СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме "Старинные и современные книги. Сравнение книг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен урок, на котором дети знакомятся со старинными книгами.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению для 2 класса по теме "Старинные и современные книги. Сравнение книг"»

Урок 4.

Тема: Старинные и современные книги. Сравнение книг.


Цель: познакомить детей с историей возникновения книги, с первыми письменными материалами: глиной, папирусом, берестой и бумагой, с историей книгопечатания: с рукописными и печатными книгами, типографией.

Ход урока.

Организационный момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Будем грамотно читать

Что бы много, много знать.


Речевая разминка

- Ва – ва –ва, вот высокая трава.

Вы – вы – вы даже выше головы.

Ве – ве – ве – васильки видны в траве.

Ву – ву – ву васильков букет нарву.

Ви – ви –ви только много их на рви.

(Чтение на 5 минут)


Проверка д/з

Давайте послушаем, какие стихотворения вы приготовили о книге или библиотеке.

- Ребята, вы просто молодцы. Какие замечательные стихотворения, вы приготовили и с каким, чувством вы их читали.


Введение в тему.

- … Она сделана из простой бумаги. На белых страницах напечатаны какие-то значки, точки крючочки, штучки-закорючки. Глаза ваши смотрят на таинственные знаки, смотрят на буквы. Смотрят – и вдруг начинается удивительное волшебство. Перед вами оживают разные приключения. Люди, незнакомые вам до сих пор, говорят с вами, рассказывают о себе. Они зовут вас туда, где вам не приходилось бывать…(Ю. Дружков)

- Ребята, как вы думаете, о чем идет речь?

- Конечно, речь идет о книге – о самом занимательном чуде.

- Книга  удивительная вещь.  Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и  вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить. Книга – окно в мир. Откроешь страницу – и окунешься в океан интересных событий, удивительных открытий, разных героев. Откроешь страницу – и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она – надежный друг, верный товарищ.

(Ученик читает стихотворение)

Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду, про дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В весёлых стихах, о разных часах,
О числах и счёте тоже прочтёте.
О мудрости древней
Про лето в деревне.
Весёлые стихотворения про изобретения,
Про случаи в школе и про добычу соли.
Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?


- А знаете ли вы откуда книги к нам пришли? (Ответы детей). 

- А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны?
- Сегодня мы с вами попадем в мир истории,  а точнее познакомимся с историей создания книг и письменности.
В далекие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы, верования они хранили в виде рукописей не на книжных полках, а в своей голове. Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались. Они передавались от одного человека к другому. История знает так называемые бесписьменные цивилизации, где огромное количество необходимых сведений просто заучивалось наизусть жрецами, законоведами, учителями, а на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.

(Рассказ заранее подготовленных учащихся)

- Однако со временем появилось узелковое письмо. (КАРТИНКА)

Им владели древние китайцы, персы, мексиканцы. Для такого письма требовались толстая веревка и тоненькие разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке шнурок особым способом, в зависимости от содержания информации. Чем ближе к веревке был узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь. Черный узел обозначал смерть, белый - серебро или мир, желтый — золото, зеленый - хлеб. Если узел не был окрашен, он обозначал число. Простые узлы - десятки, двойные — сотни, тройные — тысячи.

- Ребята, как вы считаете, почему нельзя использовать данное письмо в современном мире (Ответы уч-ся) .


- Ребята, сегодня пришло письмо, что эти рисунки (2,3) мы должны изучить на уроке. Я пыталась объяснить, что у нас урок литературного чтения, а не история. Но они настаивают, что это относится к нашему уроку. Ребята помогите, какое это отношение имеет к нашему уроку. (Показ рисунков. Высказывание уч-ся)

(Рассказ заранее подготовленных учащихся)

- На смену узелковому письму пришло рисуночное письмо — пиктография. Еще древние люди рисовали на скалах все то, что их окружало. Таким образом, они оставляли свои сообщения, украшали свои жилища. Затем эти рисунки стали упрощать, делать их более схематичными.

(Работа в парах.)

- Рассмотрите, пиктографию и попробуйте составь рассказ, что хотел нам сказать первобытный человек.


- Племена увеличивались, и появилась необходимость передавать еще больше информации, например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. Если рядом нарисованы: маленький медведь, стрелка и три палочки, это значит: «В трех днях пути водятся медведи (направление движения указывала стрелка). Постепенно рисуночным письмом пользоваться становилось труднее. Ведь так можно было передать только простые сообщения. А длинные предложения приходилось рисовать долго и трудно. Постепенно рисунки стали заменять значками. Так появились иероглифы.


Печатные книги возникли не сразу,

Писец переписывал каждую фразу,

Глаза уставали, дрожала рука

И так продолжалось века и века.

- Внимание на экран. (Презентация).


- Во все времена, во всех странах мира люди ценили и берегли книги как самые драгоценные сокровища. Сколько труда было затрачено на их изготовление. Мы должны беречь и ценить их также как наши предки.

- Но что бы книги служили долго, необходимо соблюдать правила. Я предлагаю поработать в группах и составить правила обращения с книгой. Время выполнения 5 минут. (Выступление каждой группы).



Итог

- Ребята, наше путешествие подошло к концу.

- Что было для вас интересным?

- Какие для себя сделали открытия?


-Книга всесильна. Как огонь, прирученный человеком, она вечна и бессмертна. У нее есть всё: и тревожное тысячелетнее прошлое, и прекрасное настоящее, и еще более чудесное будущее. У нее нет лишь одного - конца.

Закончить урок мне хочется словами Якуба Коласа талантливого прозаика и поэта, родившийся в конце 19 столетия «Книги живут до тех пор, пока их не только читают, а перечитывают».

- А я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться.


Д/З выучить одно из стихотворений наизусть.








Чтение

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и лисёнка...

Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь – девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,

Так, что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку

И про плюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку –

Всё равно, была бы книжка!


(А. Корнилов)

Книжкины секреты  


Если хочешь много знать, 
Вслушайся в советы. 
Научись распознавать 
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет 
В небо устремился, 
Знает свой секрет пилот. 
Он ему учился.
В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет.
Если мама на обед 
Варит щи и кашу, 
У нее есть свой секрет, 
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке — свой секрет!
Все читайте книжки!
(Л. Гусельникова


________________________________________________________

Добрая книга

Мы купили с мамой книжки
Нашей Сонечке-малышке.
Просит Соня: — Почитайте!
Скорей книжку открывайте!
С книгой очутишься
В мире волшебства,
В мире приключений,
Чудес и колдовства.
Здесь будет зло побеждено,
Добро тут царствовать должно!
Книга — важная, нужная вещь!
Всем нужно её любить и беречь.
И знает Соня с малых лет:
Подарка лучше книги нет!

М. Мюллер



Чтение

Мама мне читает книжку

Про зайчишку и лисёнка...

Я б послушал про войнушку,

Только мама ведь – девчонка.

Будет ей, наверно, скучно,

Так, что даже зазевает.

Ладно, завтра про войнушку

На ночь папа почитает.

А сегодня про зайчишку

И про плюшевого мишку.

Хоть про мышку, хоть про шишку –

Всё равно, была бы книжка!

(А. Корнилов)

Книжкины секреты  


Если хочешь много знать, 
Вслушайся в советы. 
Научись распознавать 
Книжные секреты.
В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет.
Если быстрый самолет 
В небо устремился, 
Знает свой секрет пилот. 
Он ему учился.
В каждой книжке — свой секрет, 
И ненужных книжек нет.
Если мама на обед 
Варит щи и кашу, 
У нее есть свой секрет, 
Тоже очень важный.
Знайте, все девчонки,
Знайте, все мальчишки:
В каждой книжке — свой секрет!
Все читайте книжки!
(Л. Гусельникова)

___________________________________________________________________

Добрая книга

Мы купили с мамой книжки
Нашей Сонечке-малышке.
Просит Соня: — Почитайте!
Скорей книжку открывайте!
С книгой очутишься
В мире волшебства,
В мире приключений,
Чудес и колдовства.
Здесь будет зло побеждено,
Добро тут царствовать должно!
Книга — важная, нужная вещь!
Всем нужно её любить и беречь.
И знает Соня с малых лет:
Подарка лучше книги нет!

М. Мюллер

























Кар.2

Кар.3



Цветок - василёк

Вам наверняка доводилось видеть, как растут в поле рожь и пшеница. Среди бескрайнего золотисто-желтого поля обязательно встретятся пятнышки голубовато-синего цвета, похожие на кусочки неба. Это – цветы васильки.

По легенде один юноша, по имени Василь, спрятался на ржаном поле, наблюдая за хороводом русалок. Увидели его русалки, рассердились и повелели вечно жить на этом поле. Стой поры васильки стали постоянными жителями полей и лугов.

Василек – это растение из семейства сложноцветных. Цветок его представляет собой корзинку, состоящую из множества небольших цветочков пронзительно-голубого или синего цвета. Цвет этот настолько своеобразен, что он даже получил отдельное название – «васильковый» цвет.

Красивый цвет васильков очень нравится любителям дачной жизни, и они с удовольствием собирают эти цветы с окрестных лугов и полей, составляя из них красивые букеты. И делать они это могут очень долго, потому что цветут васильки все лето, начиная с июня.

А вот у сельских жителей отношение к василькам неоднозначное. С одной стороны, васильки любят селиться на полях с зерновыми культурами, где земля мягкая и удобренная. Васильки разрастаются порой настолько, что начинают отнимать питание у культурных растений и заслонять им свет. За это василек на селе считают сорняком, вредным растением.

С другой стороны, васильки хорошо растут на лугах, с которых в августе скашивается трава, и сено, получившееся из этой травы, идет на корм животным. Сено, содержащее васильки, очень питательное и нравится коровам-буренкам.

Васильки радуют пчел, ведь василек – растение-медонос. Из нектара этого цветка получается вкусный васильковый мед, который имеет характерный светло-желтый цвет.

Полезные свойства василька

Цветки василька служат основой для изготовления различных лечебных препаратов: потогонных, жаропонижающих, противомикробных, желчегонных. Еще древние целители использовали сок василька для заживления ран. Также лекарства на основе василька помогают улучшать пищеварение и повышают аппетит.

Лев Поясникин


Цветок - василёк

Вам наверняка доводилось видеть, как растут в поле рожь и пшеница. Среди бескрайнего золотисто-желтого поля обязательно встретятся пятнышки голубовато-синего цвета, похожие на кусочки неба. Это – цветы васильки.

По легенде один юноша, по имени Василь, спрятался на ржаном поле, наблюдая за хороводом русалок. Увидели его русалки, рассердились и повелели вечно жить на этом поле. Стой поры васильки стали постоянными жителями полей и лугов.

Василек – это растение из семейства сложноцветных. Цветок его представляет собой корзинку, состоящую из множества небольших цветочков пронзительно-голубого или синего цвета. Цвет этот настолько своеобразен, что он даже получил отдельное название – «васильковый» цвет.

Красивый цвет васильков очень нравится любителям дачной жизни, и они с удовольствием собирают эти цветы с окрестных лугов и полей, составляя из них красивые букеты. И делать они это могут очень долго, потому что цветут васильки все лето, начиная с июня.

А вот у сельских жителей отношение к василькам неоднозначное. С одной стороны, васильки любят селиться на полях с зерновыми культурами, где земля мягкая и удобренная. Васильки разрастаются порой настолько, что начинают отнимать питание у культурных растений и заслонять им свет. За это василек на селе считают сорняком, вредным растением.

С другой стороны, васильки хорошо растут на лугах, с которых в августе скашивается трава, и сено, получившееся из этой травы, идет на корм животным. Сено, содержащее васильки, очень питательное и нравится коровам-буренкам.

Васильки радуют пчел, ведь василек – растение-медонос. Из нектара этого цветка получается вкусный васильковый мед, который имеет характерный светло-желтый цвет.

Полезные свойства василька

Цветки василька служат основой для изготовления различных лечебных препаратов: потогонных, жаропонижающих, противомикробных, желчегонных. Еще древние целители использовали сок василька для заживления ран. Также лекарства на основе василька помогают улучшать пищеварение и повышают аппетит.

Лев Поясникин