СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению Константин Бальмонт «Золотое слово».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Константин Бальмонт «Золотое слово».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению Константин Бальмонт «Золотое слово».»

Тема: Константин Бальмонт «Золотое слово».

Цели:-организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему знакомству с творчеством и биографией К.Д.Бальмонта,

- знакомство с новым произведением поэта, определение основной мысли,

- развивать словесно-логическое мышление, речь и воображение,

- содействовать наработке у учащихся положительного личностного отношения к природе.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

Все красиво дружно встали, улыбнулись, подравнялись.

Тихо сели за свой стол, начинаем разговор.

2.Проверка домашнего задания.

- И наш разговор мы начинаем с проверки домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы».

- Что же хотел сказать нам Николай Алексеевич Некрасов этим произведением? (бережно относится к природе, к братьям нашим меньшим)

- Да, ребята, автор призывает нас беречь и любить природу, всё то, что нас окружает. И мне хотелось бы вам прочитать стихотворение Евгения Евтушенко.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

- О каких зверях внутри нас говорит автор? (это человеческие пороки: жадность, злость, зависть, лень, и т.д.)

- И я хочу, чтобы этих зверей в вас никогда не было.

- Ну а мы продолжаем изучать поэтическую тетрадь. Что это значит? (мы познакомимся с произведениями поэтов, выучим их наизусть, учимся слушать стихи, понимать красоту поэтического слова, и т.д.)

3.Введение в тему.

1.Работа с пословицей.

Осень говорит: я поля уряжу: весна говорит: я ещё погляжу.

- Прочитайте пословицу. Объясните её смысл.

(Осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление в августе. В сентябре бывает всё красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала она даже борется с зимой. И всё-таки одолевает зиму. Иногда она бывает ранняя, а иногда и поздняя. Постепенно весной всё зеленеет и становится красивым.)

- Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные.


2. Знакомство с поэтом.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством ещё одного замечательного поэта.

- Скажите, кто-нибудь читал произведения Бальмонта?

- Другой поэт Александр Блок сказал о нём следующее:

«Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну».

- Кто догадался, о чём будем говорить на уроке. (Мы будем говорить о весне).

- Да, ребята, сегодня мы познакомимся с произведением Бальмонта «Золотое слово». Будем учиться делиться своими впечатлениями о прочитанном. Постараемся услышать весну в душе поэта. И чтобы нам было немного легче, давайте поближе познакомимся с поэтом.

- Константин Дмитриевич Бальмонт родился в 1867 году в деревне Гумнище Шуйского уезда Владимирской губернии в семье помещика. Детство он провел в родной усадьбе. Большое влияние на него оказывала мать, высококультурная женщина. Учился он в гимназии города Шуи, продолжал обучение во Владимирской гимназии. Свои первые стихи он сочинил, когда ему было 9 лет. Большую часть жизни он провел за границей, где и умер в 1942 году. Там он написал цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Большинство сочинений Бальмонта связаны с воспоминаниями  о Родине, о родной природе. Строки его стихов напевны, мелодичны. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.

  1. Прослушивание стихотворения чтецом.

- Понравилось вам стихотворение? Чем? (Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представляется весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит)

4.Физкультминутка.

5.Работа по теме урока.

1. Работа над стихотворением.

- Давайте вспомним, как называется стихотворение?

- В каком значении употреблены эти слова? (В переносном)

- Какие слова обычно называют золотыми? (Слова, которые подтверждаются делом).

-Сегодня мы познакомимся с новым средством художественной выразительности – метафора. Метафора - это употребление слов и выражений в переносном смысле на основе сходства, сравнения.

- Почему же поэт назвал свое стихотворение «Золотое слово»? (весна выполнила свое обещание).

-Какие ещё метафоры со словом золотые вы знаете?(золотые руки)

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли.

- Объясните слово «кутерьма» - суматоха, беспорядок.

- Прочитайте вслух стихотворение – 2 ученика.

- Давайте оживим это стихотворение. Нарисуйте устную картину, которая возникла у вас в голове, когда вы читали и слушали это произведение.


- Итак, прочитайте выразительно слова-обещания каждого времени года. Какую интонацию вы выберете? (хвастливую, ведь они обещают сделать то, что могут только сами)

- Кто обещал всё озолотить?

- А кто всё сделал на самом деле?

- Разве у весны есть золотые краски? И если есть, то в чём они? (весной солнце золотится, лютик золотой и т.д.)

- Как вы поняли выражение «жёлтый одуванчик – будет и седой»?

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- Только что мы увидели, как природа сильно воздействует на чувства человека, на его настроение. Какое время года приносит с собой радость, тепло, веселье? Мы с вами знаем, что весна-это любимое время года для многих писателей и поэтов.

- Назовите фамилии поэтов, которые посвящали свои стихи весне. (Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится», Майков А.Н. «Весна») .

- Прочитайте наизусть эти стихи.

6.Рефлексия.

- Выберете смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

- я всё понял…

- я испытывал небольшие затруднения…

- мне было очень трудно…

7.Подведение итогов.

я знаю…, я умею…, я могу…

8.Домашнее задание.

«3» - выразительное чтение стихотворения;

«4» - выразительное чтение и рисунки;

«5» - выучить стихотворение наизусть.