СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению Ю. Яковлев "Полосатая палка" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по литетратурному чтению Ю. Яковлев "Полосатая палка" 3 класс. В групповой форме.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Ю. Яковлев "Полосатая палка" 3 класс»

Ход урока

Этапы урока


Оргмомент

Здравствуйте, ребята!

Встаньте правильно, подтянитесь.

Посмотрите на гостей, улыбнитесь.

Посмотрите влево – вправо,

Вверх – вниз, на меня.

Потихоньку садитесь.

Начнем урок – квест с девиза класса!

«Собраться вместе – это начало.

Держаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех!»

(Звучит песня «Дорогою добра»)

Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви. Сегодня на уроке нам нужно раскрыть ещё один секрет добра. Этот цветок нам в этом поможет.

Как вы думаете, почему наш урок сегодня начался именно с такой песни? (ответы детей)

Повторение ранее изученных тем

Чтобы перейти к следующему этапу урока – квеста, мы с вами познакомимся.

1 команда: Грамотеи

Девиз: Мы любим учиться,

Мы любим читать,

И будем мы к знаниям,

Путь продолжать!

2 команда: Всезнайки

Девиз: Кто много читает,

Тот много знает!

3 команда: Почемучки

Девиз: Любознательные дети –

Знать хотим мы

Все на свете!

Отлично! Теперь можно продолжать.

Чтобы узнать тему урока, я проверю ваши знания по ранее изученным темам.

Я читаю фразу из рассказа, сказки, стихотворения, басни. А вы должны сказать название. Найти картинку в классе соответствующую этому рассказу, сказке, стихотворению или басни. Какая первая команда ответит, та и подходит к картинке, а под ней слоги, тем самым мы с вами соберем тему нашего урока.

  1. Мороз и солнце, день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный –

(Зимнее утро)

  1. Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На песчаные поляны

Льет печально свет она.

(Зимняя дорога)

  1. Царь с царицей простился,

В путь дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

  1. Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, она не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!».

(Отец и сыновья/ Л.Н. Толстой)

  1. Голодная волчиха встала, чтобы идти на охоту. Её волчата, все трое, крепко спали, сбившись в кучу, и грели друг друга. Она облизала их и пошла.

(Белолобый/ А.А. Чехов)

  1. В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

(Лев и собачка/Л.Н. Толстой)

Отлично, перед вами на доске слоги, сейчас вы должны составить тему нашего урока.

Этот рассказ поможет нам раскрыть, что главное в человеке и что надо в человеке раскрывать, какие качества.

(«Полосатая палка»)


Отлично, перед вами на доске слоги, сейчас вы должны составить тему нашего урока.

Этот рассказ поможет нам раскрыть, что главное в человеке и что надо в человеке раскрывать, какие качества.

(«Полосатая палка») , которую написал Юрий Яковлев.

Как вы думаете, какую цель мы можем поставить на сегодняшний урок?

(1 Познакомиться с биографией Юрия Яковлева; 2 Читать рассказ «Полосатая палка»; 3 Стараться найти главную мысль текста.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя и просто удивительного человека Юрия Яковлевича Яковлева.

Яковлев Юрий Яковлевич - Российский детский писатель. Родился в Ленинграде.

Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М. Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.

Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизнь, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны. Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик с коньками» и многих других.

Открыли учебники на странице 110.

-Ребята, в тексте нам встретятся непонятные слова, поэтому разберем их сейчас

-Общественники, всеобуч, колония, разболтанный, наступление, девиз, герб, ринулся.



-Как вы понимаете эти слова?

Общественник - человек, который активно участвует в общественной жизни, занимается общественной работой

Всеобуч- обязательное всеобщее начальное обучение (составлено из сокращения слов: всеобщее обучение)

Колония -поселение (исправительно-трудовое учреждение с облегчённым режимом)

Разболтанный- лишённый устойчивости, твёрдости, недисциплинированный, несобранный.

Наступление- процесс действия

Девиз- краткое изречение, в котором выражается главная, руководящая мысль

Герб- эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах

Ринулся- стремительно броситься, устремиться.



Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

- Что главное, скажите в человеке?

-Конечно, разум- первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

- Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил:

- Воля на пути, который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.

- Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

-Что же считал главным в человеке третий мудрец?

(Дети высказывают свои варианты)

- Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.



Перед тем, как я начну читать, в тексте нам встретятся непонятные слова, поэтому разберем их сейчас

-Общественники, всеобуч, колония, разболтанный, наступление, девиз, герб, ринулся.

-Как вы понимаете эти слова?

Общественник - человек, который активно участвует в общественной жизни, занимается общественной работой

Всеобуч- обязательное всеобщее начальное обучение (составлено из сокращения слов: всеобщее обучение)

Колония -поселение (исправительно-трудовое учреждение с облегчённым режимом)

Разболтанный- лишённый устойчивости, твёрдости, недисциплинированный, несобранный.

Наступление- процесс действия

Девиз- краткое изречение, в котором выражается главная, руководящая мысль

Герб- эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах

Ринулся- стремительно броситься, устремиться.

Познакомившись с неизвестными для нас словами, можно приступать к чтению рассказа.

Сели ровно, приготовились следить по тексту и слушать внимательно, чтобы потом смогли ответить, какое же слово сказал 3-ий мудрец.

(Первичное чтение текста учителем)

-Послушав рассказ, как автор представляет нам главного героя в начале? Каким он был до того, как в его руки попала полосатая палка? Перед вами на доске черты характера, давайте выберем то, что подходит главному герою.

- Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов на карточке:

- А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства?

- Как вы думаете, почему мальчик совершал такие поступки?

Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.

- Почему он над ними не задумывается? (знал, что ему ничего не будет)

Наверное, в жизни относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.

- Ю. Яковлев рассказал нам о мальчике с непростым характером, у которого девизом были слова: «лучшая оборона - наступление».

С какого момента Мишка начал понимать, что он сделал что – то не правильно? (Когда бабушка рассказала, что полосатая палка для слепых).

Почему Миша сначала хотел избавиться от палки, а потом решил идти с ней на перекресток?

Так какую же роль отводит палке автор? Можете ли вы теперь сказать, почему автор дал такое название своему произведению?

(автор посредство палки изобразил внутреннее состояние мальчика. Палка – его совесть. Его внутреннее состояние.)

Что такое совесть? Давайте разберемся в этом понятии. Смысл его угадывается, если всмотреться в само это слово.

(Нравственное сознание или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка;, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла.)

Какое нравственное начало еще было живо в Мишке и пробудилось в самый ответственный момент? ( В нем проснулась совесть. Значит он не совсем безнадежный и потерянный для общества человек.)

Сейчас нам Алина прочитает замечательное стихотворение о совести.

Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,

Нас порою обличает совесть.

Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось – ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она — бывает чистой;

А еще способна укорять;

И в делах раскаяться и в мыслях

(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим

Совесть, чтоб могли свой видеть путь:

Можно — жить по совести, а можно –

Навсегда дать совести уснуть.

А сейчас вернемся к мудрецам. Как вы думаете, что же главное в человеке? Совесть конечно!

Вернемся к цветку под названием милосердие, раскроем лепестки, и назовем все самые главные черты человека!

Ребята, делайте добро, вам вернется в трое больше. Как говорится, относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе!


- Подводя итог урока, сейчас мы с вами сделаем уборку дома!

Перед вами на доске:

чемодан (что понравилось и чтобы взял в багаж)

корзина (если знания, полученные на уроке не нужны их можно поместить в корзину)

мясорубка (было интересно, полезно, но еще не переработано, что еще нужно додумать)

- Записываем на листе и поочереди помещаем в 1 из 3 картин.

Сейчас перед вами карточки, в которых по 10 – ти бальной шкале должны оценить свою работу и работу класса на уроке

Я от 0 до 10

Мы от 0 до 10

Дело от 0 до 10

Всего Вам хорошего, доброго, творите добро, улыбайтесь и живите счастливо!