СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "К.И.Чуковский "Федорино горе". Герои"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "К.И.Чуковский "Федорино горе". Герои"»

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: К И Чуковский «Федорино горе». Герои.

Тип урока: Урок-исследование, закрепление.

Цель: формировать умение анализировать произведение Чуковского «Федорино горе»

Задачи:

-закрепить понятие «сказка»

-учить устанавливать последовательность действий в произведении

-учить давать характеристику героине сказки

-тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения

- развивать и обогащать речь учащихся

-воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность

Формирование УУД:

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Анализировать объект с целью выделения существенных признаков.

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД

Развивать умение слушать и понимать речь других,

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

выразительно читать.

Развивать умение работать в паре, группах.

Учить продуктивно, сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками.

Регулятивные УУД

Учит определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

Развивать умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Давать самооценку на основе критерия успешности.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения

Читать выразительно

Передавать настроение стихотворения

Объяснять значение некоторых слов

Определять особенности юмористического произведения

Характеризовать героя, используя антонимы

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.

Оборудование: проектор, презентация, рисунки самовара, чашек, карточки с определением.








ХОД УРОКА


  1. Мотивация самоопределения к учебной деятельности (2-3 мин)

Цель : настроить на урок


Громко прозвенел звонок,

Давайте настроимся все на урок,

Улыбнёмся друг другу, и нашим гостям,

Чудесных открытий желаю всем вам!


- Ребята, сегодня вы будете работать в парах, группах и чтобы в классе царила доброжелательная атмосфера, предлагаю вам выполнить следующее упражнение. Оно называется «Добро в ладошках». (складывают ладошки, как в игре «Колечко-колечко»…)


- Ребята, работать на уроке будет веселее, когда у вас замечательное настроение.

- Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева мы с вами устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для этого чаепития.


- Ребята, сейчас я предлагаю вам послушать загадку и ответить на вопрос: «Что раньше стояло во главе стола при чаепитии?»


Он округлый, но не шар,

Медный - не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

Люди… /САМОВАРОМ/


- Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и прочитаем, какой этап работы нас ждет. «Определение темы урока» . ТЕМА УРОКА


II. Постановка темы и цели урока (3 мин.)

Цель: назвать автора и название произведения, целеполагание.


- В этом нам поможет приём под названием «Кроссенс». Перед вами серия картинок.


- Ребята, кто или что их объединяет?

(будем учиться давать характеристику героям сказки и их поступкам)


- Сформулируем тему урока.

(Самовар переворачивается – тема урока) К.И.Чуковский «Федорино горе». Герои.

СЛАЙД -Вы на прошлом уроке только познакомились с содержанием произведения.

- Что вы уже знаете о нём?


- Ребята, у вас на партах лежат оценочные листы, найдите цифру 1. Если вы считаете, что….. поставьте +


III.Работа над сказкой. Первичное закрепление


- Прежде чем мы начнём говорить о героях сказки я вам предлагаю вспомнить незнакомые слова, которые встречались нам при чтении.


(появляется 3 чашка на ней надпись «Словарная работа» - 5 мин.


Цель: развивать и обогащать речь учащихся

Работа в группах (по 4 человека), называют по очереди, поднимают картинку


Из предложенных вариантов выбрать нужное определение к слову

КОРЫТО

РАСТОПЫРИЛА ГЛАЗА -

КАДКА

КОЧЕРГА

РАСФУФЫРИЛА

ПРУСАКИ

УШАТ

Карточка .Определи значения трудных слов:

1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;

2.Широко раскрыла;

3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;

4.Распушили хвосты;

5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;

6.Рыжий таракан

7.Бочка с прямыми боками и одним дном

8.Небольшая деревянная кадка с ушами (ручками)

9. Деревянная округлая палка для раскатывания теста

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - 1 мин. ХОМКА


(появляется 4 чашка на ней надпись «ОБРАЗЫ») – 5 мин.

- А кто персонажи в этой сказке? (Федора, животные, посуда, предметы быта)

- Верно! Я предлагаю сначала рассмотреть образ Федоры в начале сказки. Работаем в парах. Возьмите рабочие листы. Подчеркните красным цветом те качества….

(проверка : отвечают по 1 качеству ) сверка со СЛАЙДОМ


- Ребята, к образу Федоры мы ещё вернёмся.




- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?

(ленивая, неряшливая – заботливая)

- Жалко ли вам Федору?

- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)

- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась. Посуда вернулась.)

-Какую песню пела Федора? (прочитать, с.19)

-Что сказала Федора, когда все решили вернуться к ней? (прочитать, с. 21)

- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”

(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)


VI. Выборочное чтение.

Опыт: А сейчас представьте, что вы что-то рассыпали. Как это происходит, мгновенно или нет? (падает быстро, а происходит не очень быстро) Высыпаю карандаши.

- Найдите, что в сказке сыплется. (Топоры.) стр. 13

- Прочитайте теперь, передавая движение голосом.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы. (2-3 ученика)



Опыт: стучу блюдцами.

- С каким звуком стучат о друг дружку, например, блюдца? (Звонко, как колокольчики.) стр. 14



- Чуковский этот звук заменил словом, найдите их? Прочитайте, стараясь передать этот звук.

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Дзынь! Дзынь!(2-3 ученика)

- Используя эти два опыта, покажите голосом и интонацией как убегают ножи, кастрюля, чайник.

– Оцените свое чтение. (Все удалось– и т.д.)

Говорим о животных…

- Ребята, а почему автор начал сказку с того, что



(появляется 7 чашка на ней надпись «Инсценировка или инсценирование или чтение по ролям») – 5 мин.


- Раздаю ребятам «шапочки» с надписями: Федора, корыто, кот 1,2,3,4, тарелка 1,2,3, блюдце 1,2,3, кочерга. Открываем учебник на стр.15.

Прежде чем начнём читать, давайте проведём речевую разминку СЛАЙД.

Я в качестве автора.



Цель: провести проверку по теме урока.

-Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». Работа в группах (хором по рядам).

И сказала скалка:

«Мне… Федору жалко»

И сказала чашка:

«Ах, … она бедняжка»

И сказали блюдца:

«Надо бы…вернуться»

И сказали утюги:

«Мы… Федоре не враги»


Тест (индивидуальная работа – взаимопроверка) – 4 мин.


1. Как звали главную героиню сказки?

А) Мария Николаевна

Б) Федора Егоровна

В) Елизавета Васильевна


2. Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?

А) Корова

Б) Коза

В) Свинья


3. Как кто скакали тарелки?

А) как зайцы

Б) как белки

В) как кенгуру


4. Кто остался в доме у Федоры?

А) кошки

Б) тараканы

В) попугай


5. Что делала Федора, когда звала посуду домой?

А) читала стихи

Б) пела тихую песню


6. На чём стоял самовар в конце сказки?

А) на столе с белой скатертью

Б) на подоконнике

В) на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке



(появляется 9 чашка на ней надпись «ИТОГ») – 2 мин.


- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?

(Шутливая, но есть и серьезный смысл). – Чему она нас учит? (Поучительная и полезная)


- Кто виноват в Федорином горе?

-Поняла ли Федора свою ошибку?

- Кто ей помог исправиться? ВЫ согласны, что и в жизни нужно помогать друг другу? ам

- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами.


- Ребята, а как вы думаете, чему учит сказка?

- К чему может привести не соблюдение чистоты?

Пословицы

«Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто»


«Где труд, там и счастье»

-Какая пословица подходит к началу сказки, а какая к концу?

-Почему?


IV. Рефлексия - 1 мин.

СМАЙЛИКИ НА БУБЛИКАХ

СЕРТИФИКАТЫ





V. ДЗ. Инструктаж.









































ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ




ИМЯ _________________


  1. Тема, цели урока.


  1. Словарные слова.


  1. Образы.


  1. Выразительное чтение.


  1. Игра «Вставь словечко»


Итог


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ




ИМЯ _________________


  1. Тема, цели урока.


  1. Словарные слова.


  1. Образы.


  1. Выразительное чтение.


  1. Игра «Вставь словечко»


Итог


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ




ИМЯ _________________


  1. Тема, цели урока.


  1. Словарные слова.


  1. Образы.


  1. Выразительное чтение.


  1. Игра «Вставь словечко»


Итог


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ




ИМЯ _________________


  1. Тема, цели урока.


  1. Словарные слова.


  1. Образы.


  1. Выразительное чтение.


  1. Игра «Вставь словечко»


Итог


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ




ИМЯ _________________


  1. Тема, цели урока.


  1. Словарные слова.


  1. Образы.


  1. Выразительное чтение.


  1. Игра «Вставь словечко»


Итог


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ




ИМЯ _________________


  1. Тема, цели урока.


  1. Словарные слова.


  1. Образы.


  1. Выразительное чтение.


  1. Игра «Вставь словечко»


Итог


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ




ИМЯ _________________


  1. Тема, цели урока.


  1. Словарные слова.


  1. Образы.


  1. Выразительное чтение.


  1. Игра «Вставь словечко»


Итог


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ




ИМЯ _________________


  1. Тема, цели урока.


  1. Словарные слова.


  1. Образы.


  1. Выразительное чтение.


  1. Игра «Вставь словечко»


Итог