ти и редкую впечатлительность. Писать Иван
Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину,
М.Ю.Лермонтову. Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь.
В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое
стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не
только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки,
много переводил. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и
стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных
русских писателей. С болью переживал Иван Бунин события в России во время
Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских
войск в этой войне. В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63
года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся
литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В
возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском
кладбище.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4» имени Сушкина Т.Г.
с.Белое, Красногвардейский район Республика Адыгея
Литературное чтение
И. А. Бунин «Листопад»
4класс
УМК «Школа России»
Учитель: Трошина Н.А.
Тема: И.А.Бунин «Листопад»
Класс: 4
Предмет: литературное чтение
УМК: Школа России
Автор УМК: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина
Тип урока: урок усвоение новых знаний
Цели: познакомить с жизнью и творчеством И.А. Бунина и его стихотворением «Листопад»
- учить чувствовать поэтический мир;
-развивать умение анализировать стихотворение о природе;
-формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение,
- развивать речь, память, мышление, воображение;
-воспитывать любовь к природе, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование: учебник литературного чтения Л. Ф. Климановой, презентация .
Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Планируемые результаты:
Предметные:
Умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста: воспринимать на слух поэтическое произведение.
Личностные.
Формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные УУД: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).
Познавательные УУД: анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги .
Цели:
Ход урока
I.Орг. момент.
Приветствие.
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают).
II.Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, отгадайте загадку и узнаете тему нашего урока.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Утром мы во двор идём -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Осень) Слайд2
- Осень приглашает нас с вами в картинную галерею. Перед вами репродукции картин крупных мастеров пейзажной живописи: И. С. Остроухова, В. Д. Поленова,
И. И. Левитана (слайд 3,4,5)
– Можно ли этим картинам дать одинаковое название? Почему?
Все художники дали названия своим картинам «Золотая осень».
Художники, музыканты и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, учат нас видеть красоту природы.
- Послушайте музыку П.И.Чайковского «Времена года. Октябрь.», но не просто наслаждаться звучанием, а постарайтесь «увидеть» музыкальную картину, созданную при помощи звуков. (Звучит музыка П.И.Чайковского) (слайд 6)
Учитель продолжает беседу на фоне музыки.
- «Осенняя песня» - тихая, печальная и очень красивая. В октябре лес полыхает пёстрыми красками. Иногда ещё чувствуется дыхание бабьего лета. Но довольно часто оно уступает место моросящему дождю, холодному ветру, дерзко срывающему с деревьев листву. Посмотрите, на картинах осень изображена разной: грустной и весёлой, солнечной и пасмурной, золотой и серой. Эти картины вызывают самые разные чувства.
– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает
биографией самого поэта.
IV. Работа над новой темой.
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Листопад» известного писателя и поэта.
- Прочитайте только русские буквы, и вы узнаете его фамилию.
SDБRWУНJYSИН WИFВYLАVSН АDFЛJLЕWКQСSЕZЕIВRИQЧW (слайд 7)
(Работа в парах)
(портрет писателя) (Слайд8)
- Иван Алексеевич Бунин. Бунин написал «Листопад» в 1900 году. Это не просто стихотворение, а целая осенняя поэма. А так же постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
1) Знакомство с биографией писателя.
Родился Иван Бунин в небогатой дворянской семье 10 (22) октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Детство Бунина прошло именно в этом месте, среди природной красоты полей. (Слайд 9)
Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Затем, в 1881 году, молодой поэт поступил в Елецкую гимназию. Однако, не окончив ее, вернулся домой в 1886 году. Дальнейшее образование Иван Алексеевич Бунин получил благодаря старшему брату Юлию, окончившему университет с отличием. (Слайд 10,11)
Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).
Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». (Слайд 12)
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
- Каким себе его представили?
- Итак, мы отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.
Слушайте и представляйте, переживайте!
2) Первичное знакомство со стихотворением.
(Аудиозапись.) (Слайд 13)
–Ребята, сегодня мы увидим, какой увидел осень великий мастер русского слова
писатель Иван Алексеевич Бунин. Послушайте внимательно я буду читать, а вы
закройте глаза и постарайтесь представить, то о чем я буду читать. ( Чтение
стихотворения учителем под музыку Чайковского «Времена года»)
Проверка первичного восприятия
- Что вам представилось?
Анализ первой части отрывка.
- Давайте повнимательнее рассмотрим картину осеннего леса.(чтение 1 части)
- Каким автор изобразил лес?
- Докажите. Найдите прилагательные, слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса. (лиловый, золотой, багряный, жёлтый, голубая лазурь, просветы неба синеют, серебро, белый)
- Подберите синонимы: (лиловый – фиолетовый, сиреневый; багряный – красный; лазурь – светло синий)
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)
- Как называются образные слова в художественной литературе? (эпитеты)
- Найдите ещё эпитеты в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)
- С чем сравнивает осенний лес поэт?( Лес, точно терем расписной)
- Кто из вас, ребята, видел терема? Какие они? (слайд 16)
- Терема строили в Древней Руси. Кто жил в теремах? ( князья, бояре, цари)
- Сохранились каменные терема, но наши предки чаще строили деревянные. Они были богато украшены резьбой. (слайд 17)
- Как называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение)
- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? ( берёзы желтою резьбой блестят в лазури голубой)
- Какие деревья напомнили ему вышки?( Как вышки, елочки темнеют)
- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?
- Почему в осеннем лесу мы можем увидеть небо?
- Лес похож на деревянный русский терем и своим запахом. И в новом деревянном тереме, и в лесу одинаково пахнет. Чем же пахнет и почему? Найдите ответ в стихотворении.
- Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой и запахом. И чтобы читатели могли лучше представить осенний лес, Бунин использует сравнения.
- Найдите их в стихотворении. ( «Лес, точно терем расписной», «Как вышки, ёлочки темнеют», «Просветы в небо, что оконца», «Воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра», «Мотылёк, точно белый лепесток»).
- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками
- Почему слово «Осень» поэт пишет с заглавной буквы? (Осень – хозяйка, царица этого прекрасного резного терема).
- Какой поэтический приём использует Бунин, рассказывая об Осени?
(олицетворение.)
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение. (Удивляется, восхищается, любуется, любит то, о чём пишет, радуется, ему весело)
Выразительное чтение 1 части
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон и два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем парке листопад.
Анализ 2 части отрывка.
- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.(чтение 2 части)
- Какова здесь осень? (грустная, она вдова)
-Кого называют вдовой? ( Вдова – женщина, у которой умер муж. Вдовы грустны, они переживают утрату. Бунинская Осень как будто помнит о своих прежних утратах и слезах. И хотя в стихотворении она не плачет, она знает, что красота её недолговечна.)
- Найдите эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (пустая поляна, последний мотылёк, мёртвое молчанье)
- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток)
- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)
- В лесу уже «мёртвое молчание».
- Почему стало так тихо в лесу осенью? ( птицы улетели. Пусто на широком дворе лесного терема – поляне. Безлюдно в царском тереме Осени.)
- Но что нарушает тишину? (шуршание падающих листьев.)
- Прочитаем строки так, чтобы зашуршали листики. Как будем читать – громко или тихо? (слайд 18)
Такое мёртвое молЧанье
В лесу и в синей выШине,
Что моЖно в этой тиШине
расслыШать листика ШурШанье.
- Какие звуки помогают передать шуршанье падающих листьев? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют (аллитерация).
Выразительное чтение 2 части
Работа над выразительностью.
- Как мы будем читать это стихотворение – быстро или медленно?(неторопливо ,чтобы передать любование неподвижным лесом)
- Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?
(Выразительное чтение детьми.: 1 ряд – 1 часть, 2 ряд – 2 часть)
V.Итог урока
- Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?
(осень воспевают и художники, и поэты, и музыканты)
- Для чего И. Бунин написал это стихотворение?
-Какие приёмы он использовал?
- А теперь прислушайтесь к себе: какие чувства у вас вызвали картины осеннего леса?
- При каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строчки из этого стихотворения?
-Составим синквейн к слову Осень.
VI. Рефлексия.
- Осень рассыпала листики. Возьмите тот, который соответствует вашему настроению.
- Какой сейчас идёт месяц? (ноябрь)
- Что происходит в этом месяце? (наступает зима)
- Да.
"В полночь дождь перестал,
И как белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок:"
- Так незаметно приходит зима. И значит, мы с вами продолжаем своё путешествие в мир поэзии, будем читать стихи о зиме, рассматривать зимние картины.
- Урок окончен. Спасибо.
V.Домашнее задание
- Научиться выразительно читать стихотворение И.А.Бунина «Листопад», по желанию выучить понравившиеся строки.
– Понравилось ли вам это стихотворение?
– Что вас удивило?
– Поделитесь мыслями и чувствами, которые возникли у вас?
(ответы детей)
3) Самостоятельное чтение текста.
4) Лексическая работа