СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению И. Бунин "Листопад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению И. Бунин "Листопад"»

ти и редкую впечатлительность. Писать Иван

Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину,

М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь.

В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое

стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не

только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки,

много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и

стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных

русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время

Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских

войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63

года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся

литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В

возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском

кладбище.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» имени Сушкина Т.Г.

с.Белое, Красногвардейский район Республика Адыгея








Литературное чтение


И. А. Бунин «Листопад»


4класс

УМК «Школа России»




Учитель: Трошина Н.А.





















Тема: И.А.Бунин «Листопад»


Класс: 4


Предмет: литературное чтение


УМК: Школа России


Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина


Тип урока: урок усвоение новых знаний


Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина и его стихотворением «Листопад»

- учить чувствовать поэтический мир;

-развивать умение анализировать стихотворение о природе;

-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение,

- развивать речь, память, мышление, воображение;

-воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация .


Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.


Планируемые результаты:


Предметные:


Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста: воспринимать на слух поэтическое произведение.


Личностные.

Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.


Метапредметные:


Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.


Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).


Познавательные УУД: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги .


Цели:

Ход урока

I.Орг. момент.

Приветствие.

- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).

- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).

- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).


II.Сообщение темы и целей урока.


- Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.


Утром мы во двор идем-

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

(Осень) Слайд2

- Осень приглашает нас с вами в картинную галерею. Перед вами репродукции картин крупных мастеров пейзажной живописи: И. С. Остроухова, В. Д. Поленова,

И. И. Левитана (слайд 3,4,5)


– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?


Все художники дали названия своим картинам «Золотая осень».


Художники, музыканты и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, учат нас видеть красоту природы.


- Послушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь.», но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь «увидеть» музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского) (слайд 6)


Учитель продолжает беседу на фоне музыки.


- «Осенняя песня» - тихая, печальная и очень красивая. В октябре лес полыхает пёстрыми красками. Иногда ещё чувствуется дыхание бабьего лета. Но довольно часто оно уступает место моросящему дождю, холодному ветру, дерзко срывающему с деревьев листву. Посмотрите, на картинах осень изображена разной: грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Эти картины вызывают самые разные чувства.

– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает


биографией самого поэта.

IV. Работа над новой темой.

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Листопад» известного писателя и поэта.

- Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете его фамилию.


SDБRWУНJYSИН WИFВYLАVSН АDFЛJLЕWКQСSЕZЕIВRИQЧW (слайд 7)

(Работа в парах)

(портрет писателя) (Слайд8)

- Иван Алексеевич Бунин. Бунин написал «Листопад» в 1900 году. Это не просто стихотворение, а целая осенняя поэма. А так же постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

1) Знакомство с биографией писателя.

Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей. (Слайд 9)


Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием. (Слайд 10,11)

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». (Слайд 12)

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

- Каким себе его представили?

- Итак, мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

Слушайте и представляйте, переживайте!


2) Первичное знакомство со стихотворением.

(Аудиозапись.) (Слайд 13)

–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова

писатель Иван Алексеевич Бунин. Послушайте внимательно я буду читать, а вы

закройте глаза и постарайтесь представить, то о чем я буду читать. ( Чтение

стихотворения учителем под музыку Чайковского «Времена года»)

Проверка первичного восприятия

- Что вам представилось?

Анализ первой части отрывка.


- Давайте повнимательнее рассмотрим картину осеннего леса.(чтение 1 части)

- Каким автор изобразил лес?

- Докажите. Найдите прилагательные, слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, жёлтый, голубая лазурь, просветы неба синеют, серебро, белый)


- Подберите синонимы: (лиловый – фиолетовый, сиреневый; багряный – красный; лазурь – светло синий)

- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.

- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)

- Как называются образные слова в художественной литературе? (эпитеты)

- Найдите ещё эпитеты в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)

- С чем сравнивает осенний лес поэт?( Лес, точно терем расписной)

- Кто из вас, ребята, видел терема? Какие они? (слайд 16)


- Терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? ( князья, бояре, цари)

- Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. Они были богато украшены резьбой. (слайд 17)

- Как называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение)

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? ( берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой)

- Какие деревья напомнили ему вышки?( Как вышки, елочки темнеют)

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?

- Почему в осеннем лесу мы можем увидеть небо?

- Лес похож на деревянный русский терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу одинаково пахнет. Чем же пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении.

- Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения.

- Найдите их в стихотворении. ( «Лес, точно терем расписной», «Как вышки, ёлочки темнеют», «Просветы в небо, что оконца», «Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «Мотылёк, точно белый лепесток»).

- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками

- Почему слово «Осень» поэт пишет с заглавной буквы? (Осень – хозяйка, царица этого прекрасного резного терема).

- Какой поэтический приём использует Бунин, рассказывая об Осени?

(олицетворение.)

- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. (Удивляется, восхищается, любуется, любит то, о чём пишет, радуется, ему весело)

Выразительное чтение 1 части

Физкультминутка.


Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон и два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем парке листопад.


Анализ 2 части отрывка.


- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.(чтение 2 части)

- Какова здесь осень? (грустная, она вдова)

-Кого называют вдовой? ( Вдова – женщина, у которой умер муж. Вдовы грустны, они переживают утрату. Бунинская Осень как будто помнит о своих прежних утратах и слезах. И хотя в стихотворении она не плачет, она знает, что красота её недолговечна.)

- Найдите эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, последний мотылёк, мёртвое молчанье)

- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток)

- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)

- В лесу уже «мёртвое молчание».

- Почему стало так тихо в лесу осенью? ( птицы улетели. Пусто на широком дворе лесного терема – поляне. Безлюдно в царском тереме Осени.)

- Но что нарушает тишину? (шуршание падающих листьев.)

- Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Как будем читать – громко или тихо? (слайд 18)


Такое мёртвое молЧанье

В лесу и в синей выШине,

Что моЖно в этой тиШине

расслыШать листика ШурШанье.


- Какие звуки помогают передать шуршанье падающих листьев? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют (аллитерация).

Выразительное чтение 2 части

Работа над выразительностью.

- Как мы будем читать это стихотворение – быстро или медленно?(неторопливо ,чтобы передать любование неподвижным лесом)

- Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?

(Выразительное чтение детьми.: 1 ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть)

V.Итог урока

- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

(осень воспевают и художники, и поэты, и музыканты)

- Для чего И. Бунин написал это стихотворение?

-Какие приёмы он использовал?

- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?

- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?

-Составим синквейн к слову Осень.

VI. Рефлексия.

- Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.

- Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)

- Что происходит в этом месяце? (наступает зима)

- Да.

"В полночь дождь перестал,

И как белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать снежок:"

- Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.

- Урок окончен. Спасибо.

V.Домашнее задание

- Научиться выразительно читать стихотворение И.А.Бунина «Листопад», по желанию выучить понравившиеся строки.



– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Что вас удивило?

– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?

(ответы детей)

3) Самостоятельное чтение текста.

4) Лексическая работа