№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | -Здравствуйте, ребята. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! Улыбнитесь, 2 класс! Урок чтения у нас. | Приветствие учителя, эмоциональный настрой на урок. |
2. | Речевая разминка | -Для работы нам нужен помощник – наш язычок. Давайте подготовим его к работе. Са-са-са: на столе оса. Су-су-су: боимся мы осу. Сы-сы-сы: жало у осы. Се-се-се: кисель дадим осе. | Выполняют речевую разминку. |
3. | Актуализация знаний | Беседа Не книга, не газета… Страницами шуршал, Читателям секреты Рассказывал (журнал) - Давайте вспомним, чем журнал отличается от книги? -Кто из вас принес журнал на урок? -Расскажите о своем любимом журнале. - Чем интересен этот журнал? | Отвечают на вопросы, рассказывают о своём любимом журнале. |
4. | Постановка темы и целей урока | Беседа -Сегодня мы с вами познакомимся с произведений из детских журналов. А каким, вы узнаете, выполнив мое задание. На доске слова: ПРЯТКИ, КЛАССИКИ, ЛАПТА. -Что значат эти слова? -Как можно одним словом все их назвать? -Так как вы думаете, как будет называться наше произведение? -Кто догадался какая тема нашего урока? -Какие задачи мы поставим перед собой? | Отвечают на вопросы, формулируют тему и цели урока. |
5. | Работа по теме урока | Рассказ учителя об авторе Даниил Иванович Ювачёв родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина. Маленький Даниил самостоятельно научился читать в 5 лет, в 6-писать. Мать учила его немецкому языку, отец- английскому. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. После школы Хармс учился в электротехникуме, а вечерами становился актером, выступая на эстраде . Он очень выразительно читал стихи, имел актерский дар, неплохо пел, играл на музыкальных инструментах, оригинально рисовал. Показывал детям фокусы. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки, шутки не только в поэзии, но и в жизни. Он постоянно менял таблички с именем на двери. Он всегда подписывался псевдонимами. Ювачев – русская фамилия, а Хармс это вымышленное имя (псевдоним). И в английском, и в немецком языках это слово означает «обаяние», «прелесть», по-французски это звучит как «шарм» что значит «околдовать, очаровать». Тогда, в юности, поэта привлекало именно это человеческое качество. Беседа - Что вы запомнили из моего рассказа? - Каким вы себе представляете автора? - Как вы думаете, понравятся ли вам его стихи? - Какими они будут? Сегодня мы познакомимся с одним стихотворением Д.Хармса «Игра» -Предположите, о чем оно будет? Первичное чтение - Прочитаем стихотворение на с 160-164. -Понравилось ли вам стихотворение? Чем? -Почему оно так названо? -Какое настроение оно вызвало у вас? | Знакомятся с биографией писателя. Отвечают на вопросы. Знакомятся с произведением, отвечают на вопросы по нему. |
6. | Физкультминутка | Я иду и ты идешь — раз, два, три. (Шагаем на месте.) Я пою и ты поешь — раз, два, три.(Хлопаем в ладоши.) Мы идем и мы поем — раз, два, три.(Прыжки на месте.) Очень дружно мы живем - раз, два, три.(Шагаем на месте.) | Выполняют упражнения. |
7. | Работа по теме урока | Работа по содержанию текста 1.Кто был участником игры? 2. Кого изображал Петька ? Что крикнул Петька, когда прыгнул на скамейку? 3. Кого изображал Васька? Что крикнул Васька, когда прыгнул на скамейку? 4. Кого изображал Мишка? Что крикнул Мишка, когда прыгнул на скамейку? - Кто шёл по дороге и мешал играть мальчикам? - Почему стихотворение называется «Игра»? -Найдите в тексте необычные (звукоподражательные слова). Что имел в виду автор, когда их писал? (чтобы стало понятно, кого изображают дети) -Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда целые отрывки? (Он тоже играет, но только со словами. Получается как считалка, он задаёт ритм На самом деле так и играют, повторяя действия) | Отвечают на вопросы. Обсуждают содержание стихотворения. Высказывают свои эмоции о прочитанном. |
8. | Закрепление изученного материала | Беседа - Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.) - Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети. - Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы. - Я читаю строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать. Та-та-та-та – В нашем доме три …(кота) Ты-ты-ты-ты – У них рыжие… (хвосты) То-то-то-то – Почитай стихи ...(Барто) Ту-ту-ту-ту – Ты любимому…(коту) Чтение по ролям -Давайте прочитаем стихотворение по ролям, но для начала распределим роли. 1 – слова Мишки 2 – слова Васьки 3 – слова Петьки 4 – слова автора -Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.) - Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Представьте, что вы маленькие писатели и тоже готовите материал в детский журнал. Дополните строки, чтобы получились стихи. Карточки 1………………..на окошке ………………….по дорожке; 2……………………лень …………………….день; 3……………………темно ……………………..окно; -А теперь проверим. Зачитайте ваши весёлые стихи, которые вы сейчас сочинили. Все молодцы, отлично справились! | Читают стихотворение по ролям. Выполняют задания на карточках. |
9. | Итог урока. Рефлексия. | Фронтальный опрос -С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке? -Как называлось его произведение? -К какому жанру оно относится? - А теперь на листочках выберите предложение и закончите его? Я узнал (а) сегодня на уроке …. Я похвалил (а) бы себя за …. У меня получилось… | Отвечают на вопросы учителя, подводят итог урока. Оценивают свою работу на уроке. |
10. | Домашнее задание | С. 160-160, выразительное чтение. | Записывают домашнее задание. |