СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению "Лиса и козел" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 1 в разделе «Чтение и анализ русских народных сказок»

Мы начинаем изучение сказки как жанра фольклора не на пустом месте, дети хорошо знают и любят сказки. Кроме того,у учеников уже есть литературные знания и навыки анализа текста, которые помогут им разобраться. Они уже знают, что в художественном тексте возможны фантастические сюжеты и герои. Изучая басни, они познакомились с текстами, где действуют и говорят животные.Наша задача при изучении сказок - помочь ученикам-читателям осмыслить один из главных способов создания образа героя художественного произведения- изображение характера через  поступки героя.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению "Лиса и козел" для 1 класса»

Конспект урока литературного чтения в 1 классе,

учителя начальных классов

Скоробогатовой Светланы Ивановны


Тема: Чтение и анализ русской народной сказки «Лиса и козел»



Урок № 1 в разделе «Чтение и анализ русских народных сказок»

Мы начинаем изучение сказки как жанра фольклора не на пустом месте, дети хорошо знают и любят сказки. Кроме того,

у учеников уже есть литературные знания и навыки анализа текста, которые помогут им разобраться. Они уже знают, что в художественном тексте возможны фантастические сюжеты и герои. Изучая басни, они познакомились с текстами, где действуют и говорят животные.Наша задача при изучении сказок - помочь ученикам-читателям осмыслить один из главных способов создания образа героя художественного произведения- изображение характера через поступки героя.


Тип урока: Урок формирования новых знаний

Цель урока: формирование умения анализировать образы героев сказки; ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы,

соотносить поступки героев с нравственными нормами.


Задачи:

  1. Обучать умению давать оценочные суждения героям сказок. Продолжить формирование навыка составления плана произведения. Развивать умение работать с текстом.

  2. Развивать творческие способности, память, наблюдательность, навыки выразительного чтения по ролям.

  3. Воспитывать интерес к чтению, любовь к народному творчеству. Помочь детям в определении нравственного урока сказки


Средства обучения: В. А. Лазарева Литературное чтение: учебник для 1 класса; аудиозаписи с русской народной музыкой и заставкой к передаче «В гостях у сказки»; плакат с пословицей; листы самооценки; компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация.






Формировать универсальные учебные действия (УУД):


Личностные УУД

– эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм;

– первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность),отраженных в литературных текстах;

– основы для эмоционального переживания художественного текста;

– основы для развития творческого воображения

Регулятивные УУД

– принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

– осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

– принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

– принимать и понимать алгоритм выполнения заданий

Познавательные УУД:

-строить речевое высказывание в устной форме.

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

-устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

-учиться допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

-учиться формулировать собственное мнение и позицию.

-учиться использовать речь для регуляции своего действия.







Содержание педагогического взаимодействия



Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуника-тивная

Регулятивная

Организационный момент.



Под тихую музыку читает стихотворение, даёт психологический настрой на урок


О чём-то скрипит половица,
И спицам опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки:
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски:
Тихонько скрипит половица -
По комнате ходит сказка...



Слушают учителя и настраиваются на урок

Личностные

- готовность к обучению (привлечение произв. внимания)


Актуализация опорных знаний

Побуждает к размышлению и актуализации знаний

-Вслушаемся в слово «сказка». Как вы думаете, почему сказку назвали сказкой?

-Чему учат сказки?

Публично демонстрируют свои знания с помощью устной речи.


Высказывают своё мнение


саморегуляция, самооценка

(формирование осознанного построения речевого высказывания)


Постановка цели урока


Учит самостоятельно определять тему и цели урока. Побуждает к принятию цели урока.

- Прочитайте пословицу:

-Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.


-Что же сегодня мы, как читатели-исследователи будем искать в русской народной сказке?


- Да, в русских народных сказках много поучительного, потому что в сказках-мудрость народа.

Вот и постараемся найти народную мудрость в нашей сегодняшней сказке.







Самостоятельное выделение –

формулирование

познавательной цели


-урок - это то что нужно запомнить;

-в сказках заключена народная мудрость

- найти, чему учит сказка




Строят понятные для собеседников высказывания


саморегуляция;

- способность принять учебную задачу


Проверка восприятия и осмысления сказки

Организует первичную оценку образов и поступков героев.

- Дома вы самостоятельно прочитали сказку «Лиса и козёл».

- Как вы относитесь к её героям?

Строят рассуждения о воспринимаемых образах, дают оценку героям сказки





Личностные-эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений

Повторное чтение и анализ сказки.


Организация творческой работы над сказкой. Чтение по ролям.

- Давайте прочитаем нашим гостям сказку по ролям. Сколько актёров понадобится?

- Если бы вы были режиссёром спектакля, как бы вы их подбирали?

- Как будет говорить лиса? Козёл?

-Кого вы хотели бы увидеть? Конечно, коварную лису и глупого козла.








Определяют характер и манеру поведения, интонации действующих героев.

Читают по ролям и дают оценку «актёрам»

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.




Принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей

Составление плана по опорным картинкам и пересказ сказки

- Поработаем в четвёрках!

1. Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказке на стр. 87, найдите те части текста, к которым они нарисованы.

2. Придумайте заголовки к каждой части, я запишу ваши предложения на доске.

На доске записывает варианты планов, предложенных группами

- Какие предложения наиболее удачны?

Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Устанавливают причинно-следственные связи.







Обсуждают и оставляют наиболее удачный вариант плана


Работают в группе. Учатся допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействия

Принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя







Учатся использовать речь для регуляции своего действия.

Физминутка

Проводит ролевую игру под русскую народную музыку

- Теперь представим, как происходило действие. Встаньте возле своих парт, играем:


Идет козлище, бородищей трясёт…


Вдруг видит колодец, заглянул туда...


А там лиса сидит, горюет…


Увидела лиса козла – обрадовалась…


К себе козла зовет, воду нахваливает..


Козел к ней, а она из колодца вон…


И убежала плутовка восвояси.







Шагают на месте, мотают головой.


Удивляются, наклоняются.


Садятся на корточки, как бы плачут.


Подняли голову, заулыбались.


Руками машут, как бы брызгаются.



Вскакивают в рост.

Бегут на месте, садятся за парты.

Личностные:

-формирование мотивации к здоровому образу жизни.

-основы для эмоционального переживания художественного текста;

– основы для развития творческого воображения


Работа над нравственной идеей текста.


- Почему лиса спаслась? Как можно назвать её за это? Во всех ли сказках лиса такая? А почему козёл поверил лисе? Каким его можно назвать?

Организует групповую работу

- А теперь в паре поработайте со словарем на С.88. Первый вариант подчеркнёт слова, которые можно отнести к лисе, а второй – к характеристике козла. Обсудите результаты с соседом.

Два человека эту работу на доске выполнят на доске.


Подводит к выделению нравственной идеи текста

- Теперь попробуем ответить на вопрос: «Чему учит эта сказка?»

- Почему лисе удалось спастись?

- Как её за это можно назвать? Выберите из словарика наиболее подходящее слово.


- За что мы осуждаем козла?

-Какой он?


-Найдите в тексте, как лиса сначала называла козла.

-Как она назвала его во второй раз? –



-Как же она все-таки к нему относится?



Обобщает сказанное детьми, оформляет главную идею сказки


- Что бы вы посоветовали доверчивому козлу, чтобы впредь не попадать в такие ситуации?


- Итак, эта сказка учит нас не доверять таким «лисам», т.е. разбираться в людях.

Определяют своё отношение к героям сказки







Характеризуют героев сказки с использованием предложенных в учебнике слов

Лиса: хитрый, подлый, коварный, неблагодарный, расчётливый.

Козёл: глупый, доверчивый, легкомысленный, простодушный





Устанавливают причинно-следственные связи.

-заманила козла и прыгнула ему на спину

- коварная


-поверил лисе и прыгнул в колодец

-доверчивый, глупый


-голубчик


-бородатый дурень




-она ему льстит, чтобы заманить и воспользоваться его простодушием.

-расчётливая





-не доверять льстивым и коварным



Определяют главную мысль

произведения


Учатся формулировать собственное мнение и позицию.



Работают в паре.

Два человека работают на интерактивной доске, распределяя карточки со словами- определениями в две группы под картинками Лисы и козла





Участвуют в дискуссии, работают с учебником





















Учатся формулировать собственное мнение и позицию.




Личностные

первоначальные представления о нравственных понятиях



Принимают и понимают алгоритм выполнения заданий











Принимают позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей


Пересказ текста с опорой на слайды

- Предлагаю вам ещё раз вспомнить всю сказку, которую пересказал нам К. Д. Ушинский и рассказать её нашим гостям. Но сначала вам предстоит восстановить порядок рисунков-иллюстраций к сказке, которые у меня перепутались.

Игра «Картинки перепутались»

-Теперь всё в порядке в нашей сказке. Можно рассказывать!

Демонстрирует слайды презентации










Восстанавливают последовательность происходящего в сказке, «перетаскивая» картинки и выстраивая их друг за другом.





Пересказывают текст по картинному плану
















Учатся использовать речь для регуляции своего действия

Личностные:

-основы для эмоционального переживания художественного текста;


Итог

- Почему сказки читать полезно?

- Какой урок извлекли вы сегодня?

Учащиеся строят высказывания.

Учатся оформлять свои мысли в устной форме.






Рефлексия.






-А теперь давайте оценим себя, как вы работали на этом уроке. Заполните лист самооценки: если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зеленым; если редко – желтым; не делали - красным.

-У кого получились все кружки зелеными, выйдите к доске.

У кого только 4 кружка зеленых – встаньте.

У кого только 3 – поднимите руку.



- Давайте поаплодируем лучшим мыслителям и исследователям!


Заполняют листы самооценки

Я объяснял значения слов


Я помогал составлять план


Я предлагал идеи для записи


Я читал выразительно вслух


Я отвечал на вопросы учителя












Учатся анализировать и оценивать собственную работу







Домашнее задание.



Организует домашнее задание по выбору

-Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

1.Пересказ.

2. Сделать рисунки.

3.Инсценировать.

4.Найти и рассказать любую русскую народную сказку, где героиня-лиса.





Выбирают задание в соответствии со своим желанием и уровнем