Конспект урока по литературному чтению
для 2 класса 4-я четверть
Ю. Д. Владимиров. "Чудаки", "Барабан"
I. Проверка домашнего задания: оцениваются правильность интонаций, выразительность чтения.
Завершая этот этап урока, учитель может сказать о том, что в городе Санкт-Петербурге на одном из мостов через речку Фонтанку поставлен маленький памятник чижику-пыжику, о котором поётся в известной всем песенке "Чижик-пыжик, где ты был?" Если учитель сможет найти изображение этого чижика, то его хорошо бы показать классу.
II. Знакомство со стихотворением Ю. Д. Владимирова можно начать с краткого рассказа о его судьбе.
Владимиров Юрий Дмитриевич (псевдоним - Ю. Владимирский) (1908-1931) - поэт. Сын поэтессы Л. П. Брюлловой, которая была потомком русского художника Карла Брюллова. Сам будущий поэт с детства очень хорошо рисовал, и ему прочили будущее талантливого художника. С раннего детства Ю. Владимиров пристрастился к чтению и сочинению стихов, а в школьные годы он принимал активное участие в так называемой школьной "живой газете", где выступал и в качестве автора, и в качестве актера.
Печататься Владимиров начал с 1928 г. Вскоре после этого вошел в ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Стихи его наполнены юмором. Талант поэта особенно ярко проявился в стихах, представляющих собой словесную и ритмическую игру ("Ниночкины покупки", "Евсей", "Барабан", "Чудаки" и др.). Удачно и нестандартно использовал Владимиров в стихотворении традиционные народные жанры - перевертыши, скороговорки.
Высоко ценил творчество Ю. Владимирова С. Я. Маршак, назвав его "вдохновенным мальчишкой".
III. Переходя к чтению стихотворений Ю. Владимирова, учитель может сказать о том, что поэт прославился как замечательный мастер словесной игры, умеющий живо фантазировать, выдумывать смешные истории. Будучи очень остроумным человеком, Ю. Владимиров живо реагировал на розыгрыши своих друзей. Стихотворение "Чудаки", например, являлось ответом на розыгрыши поэта Д. Хармса по отношению к Ю. Владимирову.
- Послушайте стихотворение "Чудаки" (учитель выразительно читает текст, дети слушают его, закрыв книги).
Далее класс выполняет задание к этому стихотворению.
IV. Следующий этап урока - чтение детьми стихотворения "Чудаки" вслух по цепочке. Но до чтения полезно выяснить, как они понимают значение слова пятак (пять копеек). При этом учитель может объяснить, что в те годы, когда жил поэт, пятак действительно был той суммой денег, на которую можно было купить кушак (пояс), колпак (шапку) и что-нибудь другое.
- Не так давно, - продолжает учитель, - за пятак (пятачок) можно было проехать в метро. (Классу можно показать пятикопеечную монету прошлых лет).
После чтения стихотворения детьми вслух учитель может спросить учащихся: можно ли это стихотворение назвать шуткой? Почему вы так думаете?
V. Знакомство со следующим стихотворением Ю. Владимирова "Барабан" начинается также с прослушивания его в выразительном чтении учителя. (Дети могут следить по книгам). Учитель должен показать детям, что этот текст является ритмической игрой, которая дополняется игрой фонетической - при чтении стихотворения ясно слышится барабанный бой.
Далее дети читают "Барабан" про себя, по ходу отмечая карандашом непонятные слова. Обратим внимание на одно из них: шарабан. В толковом словаре значение этого слова объясняется так: "Шарабан - легкий, обычно двухколесный экипаж".
- Можете ли вы, узнав значение слова шарабан, сказать, когда происходили события, описанные в стихотворении "Барабан"?
Далее можно предложить детям найти в тексте стихотворения прежнее название города Санкт-Петербурга.
Завершается работа над стихотворением "Барабан" чтением его учащимися по частям.
Для более полного представления детей о творчестве Ю. Владимирова учитель может выразительно прочитать им еще одно стихотворение поэта.
Оркестр
Папа и мама ушли к дяде Косте.
У Саши и Вали - гости.
И придумали Саша с сестрою:
"Давайте устроим
Оркестр".
И устроили:
Валя - на рояли,
Юля - на кастрюле,
Лешка - на ложках,
Саша - на трубе, -
Представляете себе?
Кошка - в окошко,
Кот - под комод,
Дог - со всех ног
Hа порог
И на улицу.
И по всем по этажам -
Страшный шум, страшный гам;
Кричат во втором:
"Рушится дом!
Провалился этаж!"
Схватили саквояж
Лампу, сервиз
И - вниз.
После прослушивания учащиеся могут ответить на вопросы: как вы думаете, что в этом стихотворении реальность (правда), а что выдумка? Случалось ли вам когда-нибудь проводить так же время, как это сделали герои стихотворения Саша и Валя? Расскажите, как это было и чем закончилось.
VI. Задание на дом: подготовить выразительное чтение стихотворений Ю. Владимирова, выбрать один наиболее понравившийся эпизод из любого стихотворения поэта и проиллюстрировать его в тетради по чтению.