СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Лев и собачка. Л.Н.Толстой" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. В нем прослеживаются разные приемы работы с учащимися  по формированию читательской грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Лев и собачка. Л.Н.Толстой" 3 класс»

Конспект урокалитературного чтения в 3 классе по теме"Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"

Цели урока:

  • Углубить знания о творчестве Л.Н.Толстого; расширить представления о жизни животных.

  • Развивать речь и логическое мышление учащихся; продолжить работу над выразительным чтением.

  • Воспитывать доброе отношение к животным, учить понимать чужую боль.

Задачи:

  • продолжить работу над анализом художественного произведения;

  • отрабатывать навыки выразительного чтения;

  • умения определять главную мысль произведения;

  • учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

  • : развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в паре, в группе;

  • воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, оценивать деятельность свою и товарища;

  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;

  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в паре.

  • Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, в группе, использование ИКТ.

Ожидаемые результаты.

  • Вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

  • увеличение интереса к литературным произведениям о животных, повышение эрудиции и словарного запаса детей;

  • развитие фантазии, творческого воображения;

  • совершение доброго поступка по отношению к животным;





Ход урока

Организационный момент

Учитель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Тихонечко сели.


Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Ребята, постарайтесь настроиться сегодня на интересную работу, внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.

Девизом нашего урока будут такие слова: «"Чуткому сердцу откроются тайны" (на слайде). Как вы понимаете это высказывание?

-А какой писатель поможет открыть эти тайны? (Л.Н. Толстой)

-Постарайтесь вспомнить, что вы узнали о Л.Н. Толстом, о его творчестве? Для этого я предлагаю поиграть в игру «Шаг вперед»

1. Произведение «Прыжок» - это…(басня, быль или рассказ)?

А) быль Б) басня В) былина

2. Где происходят события ? ( на яхте, корабле, лодке)

3. Мальчику герою произведения было…

А) 15 лет Б) 10 лет В) 12 лет

4. Мальчик – герой произведения был сыном…

А) матроса Б) капитана В) дрессировщика обезьяны

5. Обезьяна отняла у мальчика …

А) шляпу Б) панаму В) матросскую бескозырку

6. Обезьяна повесила шляпу на…

А) край палубы Б) край мачты В) край перекладины

7. Что заставило мальчика полезть на мачту за обезьяной?

А) ему было жалко шляпы, потому что обезьяна её трепала

Б) ему было стыдно перед матросами, которые смеялись

В) он просто хотел похвастаться своей ловкостью

8. Капитан вышел из каюты с ружьём, чтобы…

А) стрелять чаек Б) спасти мальчика В) стрелять акул

9. Что закричал отец? Продолжи фразу.

«- Прыгай, или _____________________»

10. Почему капитан заплакал?

А) от счастья Б) от горя В) от сильного потрясения

-Отлично. Молодцы.

-Ребята, а какую работу мы выполняем на уроках чтения для того, чтобы читать красиво, выразительно?

- Правильно. Я предлагаю вам выполнить речевую разминку.

ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА.

ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ.

ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДРИМ ДОБРОТУ.

 Давайте прочитаем чистоговорку в умеренном темпе.

- Прочитаем медленно, затем с ускорением.

- Начинаем читать быстро, затем замедляем темп чтения.

Введение в тему и подготовка к восприятию текста.


Мы уже многое знаем об этом писателе. Давайте всмотримся в его глаза. Говорят, что глаза - зеркало души.

- Какие они? (добрые, внимательные, мудрые)

Лев Николаевич был очень добрым, щедрым человеком и умел чувствовать чужие беды и страдания. И эти качества он сохранил в себе до конца жизни. – Узнаем, что же сегодня нам хотел сказать автор своим произведением.

Послушайте стихотворение и определите, о ком пойдёт речь в произведении.


С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои владения зорко.
Даже не думай встать на пути!
С царской особой ты не шути!

Бедная собака – бросили её
Старая собака – где её жильё?
Злой хозяин, вредный,
Выгнал за порог! Перед нею, бедной, Нет уже дорог.

Сразу включается звук зверей.

Лев – это хищное животное из семейства кошачьих. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг. У льва отличное зрение и слух, он очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх овладевает дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет.

– Что можно сказать о собаке? (домашнее животное, друг человека)

Во многих городах на улицах бродят бездомные собаки. Бездомная собака – брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния.

- Откройте стр.160 и прочитайте, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся?

Что написано в скобках? (быль)

Что такое быль?

Обратимся к “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение этого слова.

Быль – 1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.


-Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?

Свои предположения мы проверим после знакомства с рассказом.

Сообщение целей урока.

-Какие цели мы должны перед собой поставить?

-Мы с вами все умеем читать, но на уроках литературы мы учимся понимать прочитанное глубже, видеть за буквами чувства писателя и его героев, пробуем понять почему писатель это написал.

- Ребята, я хочу, чтобы вы поставили перед собой задачу

1 Учиться выражать собственное отношения к изображённым событиям в произведении, к поступкам людей;

2 Учиться самостоятельно добывать знания, выделять главное в произведении.

3 Продолжить работу над выразительным чтением.

Хочу, чтобы через урок вы пронесли чувство сострадания, научились быть добрыми между собой и по отношению к животным.

Учитель: Ребята, как вы думаете, могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?(ответы детей: да – нет)


Об этом мы узнаем в ходе работы над этим произведением.


Работа над содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

1) Первичное восприятие текста.

Сейчас я предлагаю вам послушать быль «Лев и собачка».

И после прослушивания её подумайте ответить мне на вопрос: О чем эта быль?

Включается аудизапись были «Лев и собачка».

2) Проверка первичного восприятия.

Вы очень внимательно слушали эту историю.

-Понравился рассказ?

- О чем эта быль? (О любви и привязанности животных друг к другу)

-Каково ваше впечатление от рассказа?

Поделитесь своими чувствами и мыслями.

(Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев непросто привязался к собачке, а полюбил её. Он добрый, поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.)

- А в каком городе это произошло? (В Лондоне)

Учитель: История, о которой рассказывает Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе Лондоне. Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен, он испытал чувство сострадания, то есть умение чувствовать чужие страдания и беды, поэтому Толстой и написал об этом рассказ – «Лев и собачка».

Словарная работа.

-Сейчас прочитаем еще раз произведение.


Обрати внимание, в тексте будут встречаться незнакомые слова.


Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.


Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Подле около, близко, совсем рядом.

Ощетиниться поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

ФИЗМИНУТКА для глаз

Перечитывание текста.Анализ произведения.


Чтение детьми « жужжащее чтение»

-Прочитайте, как начинается рассказ? (1-2абзац)

1ч. (1-2абзац)

- Что нужно было, чтобы пройти посмотреть животных?

Посмотрите, какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать?

Люди безжалостны - вместо того, чтобы брать просто деньги, они уничтожали животных и смотрели на эту расправу

Кошки, собаки и деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким зверям.



- Кто показывал зверей в зверинце?

- Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?

- Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце?

- 2ч. (3-6 абзац)

- Как собачка чувствовала себя в клетке?

- Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?

- Подтвердите словами из текста.

- Почему лев не тронул собачку?

- 3ч. (7-9 абзац)

- Можно сказать, что лев заботился о собачке?

- В чём проявилась эта забота?

- Как автор относится к собачке? Ко льву?

4ч. (10 абзац)

- Кто такой барин?

- Почему собачка не радуется хозяину?

- Почему лев не дал забрать собачку?

5ч. (до конца)

- Сколько времени прожили лев с собачкой?

- После болезни собачка умерла. Как ведёт себя лев? Прочитаем?

- Почему лев затих?

- Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?

- Почему лев лежал пять дней?

- Отчего он умер?

- С кем сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

(изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

Учитель: Л.Н.Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

-Прочитайте про себя последние два предложения.

Скажите, чем заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

Эта история, доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее, добрее и преданнее нас.


Работа в группах

Сейчас каждая группа должна выбрать только те качества которые подходят вашему герою.(Ребята получают слова, выбирают и приклеивают их на листочек. Покажите, что у вас получилось. Согласны? Молодцы.

-Ребята, какой конец в этой истории? (печальный, грустный)

Эта история настоящая трагедия. А трагедия ребята – это большое несчастье, которое заканчивается смертью одного или нескольких героев.

- Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?

Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.

Работа по картинке учебника.

1) Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
    – Когда животные подружились и лев не хотел никому отдавать собачку

2) Как выглядят животные?
    – Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.

3) А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
    – Дружба животных. Нам вместе очень весело.

Работа в парах.

-Сейчас вам предлагаю поработать в парах и собрать пословицу.

-Читаем свои пословицы.

-О чем все эти пословицы?

-А какие пословицы подходят к нашему рассказу?



Творческие задания

Учитель:. Подумайте, если бы лев и собачка умели разговаривать, какой диалог мог бы состояться между ними при первой встрече?

Собачка: Не тронь меня, я добрая. Давай дружить! Как я тебя боюсь! Ты такой большой.

Лев: Какая ты интересная собачка! Не бойся меня, собачка, я огромный, но добрый.

Диалог:

Собака: Не тронь меня, я добрая!

Лев: Какая интересная собачка. Боишься, да?

Собака: Да, я тебя боюсь. Ты такой большой. А я ведь маленькая.

Лев: Не бойся меня, собачка. Я огромный, но добрый.

Собачка: Давай тогда дружить!

Лев: Давай, ты мне нравишься. Будем дружить! Я тебя не дам в обиду.

Рефлексия урока

- Наш урок подходит к концу.

- Подведем итог.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- О чём этот рассказ? (О дружбе льва и собачки.)

- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя?

Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.

- А у нас в классе есть такие ребята, которые умеют жалеть наших братьев – животных?

Значит, у вас, ребята, большое и доброе сердце. Запомните, ребята! «Всё доброе на Земле – от солнца, всё хорошее – от человека»



У вас у каждого лежит сердечко. Напишите на нем такой вопрос, который требует не простого ответа да или нет, полного, развернутого, где нужно подумать и высказать свое мнение, вспомнить это произведение. А на следующем уроке мы с вами по очереди будем подходить к этому дереву и отрывая сердечко, отвечать на вопросы.

-Спасибо, что вы были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.


Домашнее задание

Стр.160-161 составить план пересказа и нарисовать своего домашнего любимого питомца.