СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет в проведении урока в 4 классе по предмету литературное чтение на родном языкк

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему К. В. Лукашевич. «Моё милое детство»»

Урок №12

Предмет: Литературное чтение на родном (русском) языке

Учитель: Веджатова Е. А.

Класс: 4-А

Дата:____________

Тема: К. В. Лукашевич. «Моё милое детство».

Цель: познакомить с произведениями русских писателей, в которых отражается мир русского детства: особенности воспитания

ребёнка в семье, его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, особенности восприятия ребёнком окружающего мира.

Планируемые результаты: учитывать выделенные ориентиры

действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; участвовать в обсуждении прочитанного текста, доказывать и подтверждать собственное мнение ссылками на текст; предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нём

представлены; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учётом коммуникативной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: карточки для работы в парах на этапе рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Выразительное чтение стихотворения И.А. Мазнина «Летний вечер»

(Индивидуальный опрос у доски. Класс проверяет, оценивает, выбирает лучшего чтеца.)

Беседа по рассказу В.М. Шукшина «Далёкие зимние вечера»

– Какие чувства вы испытали, читая рассказ? (Грусть, жалость.)

– О каком времени в истории нашей страны повествуется в рассказе? (О событиях во время Великой Отечественной войны.)

– Как жилось тогда детям? (Трудно, голодно.)

– Как они проводили время после уроков? (Они играли, ссорились, дрались, мирились.)

– Жаловались ли они на трудности друг другу? Плакали? (Нет, они терпели трудности, голод, холод.)

– Почему мама называет сына «мужичок»? (Он опора в семье, помогает матери.)

– Как относились друг к другу члены семьи? (Они заботились друг о друге, берегли друг друга, любили.)

– Почему это произведение включили в подраздел с темой «Любовь всё побеждает»? (Примерный ответ. Мама и дети вместе преодолевают трудности военного времени, им помогает в этом любовь к своей семье.)

Индивидуальная работа с карточками

Прочитай стихотворение. Определи его главную мысль.

Наш дедушка

Наш дедушка не любит тени.

Он любит солнышко, тепло.

Дрожат у старого колени,

Ходить бедняге тяжело.

Он ничего почти не видит,

Не слышит ничего – глухой…

Его и курица обидит.

Наш дедушка совсем плохой!

Но без него мы жить не можем,

Он нам как будто бы родной.

Он выйдет – мы ему поможем

Поставить стульчик раскладной.

И хорошенечко усадим,

Укроем ноги, а потом

Седую бороду разгладим

Или в косички заплетём.

А если сказку дед затеет,

Сидим до самой темноты.

Никто и двинуться не смеет,

Все слушают, разинув рты.

Ну есть ли где-нибудь на свете

Такая дружба, как у нас?

Хотите, мы вам сказки эти

Расскажем в следующий раз?

Е.А. Благинина

(Примерный ответ. Дедушка и внуки в семье – лучшие друзья.)

III. Мотивация учебной деятельности

Беседа

(На доске пословицы.)

– Прочитайте пословицы.

• Вся семья вместе, так и душа на месте.

• Добрая семья прибавит разума-ума.

• Дерево держится корнями, а человек семьёй.

• В хорошей семье хорошие дети растут.

– Объясните их смысл.

– Прочитаем на с. 39 учебника, как называется следующий подраздел.

– Какова тема произведений, которые мы будем читать? (Мы будем читать произведения о детстве, об отношениях в семье.)

– Прочитайте авторскую статью. О чём будут эти книги?

– Прочитайте название темы наших следующих уроков. («Такое разное детство».)

– Назовите автора повести и прочитайте небольшую справку.

(На доске опорная таблица для определения задач урока.)

Узнаем Научимся Применим

– Определите задачи урока. (Примерный ответ. Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывками из повести К.В. Лукашевич о детстве, о семье, научимся определять главную

мысль произведения, применим эти знания при выражении своих мыслей, составлении текстов, высказываний.)

IV. Работа по теме урока

1. Чтение и работа по содержанию произведения

(Учащиеся читают по цепочке текст в учебнике на с. 39–43.

В ходе чтения проводится словарная работа, первичный анализ.)

Ставни – устройство для прикрытия окон.

Ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, перетянутых тканью.

Неистово – буйно, безудержно.

– Объясните значение слова «ставни». (Деревянная рама, устройство для прикрытия окон от света.)

– Рассмотрите, как они устроены, на иллюстрации в учебнике на с. 40.

– Что такое ширма? Рассмотрите иллюстрацию на с. 41.

(Ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, перетянутая тканью.)

– Как девочек укладывали спать? (С любовью, нежностью.)

– Прочитайте, как был устроен в доме умывальник.

(Учащиеся читают отрывок на с. 41.)

– Какой запах будил девочек? (Запах кофе и булочек.)

– Прочитайте в словаре на с. 124 учебника, что такое таган.

– Как бабушка воспитывала своих дочерей, внучек? (Примерный ответ. Она была строга, требовательна. Но в то же время любила их. Она воспитывала в них аккуратность,

приучала к раннему подъёму, выполнению своих семейных обязанностей.)

– Как начинал утро дедушка? (Он чистил клетки домашних птиц.)

– Почему семья не садилась за стол без него? (В старину за стол первым садился глава семьи.)

– Расскажите, какие традиции завтрака сложились в семье.

(Учащиеся читают отрывки на с. 41, 42.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Анализ произведения

– Почему героиня испытывает душевный трепет, проходя мимо домика со ставнями? (Она жила в этом доме, была счастлива, там жили её родные люди, семья.)

– Как относилась к внучкам бабушка? Подтвердите своё мнение цитатами из текста.

– Как укладывали девочек спать? Прочитайте отрывок из текста. («Бабушка и тётеньки уложат нас заботливо. И как отрадно засыпать под ласковый шёпот».)

– Как их будили? Прочитайте в тексте. (Ответ. «Только нас жалели и давали понежиться. Но вскоре бабушка наклоняется и начинает нас гладить по спине и приговаривать:

„Вставайте, внучатки… Вставайте, мои потягунюшки…“»)

– Какой отпечаток оставили в душе ребёнка ласка и любовь близких? (Девочка чувствовала любовь и заботу близких.)

– Что об этом думает сама писательница? Найдите подтверждение своим словам в тексте произведения.

(Учащиеся читают отрывок в учебнике на с. 39. Далее – анализ произведения по вопросам учебника на с. 46.)

2. Выполнение задания

Рассказать о бабушке и о дедушке

(Выполняется самостоятельно. Затем проводится проверка в форме индивидуального опроса. Два ученика зачитывают небольшие рассказы у доски. Класс корректирует, дополняет.

Примерные ответы: 1. Бабушка вставала раньше всех, умывалась, молилась. Потом она готовила завтрак: варила кофе и пекла

масляные булочки. Затем бабушка будила своих дочерей к завтраку. Она требовала, чтобы они были чисто одеты и причёсаны. Потом бабушка будила внучек. Звала всех к завтраку.

2. Дедушка вставал рано. Он в халате и ночном колпаке выходил на кухню, проверял, как идут приготовления к завтраку. Дедушка чистил клетки своих птиц. Затем он в халате, но уже без ночного колпака выходил к столу с газетой. Прежде чем сесть

в кресло, он выходил во двор и кормил домашних животных.)

VII. Рефлексия

Соберите из слов пословицы. Выберите ту из них, которая раскрывает главную мысль прочитанного отрывка.

1) Семьёй, дерево, а, человек, держится, корнями.

2) Не ведает, у кого, и дед, тот, бед, есть, бабушка.

Ответ. «Дерево держится корнями, а человек семьёй»;

«У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед». Главную мысль прочитанного отрывка раскрывает первая пословица.)

VIII. Подведение итогов урока

– Как называется подраздел, который мы начали изучать?

– С каким словарём мы работали на уроке?

– Какие новые слова и выражения вы узнали?

– Что вы расскажете дома о нашем уроке?

– Есть ли в вашей семье определённые обязанности у каждого члена семьи?

– Как это помогает в семейных отношениях?

Домашнее задание

Выполнить последнее задание в учебнике на с. 47: подготовить рассказ на одну из тем.