Урок 4.
Тема: Старинные и современные книги. Сравнение книг.
Цель: познакомить детей с историей возникновения книги, с первыми письменными материалами: глиной, папирусом, берестой и бумагой, с историей книгопечатания: с рукописными и печатными книгами, типографией.
Ход урока.
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Будем грамотно читать
Что бы много, много знать.
Речевая разминка
- Ва – ва –ва, вот высокая трава.
Вы – вы – вы даже выше головы.
Ве – ве – ве – васильки видны в траве.
Ву – ву – ву васильков букет нарву.
Ви – ви –ви только много их на рви.
(Чтение на 5 минут)
Проверка д/з
Давайте послушаем, какие стихотворения вы приготовили о книге или библиотеке.
- Ребята, вы просто молодцы. Какие замечательные стихотворения, вы приготовили и с каким, чувством вы их читали.
Введение в тему.
- … Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки крючочки, штучки-закорючки. Глаза ваши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. Смотрят – и вдруг начинается удивительное волшебство. Перед вами оживают разные приключения. Люди, незнакомые вам до сих пор, говорят с вами, рассказывают о себе. Они зовут вас туда, где вам не приходилось бывать…(Ю. Дружков)
- Ребята, как вы думаете, о чем идет речь?
- Конечно, речь идет о книге – о самом занимательном чуде.
- Книга удивительная вещь. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить. Книга – окно в мир. Откроешь страницу – и окунешься в океан интересных событий, удивительных открытий, разных героев. Откроешь страницу – и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она – надежный друг, верный товарищ.
(Ученик читает стихотворение)
Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду, про дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В весёлых стихах, о разных часах,
О числах и счёте тоже прочтёте.
О мудрости древней
Про лето в деревне.
Весёлые стихотворения про изобретения,
Про случаи в школе и про добычу соли.
Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?
- А знаете ли вы откуда книги к нам пришли? (Ответы детей).
- А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны?
- Сегодня мы с вами попадем в мир истории, а точнее познакомимся с историей создания книг и письменности.
В далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования они хранили в виде рукописей не на книжных полках, а в своей голове. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.
(Рассказ заранее подготовленных учащихся)
- Однако со временем появилось узелковое письмо. (КАРТИНКА)
Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для такого письма требовались толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый — золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число. Простые узлы - десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи.
- Ребята, как вы считаете, почему нельзя использовать данное письмо в современном мире (Ответы уч-ся) .
- Ребята, сегодня пришло письмо, что эти рисунки (2,3) мы должны изучить на уроке. Я пыталась объяснить, что у нас урок литературного чтения, а не история. Но они настаивают, что это относится к нашему уроку. Ребята помогите, какое это отношение имеет к нашему уроку. (Показ рисунков. Высказывание уч-ся)
(Рассказ заранее подготовленных учащихся)
- На смену узелковому письму пришло рисуночное письмо — пиктография. Еще древние люди рисовали на скалах все то, что их окружало. Таким образом, они оставляли свои сообщения, украшали свои жилища. Затем эти рисунки стали упрощать, делать их более схематичными.
(Работа в парах.)
- Рассмотрите, пиктографию и попробуйте составь рассказ, что хотел нам сказать первобытный человек.
- Племена увеличивались, и появилась необходимость передавать еще больше информации, например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. Если рядом нарисованы: маленький медведь, стрелка и три палочки, это значит: «В трех днях пути водятся медведи (направление движения указывала стрелка). Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось труднее. Ведь так можно было передать только простые сообщения. А длинные предложения приходилось рисовать долго и трудно. Постепенно рисунки стали заменять значками. Так появились иероглифы.
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука
И так продолжалось века и века.
- Внимание на экран. (Презентация).
- Во все времена, во всех странах мира люди ценили и берегли книги как самые драгоценные сокровища. Сколько труда было затрачено на их изготовление. Мы должны беречь и ценить их также как наши предки.
- Но что бы книги служили долго, необходимо соблюдать правила. Я предлагаю поработать в группах и составить правила обращения с книгой. Время выполнения 5 минут. (Выступление каждой группы).
Итог
- Ребята, наше путешествие подошло к концу.
- Что было для вас интересным?
- Какие для себя сделали открытия?
-Книга всесильна. Как огонь, прирученный человеком, она вечна и бессмертна. У нее есть всё: и тревожное тысячелетнее прошлое, и прекрасное настоящее, и еще более чудесное будущее. У нее нет лишь одного - конца.
Закончить урок мне хочется словами Якуба Коласа талантливого прозаика и поэта, родившийся в конце 19 столетия «Книги живут до тех пор, пока их не только читают, а перечитывают».
- А я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться.
Д/З выучить одно из стихотворений наизусть.
Чтение
Мама мне читает книжку
Про зайчишку и лисёнка...
Я б послушал про войнушку,
Только мама ведь – девчонка.
Будет ей, наверно, скучно,
Так, что даже зазевает.
Ладно, завтра про войнушку
На ночь папа почитает.
А сегодня про зайчишку
И про плюшевого мишку.
Хоть про мышку, хоть про шишку –
Всё равно, была бы книжка!
(А. Корнилов)
Книжкины секреты
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет
В небо устремился,
Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке — свой секрет!
Все читайте книжки!
(Л. Гусельникова
________________________________________________________
Добрая книга
Мы купили с мамой книжки
Нашей Сонечке-малышке.
Просит Соня: — Почитайте!
Скорей книжку открывайте!
С книгой очутишься
В мире волшебства,
В мире приключений,
Чудес и колдовства.
Здесь будет зло побеждено,
Добро тут царствовать должно!
Книга — важная, нужная вещь!
Всем нужно её любить и беречь.
И знает Соня с малых лет:
Подарка лучше книги нет!
М. Мюллер
Чтение
Мама мне читает книжку
Про зайчишку и лисёнка...
Я б послушал про войнушку,
Только мама ведь – девчонка.
Будет ей, наверно, скучно,
Так, что даже зазевает.
Ладно, завтра про войнушку
На ночь папа почитает.
А сегодня про зайчишку
И про плюшевого мишку.
Хоть про мышку, хоть про шишку –
Всё равно, была бы книжка!
(А. Корнилов)
Книжкины секреты
Если хочешь много знать,
Вслушайся в советы.
Научись распознавать
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет
В небо устремился,
Знает свой секрет пилот.
Он ему учился.
В каждой книжке — свой секрет,
И ненужных книжек нет.
Если мама на обед
Варит щи и кашу,
У нее есть свой секрет,
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке — свой секрет!
Все читайте книжки!
(Л. Гусельникова)
___________________________________________________________________
Добрая книга
Мы купили с мамой книжки
Нашей Сонечке-малышке.
Просит Соня: — Почитайте!
Скорей книжку открывайте!
С книгой очутишься
В мире волшебства,
В мире приключений,
Чудес и колдовства.
Здесь будет зло побеждено,
Добро тут царствовать должно!
Книга — важная, нужная вещь!
Всем нужно её любить и беречь.
И знает Соня с малых лет:
Подарка лучше книги нет!
М. Мюллер
Кар.2
Кар.3
Цветок - василёк Вам наверняка доводилось видеть, как растут в поле рожь и пшеница. Среди бескрайнего золотисто-желтого поля обязательно встретятся пятнышки голубовато-синего цвета, похожие на кусочки неба. Это – цветы васильки. По легенде один юноша, по имени Василь, спрятался на ржаном поле, наблюдая за хороводом русалок. Увидели его русалки, рассердились и повелели вечно жить на этом поле. Стой поры васильки стали постоянными жителями полей и лугов. Василек – это растение из семейства сложноцветных. Цветок его представляет собой корзинку, состоящую из множества небольших цветочков пронзительно-голубого или синего цвета. Цвет этот настолько своеобразен, что он даже получил отдельное название – «васильковый» цвет. Красивый цвет васильков очень нравится любителям дачной жизни, и они с удовольствием собирают эти цветы с окрестных лугов и полей, составляя из них красивые букеты. И делать они это могут очень долго, потому что цветут васильки все лето, начиная с июня. А вот у сельских жителей отношение к василькам неоднозначное. С одной стороны, васильки любят селиться на полях с зерновыми культурами, где земля мягкая и удобренная. Васильки разрастаются порой настолько, что начинают отнимать питание у культурных растений и заслонять им свет. За это василек на селе считают сорняком, вредным растением. С другой стороны, васильки хорошо растут на лугах, с которых в августе скашивается трава, и сено, получившееся из этой травы, идет на корм животным. Сено, содержащее васильки, очень питательное и нравится коровам-буренкам. Васильки радуют пчел, ведь василек – растение-медонос. Из нектара этого цветка получается вкусный васильковый мед, который имеет характерный светло-желтый цвет. Полезные свойства василька Цветки василька служат основой для изготовления различных лечебных препаратов: потогонных, жаропонижающих, противомикробных, желчегонных. Еще древние целители использовали сок василька для заживления ран. Также лекарства на основе василька помогают улучшать пищеварение и повышают аппетит. Лев Поясникин | Цветок - василёк Вам наверняка доводилось видеть, как растут в поле рожь и пшеница. Среди бескрайнего золотисто-желтого поля обязательно встретятся пятнышки голубовато-синего цвета, похожие на кусочки неба. Это – цветы васильки. По легенде один юноша, по имени Василь, спрятался на ржаном поле, наблюдая за хороводом русалок. Увидели его русалки, рассердились и повелели вечно жить на этом поле. Стой поры васильки стали постоянными жителями полей и лугов. Василек – это растение из семейства сложноцветных. Цветок его представляет собой корзинку, состоящую из множества небольших цветочков пронзительно-голубого или синего цвета. Цвет этот настолько своеобразен, что он даже получил отдельное название – «васильковый» цвет. Красивый цвет васильков очень нравится любителям дачной жизни, и они с удовольствием собирают эти цветы с окрестных лугов и полей, составляя из них красивые букеты. И делать они это могут очень долго, потому что цветут васильки все лето, начиная с июня. А вот у сельских жителей отношение к василькам неоднозначное. С одной стороны, васильки любят селиться на полях с зерновыми культурами, где земля мягкая и удобренная. Васильки разрастаются порой настолько, что начинают отнимать питание у культурных растений и заслонять им свет. За это василек на селе считают сорняком, вредным растением. С другой стороны, васильки хорошо растут на лугах, с которых в августе скашивается трава, и сено, получившееся из этой травы, идет на корм животным. Сено, содержащее васильки, очень питательное и нравится коровам-буренкам. Васильки радуют пчел, ведь василек – растение-медонос. Из нектара этого цветка получается вкусный васильковый мед, который имеет характерный светло-желтый цвет. Полезные свойства василька Цветки василька служат основой для изготовления различных лечебных препаратов: потогонных, жаропонижающих, противомикробных, желчегонных. Еще древние целители использовали сок василька для заживления ран. Также лекарства на основе василька помогают улучшать пищеварение и повышают аппетит. Лев Поясникин |