Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Столбовская школа»
Джанкойского райна Республики Крым
Конспект урока
по литературному чтению
во 2 классе
на тему:
«Е. Чарушин «Страшный рассказ»»
Подготовила:
учитель начальных классов
Муйдинова Эльзана Фармановна
Урок 39.
Предмет: литературное чтение
Класс 2 - А.
Учитель: Муйдинова Э.Ф.
Раздел: О братьях наших меньших
Тема. Е. Чарушин «Страшный рассказ»
Тип урока: открытия новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные результаты: Осознают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные результаты: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Адекватно оценивать свои достижения; Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Осознавать познавательную информацию; Читать и слушать, извлекая нужную информацию; Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Предметные результаты: совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух; совершенствовать приемы выразительного чтения; развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, осознанно использовать их при пересказе.
Оборудование: изображения животных, выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Подготовить безошибочное чтение с. 132 - 134
Речевая разминка
Кто быстрее соберёт пословицу:
«Играть играй, да дело знай» (играй, знай, да, играть, дело)
IV. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших» под девизом, который записан у вас в тетрадях.
Остановись! Присядь! Нагнись!И под ноги взгляни!
Живой живому удивись: Они ж тебе сродни.
V. Слово учителя о Е. И. Чарушине.
- Посмотрите на выставку книг и скажите, произведение какого автора мы будем читать?
- О ком и о чём они? (о природе, о животных).
ПРОСМОТР видео материала
https://www.youtube.com/watch?v=318i26iAdw0
- Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме Чарушиных всегда было много животных: кошки, собаки, кролики, козлята, рыбки, птица с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетёрок. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Мальчик понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. О себе Чарушин писал: «Я с детства научился понимать животное – понимать его движения и мимику. Мне … странно видеть, что некоторые люди совсем не понимают животное».
Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве, где весёлая улыбка всегда соседствует с познавательностью. С захватывающими и увлекательными событиями.
- Сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов. Прочитайте его название.
- Скажите, когда и где вам было страшно?
- а страшно ли вам читать этот рассказ? Почему?
VI. Работа над содержанием рассказа.
ПРОСМОТР видео материала
https://www.youtube.com/watch?v=8dD2XjSPMG8
А) Комбинированное чтение и беседа по первому восприятию.
- Почему вам было весело, ведь ребятам в начале рассказа было не до смеха?
- Как выдумаете: они трусы или нет?
- Мнения разделились. Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Чарушин поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает.
Давайте перечитаем произведение и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу.
Б) Перечитывание начала рассказа.
– Перечитайте 1, 2, и 3 абзацы «жужжащим» чтением и постарайтесь запомнить о Пете и Шуре как можно больше.
- Что вы узнали о мальчиках?
(Остались одни, жили на даче у самого леса, сами умылись, сами разделись и легли в свои постельки)
В) Анализ произведения
- С какого момента начинают развиваться события?
(В комнате стало темно…)
- Что кроется за этим знаком (многоточие)?
(Недосказанность, тайна)
- Прочитайте диалог мальчиков. Что такое диалог?
(Диалог – разговор двух и более людей.)
- Заметьте, как вели себя мальчики. Читаем вслух.
- Кто начал разговор первым? (Шура)
- Что мальчики говорили друг другу?
(Нам совсем не страшно, мы воров не боимся, людоедов не боимся и тигров не боимся)
- А как на самом деле чувствовали себя мальчики?(Им было страшно)
- Тогда почему они говорили, что ничего и никого не боятся?
(Уговаривали друг друга, хвастались друг перед другом, не хотели показывать свой страх)
- Помог ли ребятам успокоиться этот разговор, справиться со страхом?
(От таких мыслей они боялись ещё больше, их страх усиливался)
- Давайте дочитаем до того момента, когда пришли родители.
Задание: что больше всего напугало ребят? (Шаги)
- Прочитайте этот отрывок.
- Какое предложение указывает на то, что детям в этот момент было особенно страшно?
Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.
Сени – помещение в жилом деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.
- Какое слово указывает на то, что всё произошло очень быстро?
- Изменится ли смысл, если сказать просто: «Петя перебежал к Щуре на кровать»?
- Как они чувствовали себя под одеялом?
- Как ещё автор передал чувство страха ребят? Обратите внимание на оформление предложений в тексте.
(Фразы короткие, отрывистые; многоточия)
Г) Подготовка выразительного чтения
- Как вы думаете, дети разговаривали тихо или громко?
(Тихо, шёпотом, прислушивались к звукам)
- А каким будет темп чтения: быстрый или неторопливый?
- Каким тоном надо прочитать? (Загадочным, взволнованным)
Д) Чтение отрывка по ролям
- Почему же им было так страшно?
(В пустой комнате раздавались шаги, но никого не было видно.)
- Как вы думаете, эти дети старше вас, моложе или ваши ровесники?
(Моложе, дошкольники)
- Почему вы так думаете?
(Автор указывает, что они всё сделали сами; на их возраст указывает речь.)
- Кто боялся больше? (Петя)
Почему вы так думаете?
- Почему Петя? (Он моложе)
- Кто старше? (Шура. Он стал первый успокаивать брата.)
Е) Дочитываем до конца по абзацам: чем всё закончилось?
- Что сделали родители, когда дети им всё рассказали?
- Перечитайте отрывок, где раскрывается тайна.
- Прочитайте последнее предложение.
- Какое открытие сделали ребята?
- Возвратимся к вопросу в начале урока: мальчики трусы или нет? (Нет, они ещё маленькие).
- А как Чарушин относится к героям своего рассказа?
(Сочувствует мальчикам, жалеет их, посмеивается над ними)
- Так какой же этот рассказ для нас: смешной или страшный? (Для нас – смешной)
- А почему же Чарушин назвал его страшным?
(Для мальчиков этот рассказ сначала был страшным)
- Как по-другому называются смешные рассказы? (Юмористические)
- Скажите правило, какие рассказы называются юмористическими?
- А какова была дальнейшая судьба ёжика? Дети рассердились на него? Обиделись?
(Они с ним подружились)
- Как вы думаете, возьмут мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?
(Нет. Дикие животные неуютно чувствуют себя в квартире. Только голодных или раненых животных можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно выпустить.)
- Прочитайте самое последнее предложение рассказа.
Почему же теперь ежа никто не боялся?
(Дети узнали, что ежи могут приходить к жилью людей)
- Что должны делать люди, чтобы не пугаться, находясь а природе?
(Боишься тогда, когда не знаешь, чтобы не бояться – узнай)
Ж) Работа над пословицами учебника.
- Какая из пословиц соответствует содержанию рассказа?
(У страха глаза велики- чего нет и того боятся)
VII. . Слово учителя о Чарушине – художнике.
Автор этого рассказа был не только писателем, но и художником – анималистом.
Анималист – рисующий животных.
Особенно Чарушин любил рисовать маленьких зверюшек. Выставка
Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые писал сам. Чарушин рисовал иллюстрации к книгам Бианки, Пришвина. Маршака.
А знаете почему?
Писатель говорит об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать. А ты человек. Тебе всё нужно знать. Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
VIII. Оценка своей работы на уроке.
- Продолжите предложение:
Мне было интересно …
Мне захотелось …
У меня получилось…
IX. Подведение итогов урока
X. Домашнее задание
Прочитать и подготовить подробный пересказ рассказа с.136 – 138 (117 – 119)
6