока вы взяли для себя?
- Нужно всегда любить своих родителей;
- ценить и уважать их;
- заботиться о них;
- помогать им;
- утешать их в трудную минуту;
- не обижать и не огорчать их;
- всегда помнить, что родители самые близкие и дорогие нам люди.
8. Подведение итогов урока
– Закончить наш урок мне хочется словами самого Льва Николаевича, с которыми он обращался к своим ученикам в Яснополянской школе: “Спасибо, ребята, что ходите ко мне. Я рад, когда вы хорошо учитесь. Только, пожалуйста, не шалите. А то есть такие, что не слушают, а только сами шалят. А то, что я вам говорю, нужно для вас будет. Вы вспомните, когда уже меня не будет, что старик говорил вам добро”. Этим добром пронизаны все произведения Льва Николаевича. Именно поэтому их любят и знают взрослые и дети.
9. Домашнее задание. (слайд)
С.115-118 пересказ, ответить на вопросы.