Проверка домашнего задания | Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Сейчас мы проверим домашнее задание. Кто напомнит нам какое задание вам нужно было выполнить к сегодняшнему уроку? (стр.46) Спасибо! Начнем с Шаровой Татьяны, Рубцов Даниил, Солоухина Арина, Кондрашкин Кирилл, Цыбина Екатерина, Казикин Алексей. (озвучиваю отметки) Хорошо, ребята! Кто не рассказал стихотворение, тех Елена Владимировна спросит в группе продленного дня. | Выучить стихотворение А. Блока «Ворона». Читают стихотворение наизусть. | Методы: словесный, наглядный. Форма: фронтальная. Средства: речь учителя, речь учащегося. | ПУУ: выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов - делать выводы. ЛУУД: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. |
Первичный синтез | Постановка целей урока. Подведение к теме урока. Подготовить учащихся к первичному восприятию сказки. | Подготовка к первичному восприятию. Речевая разминка. Прочитайте стихотворение про себя. Что мы Родиной зовём? Дом, где мы с тобой живём, И берёзки, вдоль которых Рядом с мамой мы идём. Что мы Родиной зовём? Поле с тонким колоском, Наши праздники и песни, Тёплый вечер за окном. В. Степанов А теперь прочитаем стихотворение по слогам. (Чабуркина Настя) Остальные следят. Подумайте, где и с какой интонацией нужно прочитать данное стихотворение, в каком месте сделать паузу? Выразительно нам его прочитает Бурдыгина Кира. Спасибо! О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? Как вы понимаете слово «Родина»? Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество. А какие однокоренные слова можно подобрать к слову Родина? С чем же будет связана наша тема урока? Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина». Как вы думаете какая цель нашего урока? С чем мы познакомимся? А что сможем определить у произведения? А чему мы будем учиться? Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей. Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов. И один из них известный писатель всему миру Михаил Михайлович Пришвин. Давайте послушаем краткую биографию о писателе, которую подготовила нам Штерн Ксения. Молодец, Ксюша, спасибо! (озвучиваю отметку) Словарная работа. Ребята, посмотрите на экран. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Замени словечко». Эти слова вам встретятся в данном произведении. Давайте прочтем данные слова по слогам. Пробуждается, кладовая, сокровища. А теперь заменим данные слова? Подберем к ним синоним. Сокровища (драгоценность), Кладовая: 1) помещение для хранения товаров, припасов, материалов; 2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (лесные, подземные кладовые). Пробуждается(просыпается). Первичное восприятие текста. Ребята, открываем учебник на стр. 48. Наступило время познакомиться с произведением. Ребята, проверьте свою посадку. Сегодня на уроке мы узнаем, что для Пришвина скрывалось за словом Родина? Что для него было малая и большая родина. Как писатель относился к своему родному краю. Следите, пожалуйста, по тексту. (Читаю рассказ) Проверка первичного восприятия. Ребята, понравилось ли вам данный рассказ? Какой тип текста вы прослушали? (Романов Сергей) (Повествование, описание или рассуждение?) А от чьего лица ведётся повествование? Какое по жанру произведение? (сказка, рассказ, былина, басня…) Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное? Молодцы, ребята! А что вы считаете своей Родиной? | Читают стихотворение про себя. Чабуркина Наст читает стихотворение по слогам. Остальные следят. Кира Бурдыгина читает стихотворение выразительно. Остальные следят. О Родине. Это место, где человек родился и вырос. Родители, родство, родной. С биографией писателя и произведением. Жанр. Активно работать, слушать других. Штерн Ксения читает краткую биографию. Остальные внимательно слушают. 1 ученик читает слова по слогам. Ответы учащихся. Открывают учебник. Проверяют посадку. Слушают рассказ и следят по тексту. Ответы учащихся. | Методы: словесный, наглядный. Форма: фронтальная. Средства: речь учителя, речь учащегося. | ПУУ: выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов - делать выводы. ЛУУД: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Физкультминутка | | А сейчас мы с вами немного разомнемся! Наша физкультминутка называется «Родной город». Встаньте из-за своих парт. Слушайте внимательно и повторяйте за мной. В нашем городе здания – высокие (руки вверх) Есть проспекты, аллеи – широкие (руки в стороны) И фонтаны бьют в небо – радостно (руки вверх, сжимать и разжимать ладони) В нашем городе реки глубокие (наклонились, руки вниз) Фонари красотою – строгие (руки вверх) В скверах-парках деревья зеленые (руки вверх: повороты вправо, влево) Мы в свой город с детства влюбленные! (похлопали в ладоши) Присаживайтесь, ребята. Проверьте свою посадку. | Слушают учителя. Активно выполняют упражнения. | Форма: коллективная. Средства: речь учителя. | КУУД: уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. |
Вторичное восприятие текста | Работа с текстом при повторном восприятии. | Сейчас вы будете читать данный рассказ по абзацам. Затем озаглавливать и записывать заголовки к себе в тетрадь, составляя при этом план к рассказу, который поможет вам при выполнении домашнего задания. Не забывайте, что нужно читать выразительно! Давайте начнем читать 1 и 2 абзац. 1 абзац – Булатова Елизавета. 2 абзац – Горин Богдан. Остальные следят по тексту. Спасибо, ребята. (озвучиваю отметки) Проверим, как вы поняли содержание прочитанного отрывка. Можете отвечать устно, по памяти, а если затрудняетесь. можно обратиться к тексту. Кто является главным героем произведения? (сам автор) М. Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек? (маленький) Когда вставала мама? (рано, до солнца) Чем угостила мама сына? (чаем с молоком) В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке) Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой) Ребята, а почему люди в сельской местности, в деревнях вставали рано, до солнца? (В сельской местности люди занимались сельским хозяйством, разводили животных – подоить корову, накормить кур и поросят, они выращивали овощи на участках, рано топили печь, а в печи готовили еду на целый день, ведь не было газа. И всё это нужно было сделать до начала рабочего дня, поэтому и вставать приходилось очень рано). Давайте подумаем, как можно озаглавить оба абзаца? (раннее утро) Записываем в тетрадь М. Пришвин «Моя Родина». План: 1) Раннее утро. А сейчас давайте прочтем 3 и 4 абзацы. Белоусов Федор и Косян Артур. (озвучиваю отметки) Спасибо, мальчики! В городе люди обычно встают попозже, ведь у них не было такого хозяйства. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? (Это стало его привычкой.) Какая мысль появилась у автора? О чём думал автор? Прочитайте. Почему автор вставал рано? (Он очень любил природу, любил наблюдать, как она пробуждается.) Как вы думаете какой совет даёт нам автор? (вставать с солнцем) - Как можно озаглавить эту часть? (Хорошая привычка). Записываем в тетрадь: 2) Хорошая привычка. Следующий абзац прочитает Спирина Виктория. Спасибо, Вика! (озвучиваю отметку) Куда уходил Пришвин после чаю? (на охоту) Чем вообще люди занимаются на охоте? (Убивают животных ради мяса, шкур на одежду. Это тоже было частью жизни людей.) В чем заключалась охота для писателя? (в находках) Как можно озаглавить эту часть? (Моя охота) Записываем в тетрадь: 3) Моя охота И последние 2 абзаца прочитают нам Тезикова Вероника и Захарова Мария. Спасибо, девочки! (озвучиваю отметки) К кому обращается автор в этой части? (К нам, к детям, к читателям) Как он к вам обращается? (Молодые друзья). Как он называет Вас? (хозяевами природы) С чем сравнивает автор природу? (кладовая) Но у Пришвина не просто кладовая, а КЛАДОВАЯ СОЛНЦА. Получается, что Солнце – хозяин этой кладовой? Почему? - Именно солнце – источник тепла и света, источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому. Как можно озаглавить эту часть? (Охраняй природу!) Записываем в тетрадь: 4) Охраняй природу. | Читают данный рассказ по абзацам. Отвечают на вопросы. Озаглавливают каждую часть. | Формы: парная, фронтальная. Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый Средства: речь учителя, речь учащегося. | КУУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; уметь выразительно читать; учитывать разные мнения. ПУУД: учить анализировать сказку, уметь выявлять сущность объектов. ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. РУУД: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров. Учиться работать по предложенному учащимися плану. |
Вторичный синтез | Анализ литературного текста после прочтения. | Итак, мы прочитали рассказ М. Пришвина «Моя Родина», разобрали его, обсудили, объяснили непонятные слова, озаглавили части. Пора ответить на вопросы, поставленные в начале урока. Проверьте свою посадку. 1. О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении Пришвина «Моя Родина»? (Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил. А когда говорит, о кладовые СОЛНЦА – природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ – О большой- О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ. 2. Как автор относится к Родине? (Пришвин был очень наблюдательным человеком, любил и изучал природу, любил свою Родину.) Какие строки этого произведения самые главные? - Охранять природу – значит охранять Родину. Что каждый из вас может сделать для охраны природы? (Не ломать школьные вещи, не рисовать на стенах, не мусорить, убирать территорию, не разжигать костры, сажать деревья, делать кормушки и скворечники). А сейчас мы составим с вами синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам. 1) Одно сущ., главное понятие темы. (Природа) 2) Два прил., описание темы (Щедрая, красивая, богатая) 3) Три глагола, суть событий (открывать, показывать, охранять) 4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора. (Мы должны охранять родину!) 5) Одно сущ., синоним темы. (Родина.) | Проверяют посадку. Отвечают на вопросы. Составляют синквейн. | Методы: словесный, наглядный. Формы: фронтальная. | ПУУД: уметь извлекать информацию из текстов, преобразовывать ее. КУУД: уметь слушать и понимать других. ЛУУД: выражать личное отношение к прослушанному. |
Итог урока. Рефлексия. Д/з | Создать условия для формирования умения делать выводы. | Посмотрите ещё раз на портрет М. Пришвина. Послушайте стихотворение Михаила Цуранова, которое называется «Старик» о великом писателе-натуралисте Михаиле Михайловиче Пришвине. Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперёд Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растёт И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И так о лесе рассказать Как этот человек. Родных земель щедра краса И светлый облик мил Любите дом вы и леса Как Пришвин их любил. - Это стихотворение только подтверждает наши высказывания о М.М. Пришвине, что он был удивительно добрый, любящий родину и природу родного края, знающий каждый кусочек своей земли. Только такой человек мог написать такие строки о Родине, с которыми мы сегодня познакомились. Ребята, урок подошел к концу. С чем мы познакомились сегодня? Какие чувства вас сопровождали во время изучения данной темы? А что вызвало затруднение? Домашнее задание будет: 1) пересказать рассказ М. Пришвина «Моя Родина» близко к тексту, пользуясь планом. 2) по желанию нарисовать рисунок на тему «Моя Родина». | Слушают стихотворение М. Цуранова «Старик». | Формы: фронтальная. Метод: словесный. Прием интеллектуальной рефлексии. | РУУД: уметь определить качество и уровень усвоения материала на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: уметь слушать и понимать других. |