СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Е.Чарушин "Страшный рассказ""

Нажмите, чтобы узнать подробности

К рассказу "Страшный рассказ" подходит пословица "У страха глаза велики", Петя и шура напугали сами себя, без родителей они пугались любого шороха и представляли себя страшных существ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Е.Чарушин "Страшный рассказ""»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Столбовская школа»

Джанкойского райна Республики Крым




Конспект урока

по литературному чтению

во 2 классе

на тему:

«Е. Чарушин «Страшный рассказ»»





Подготовила:

учитель начальных классов

Муйдинова Эльзана Фармановна


Урок 39.

Предмет: литературное чтение

Класс 2 - А.

Учитель: Муйдинова Э.Ф.

Раздел: О братьях наших меньших

Тема. Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Тип урока: открытия новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные результаты: Осознают внутреннюю позицию школьника на основе положительного отношения к школе; развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные результаты: Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; Адекватно оценивать свои достижения; Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Осознавать познавательную информацию; Читать и слушать, извлекая нужную информацию; Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; Обращаться к различным словарям, справочникам; находить в них нужные сведения; Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Предметные результаты: совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух; совершенствовать приемы выразительного чтения; развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, осознанно использовать их при пересказе.

Оборудование: изображения животных, выставка книг по теме; карточки (текст для речевой разминки, задания).

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Подготовить безошибочное чтение с. 132 - 134

  1. Речевая разминка

Кто быстрее соберёт пословицу:

«Играть играй, да дело знай» (играй, знай, да, играть, дело)

IV. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших» под девизом, который записан у вас в тетрадях.

Остановись! Присядь! Нагнись!И под ноги взгляни!

Живой живому удивись: Они ж тебе сродни.

V. Слово учителя о Е. И. Чарушине.

- Посмотрите на выставку книг и скажите, произведение какого автора мы будем читать?

- О ком и о чём они? (о природе, о животных).



ПРОСМОТР видео материала

https://www.youtube.com/watch?v=318i26iAdw0

- Много лет назад в старинном городе Вятке жил маленький мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме Чарушиных всегда было много животных: кошки, собаки, кролики, козлята, рыбки, птица с перебитым крылом, которую Женя лечил вместе с мамой, и ещё 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых уток и тетёрок. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Мальчик понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. О себе Чарушин писал: «Я с детства научился понимать животное – понимать его движения и мимику. Мне … странно видеть, что некоторые люди совсем не понимают животное».

Все детские впечатления помогли потом Евгению Ивановичу Чарушину в его творчестве, где весёлая улыбка всегда соседствует с познавательностью. С захватывающими и увлекательными событиями.

- Сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов. Прочитайте его название.

- Скажите, когда и где вам  было страшно?

- а страшно ли вам читать этот рассказ? Почему?

VI. Работа над содержанием рассказа.

ПРОСМОТР видео материала

https://www.youtube.com/watch?v=8dD2XjSPMG8

А) Комбинированное чтение и беседа по первому восприятию.

- Почему вам было весело, ведь ребятам в начале рассказа было не до смеха?

- Как выдумаете: они трусы или нет?

- Мнения разделились. Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, нужно проследить, как изображает Чарушин поступки мальчиков, что и как он о них рассказывает.

Давайте перечитаем произведение и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу.

Б) Перечитывание начала рассказа.

– Перечитайте 1, 2, и 3 абзацы «жужжащим» чтением и постарайтесь запомнить о Пете и Шуре как можно больше.

- Что вы узнали о мальчиках?

(Остались одни, жили на даче у самого леса, сами умылись, сами разделись и легли в свои постельки)

В) Анализ произведения

- С какого момента начинают развиваться события?

(В комнате стало темно…)

- Что кроется за этим знаком (многоточие)?

(Недосказанность, тайна)

- Прочитайте диалог мальчиков. Что такое диалог?

(Диалог – разговор двух и более людей.)

- Заметьте, как вели себя мальчики. Читаем вслух.

- Кто начал разговор первым? (Шура)

- Что мальчики говорили друг другу?

(Нам совсем не страшно, мы воров не боимся, людоедов не боимся и тигров не боимся)

-  А как на самом деле чувствовали себя мальчики?(Им было страшно)

- Тогда почему они говорили, что ничего и никого не боятся?

(Уговаривали друг друга, хвастались друг перед другом, не хотели показывать свой страх)

- Помог ли ребятам успокоиться этот разговор, справиться со страхом?

(От таких мыслей они боялись ещё больше, их страх усиливался)

- Давайте дочитаем до того момента, когда пришли родители.

Задание: что больше всего напугало ребят? (Шаги)

- Прочитайте этот отрывок.

- Какое предложение указывает на то, что детям в этот момент было особенно страшно?

Чулан – кладовка, где хранятся продукты и разные вещи.

Сени – помещение в жилом деревенском доме между крыльцом и жилыми комнатами.

- Какое слово указывает на то, что всё произошло очень быстро?

- Изменится ли смысл, если сказать просто: «Петя перебежал к Щуре на кровать»?

- Как они чувствовали себя под одеялом?

- Как ещё автор передал чувство страха ребят? Обратите внимание на оформление предложений в тексте.

(Фразы короткие, отрывистые; многоточия)

Г) Подготовка выразительного чтения

- Как вы думаете, дети разговаривали тихо или громко?

(Тихо, шёпотом, прислушивались к звукам)

- А каким будет темп чтения: быстрый или неторопливый?

- Каким тоном надо прочитать? (Загадочным, взволнованным)

Д) Чтение отрывка по ролям

- Почему же им было так страшно?

(В пустой комнате раздавались шаги, но никого не было видно.)

- Как вы думаете, эти дети старше вас, моложе или ваши ровесники?

(Моложе, дошкольники)

- Почему вы  так думаете?

(Автор указывает, что они всё сделали сами; на их возраст указывает речь.)

- Кто боялся больше? (Петя)

Почему вы так думаете?

- Почему Петя? (Он моложе)

- Кто старше? (Шура. Он стал первый успокаивать брата.)

Е) Дочитываем до конца по абзацам: чем всё закончилось?

- Что сделали родители, когда дети им всё рассказали?

- Перечитайте отрывок, где раскрывается тайна.

- Прочитайте последнее предложение.

- Какое открытие сделали ребята?

- Возвратимся к вопросу в начале урока: мальчики трусы или нет? (Нет, они ещё маленькие).

- А как Чарушин относится к героям своего рассказа?

(Сочувствует мальчикам, жалеет их, посмеивается над ними)

- Так какой же этот рассказ для нас: смешной или страшный? (Для нас – смешной)

- А почему же Чарушин назвал его страшным?

(Для мальчиков этот рассказ сначала был страшным)

- Как по-другому называются смешные рассказы? (Юмористические)

- Скажите правило, какие рассказы называются юмористическими?

- А какова была дальнейшая судьба ёжика? Дети рассердились на него? Обиделись?

(Они с ним подружились)

- Как вы думаете, возьмут мальчики ежа с собой в город, когда уедут с дачи?

(Нет. Дикие животные неуютно чувствуют себя в квартире. Только голодных или раненых животных можно взять, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно выпустить.)

- Прочитайте самое последнее предложение рассказа.

Почему же теперь ежа никто не боялся?

(Дети узнали, что ежи могут приходить к жилью людей)

- Что должны делать люди, чтобы не пугаться, находясь а природе?

(Боишься тогда, когда не знаешь, чтобы не бояться – узнай)

Ж) Работа над пословицами учебника.

- Какая из пословиц соответствует содержанию рассказа?

(У страха глаза велики- чего нет и того боятся)

VII. . Слово учителя о Чарушине – художнике.

Автор этого рассказа был не только писателем, но и художником – анималистом.

Анималист – рисующий животных.

Особенно Чарушин любил рисовать маленьких зверюшек. Выставка

Обычно своих зверей Евгений Иванович помещал в детские книжки, которые писал сам. Чарушин рисовал иллюстрации к книгам Бианки, Пришвина. Маршака.

А знаете почему?

Писатель говорит об этом так: «Посмотрел картинки? Прочёл эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать. А ты человек. Тебе всё нужно знать. Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».

VIII. Оценка своей работы на уроке.

- Продолжите предложение:

Мне было интересно …

Мне захотелось …

У меня получилось…

IX. Подведение итогов урока

X. Домашнее задание

Прочитать и подготовить подробный пересказ рассказа с.136 – 138 (117 – 119)


6