Урок №12
Предмет: Литературное чтение на родном (русском) языке
Учитель: Веджатова Е. А.
Класс: 4-А
Дата:____________
Тема: К. В. Лукашевич. «Моё милое детство».
Цель: познакомить с произведениями русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания
ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира.
Планируемые результаты: учитывать выделенные ориентиры
действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; участвовать в обсуждении прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём
представлены; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: карточки для работы в парах на этапе рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Выразительное чтение стихотворения И.А. Мазнина «Летний вечер»
(Индивидуальный опрос у доски. Класс проверяет, оценивает, выбирает лучшего чтеца.)
Беседа по рассказу В.М. Шукшина «Далёкие зимние вечера»
– Какие чувства вы испытали, читая рассказ? (Грусть, жалость.)
– О каком времени в истории нашей страны повествуется в рассказе? (О событиях во время Великой Отечественной войны.)
– Как жилось тогда детям? (Трудно, голодно.)
– Как они проводили время после уроков? (Они играли, ссорились, дрались, мирились.)
– Жаловались ли они на трудности друг другу? Плакали? (Нет, они терпели трудности, голод, холод.)
– Почему мама называет сына «мужичок»? (Он опора в семье, помогает матери.)
– Как относились друг к другу члены семьи? (Они заботились друг о друге, берегли друг друга, любили.)
– Почему это произведение включили в подраздел с темой «Любовь всё побеждает»? (Примерный ответ. Мама и дети вместе преодолевают трудности военного времени, им помогает в этом любовь к своей семье.)
Индивидуальная работа с карточками
Прочитай стихотворение. Определи его главную мысль.
Наш дедушка
Наш дедушка не любит тени.
Он любит солнышко, тепло.
Дрожат у старого колени,
Ходить бедняге тяжело.
Он ничего почти не видит,
Не слышит ничего – глухой…
Его и курица обидит.
Наш дедушка совсем плохой!
Но без него мы жить не можем,
Он нам как будто бы родной.
Он выйдет – мы ему поможем
Поставить стульчик раскладной.
И хорошенечко усадим,
Укроем ноги, а потом
Седую бороду разгладим
Или в косички заплетём.
А если сказку дед затеет,
Сидим до самой темноты.
Никто и двинуться не смеет,
Все слушают, разинув рты.
Ну есть ли где-нибудь на свете
Такая дружба, как у нас?
Хотите, мы вам сказки эти
Расскажем в следующий раз?
Е.А. Благинина
(Примерный ответ. Дедушка и внуки в семье – лучшие друзья.)
III. Мотивация учебной деятельности
Беседа
(На доске пословицы.)
– Прочитайте пословицы.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Добрая семья прибавит разума-ума.
• Дерево держится корнями, а человек семьёй.
• В хорошей семье хорошие дети растут.
– Объясните их смысл.
– Прочитаем на с. 39 учебника, как называется следующий подраздел.
– Какова тема произведений, которые мы будем читать? (Мы будем читать произведения о детстве, об отношениях в семье.)
– Прочитайте авторскую статью. О чём будут эти книги?
– Прочитайте название темы наших следующих уроков. («Такое разное детство».)
– Назовите автора повести и прочитайте небольшую справку.
(На доске опорная таблица для определения задач урока.)
Узнаем Научимся Применим
– Определите задачи урока. (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывками из повести К.В. Лукашевич о детстве, о семье, научимся определять главную
мысль произведения, применим эти знания при выражении своих мыслей, составлении текстов, высказываний.)
IV. Работа по теме урока
1. Чтение и работа по содержанию произведения
(Учащиеся читают по цепочке текст в учебнике на с. 39–43.
В ходе чтения проводится словарная работа, первичный анализ.)
Ставни – устройство для прикрытия окон.
Ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, перетянутых тканью.
Неистово – буйно, безудержно.
– Объясните значение слова «ставни». (Деревянная рама, устройство для прикрытия окон от света.)
– Рассмотрите, как они устроены, на иллюстрации в учебнике на с. 40.
– Что такое ширма? Рассмотрите иллюстрацию на с. 41.
(Ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, перетянутая тканью.)
– Как девочек укладывали спать? (С любовью, нежностью.)
– Прочитайте, как был устроен в доме умывальник.
(Учащиеся читают отрывок на с. 41.)
– Какой запах будил девочек? (Запах кофе и булочек.)
– Прочитайте в словаре на с. 124 учебника, что такое таган.
– Как бабушка воспитывала своих дочерей, внучек? (Примерный ответ. Она была строга, требовательна. Но в то же время любила их. Она воспитывала в них аккуратность,
приучала к раннему подъёму, выполнению своих семейных обязанностей.)
– Как начинал утро дедушка? (Он чистил клетки домашних птиц.)
– Почему семья не садилась за стол без него? (В старину за стол первым садился глава семьи.)
– Расскажите, какие традиции завтрака сложились в семье.
(Учащиеся читают отрывки на с. 41, 42.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1. Анализ произведения
– Почему героиня испытывает душевный трепет, проходя мимо домика со ставнями? (Она жила в этом доме, была счастлива, там жили её родные люди, семья.)
– Как относилась к внучкам бабушка? Подтвердите своё мнение цитатами из текста.
– Как укладывали девочек спать? Прочитайте отрывок из текста. («Бабушка и тётеньки уложат нас заботливо. И как отрадно засыпать под ласковый шёпот».)
– Как их будили? Прочитайте в тексте. (Ответ. «Только нас жалели и давали понежиться. Но вскоре бабушка наклоняется и начинает нас гладить по спине и приговаривать:
„Вставайте, внучатки… Вставайте, мои потягунюшки…“»)
– Какой отпечаток оставили в душе ребёнка ласка и любовь близких? (Девочка чувствовала любовь и заботу близких.)
– Что об этом думает сама писательница? Найдите подтверждение своим словам в тексте произведения.
(Учащиеся читают отрывок в учебнике на с. 39. Далее – анализ произведения по вопросам учебника на с. 46.)
2. Выполнение задания
Рассказать о бабушке и о дедушке
(Выполняется самостоятельно. Затем проводится проверка в форме индивидуального опроса. Два ученика зачитывают небольшие рассказы у доски. Класс корректирует, дополняет.
Примерные ответы: 1. Бабушка вставала раньше всех, умывалась, молилась. Потом она готовила завтрак: варила кофе и пекла
масляные булочки. Затем бабушка будила своих дочерей к завтраку. Она требовала, чтобы они были чисто одеты и причёсаны. Потом бабушка будила внучек. Звала всех к завтраку.
2. Дедушка вставал рано. Он в халате и ночном колпаке выходил на кухню, проверял, как идут приготовления к завтраку. Дедушка чистил клетки своих птиц. Затем он в халате, но уже без ночного колпака выходил к столу с газетой. Прежде чем сесть
в кресло, он выходил во двор и кормил домашних животных.)
VII. Рефлексия
Соберите из слов пословицы. Выберите ту из них, которая раскрывает главную мысль прочитанного отрывка.
1) Семьёй, дерево, а, человек, держится, корнями.
2) Не ведает, у кого, и дед, тот, бед, есть, бабушка.
Ответ. «Дерево держится корнями, а человек семьёй»;
«У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед». Главную мысль прочитанного отрывка раскрывает первая пословица.)
VIII. Подведение итогов урока
– Как называется подраздел, который мы начали изучать?
– С каким словарём мы работали на уроке?
– Какие новые слова и выражения вы узнали?
– Что вы расскажете дома о нашем уроке?
– Есть ли в вашей семье определённые обязанности у каждого члена семьи?
– Как это помогает в семейных отношениях?
Домашнее задание
Выполнить последнее задание в учебнике на с. 47: подготовить рассказ на одну из тем.