Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области
Методист: Сарапулова Н.Н..
Этап урока | Образовательная Задача этапа урока | Методы И приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Этап мотивации | Создать готовность школьников к восприятию нового материала, возбуждать мыслительную активность. | Словесный (Цитирование) Словесный (вопрос ответ) | -Здравствуйте, меня зовут Ярославна Андреевна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. -Ребята, посмотрите на доску. Давайте хором прочитаем выражение. «Знание приобретешь - не пропадешь» -Как вы понимаете данное высказывание? (Знания для человека очень важны. Имея их в наличии, человек сможет выбраться из любой ситуации, несмотря ни на что.) - Ребята, а чтобы получить знания, какими мы должны быть сегодня на уроке? (активными, внимательными, любознательными) -Всё верно, ребята -А чтобы получить знания, какими мы должны с вами быть на уроке? (Ответы детей) -перед началом урока давайте обговорим некоторые правила: 1) отвечать по поднятой руке 2)не перебивать учителя и своих одноклассников 3) на уроке сидеть правильно. -покажите, как нужно правильно сидеть? | Приветствуют учителя. Анализируют выражение; Формулируют собственное мнение Формулируют собственное мнение; корректно и аргументировано выражают собственное мнение | Фронтальная Фронтальная | Карточка с девизом урока Карточку с кувшином и каплями Карточку с кувшином и каплями | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | | К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение; К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение; | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; |
Этап актуализации и фиксирование затруднения в пробном учебном действии | Организовать фиксацию затруднения на уроке как направлений будущей учебной деятельности | Словесный(речевая разминка) Словесный(вопрос-ответ) Практический(согласен-несогласен) | -Ребята, наш урок мы начнём с речевой разминки. -Посмотрите на слайд. Что заметили? (ответы детей) -А теперь прочитаем хором. на – на – на – во дворе растет сосна; но – но – но – завтра мы пойдем в кино; ан – ан – ан – собери свой чемодан; ин – ин – ин – вы ходили в магазин? Откройте учебник на странице 34. 3 и 4. - Прочтите название стихотворение? - а что такое подарок? - Рассмотрите иллюстрацию к нему. - Как вы думаете, о чём будет это стихотворение? Прочтите пословицы: • Настоящему другу цены нет. • О себе заботься, а товарища не забывай. -как вы понимаете их смысл? «Настоящему другу цены нет» - значит, что настоящий друг важен и ценен для человека из-за поддержки, преданности и искренности. «о себе заботься, а товарища не забывай» - говорит о том, что нужно думать не только о себе и своих проблемах, но и о друзьях. Как думаете, какая пословица подойдет для стихотворения «Подарок»? Поднимите правую руку, если считаете, что 1. Левую – 2. -я вижу, что у нас возникли разногласия. | Корректно и аргументированно высказывают своё мнение в соответствие с поставленной задачей, Строят речевые высказывания, корректно и аргументировано выражают свое мнение | Индивидуальная Фронтальная индивидуальная | ПК, презентация Power point | Самоконтроль Контроль учителя | Строить устное высказывание | К:корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. к: строить речевые высказывания. Корректно и аргументировано высказывать свое мнение | формирование познавательной активности |
Выявление места и причины затруднения. | Организовать анализ учащихся возникшей ситуации и выявить место и причины затруднения | Словесный (Вопрос-ответ) | Ребята, какое у нас возникло затруднение? (не знаем, какая пословица подойдет для стихотворения «подарок») | Строят речевое высказывание | Фронтальная | | Контроль учителя | Строить устное высказывание | Р: устанавливать причину возникающей трудности или ошибки | осознание ценности познания для развития человека |
Этап построение проекта выхода из затруднения | постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | Словесный (вопрос ответ) Практический (восстанавливают последовательность) | -какую цель поставим на урок? (выяснить, какая пословица подойдет для стихотворения) -как думаете, какая тема нашего урока? (стихотворение Благининой «Подарок») - как думаете, что нам нужно составить, для того, чтобы достичь цели? (План) (Два человека у доски, остальные в парах на местах) 1. Прочитать произведение. 2. Проанализировать произведение. 3. Сделать вывод. 4. Прочитать выразительно - У вас на столах лежат конверты с планом. Ваша задача в парах определить правильную последовательность плана. Попрошу пару, у которой нет конверта, выйти к доске и составить план. - Обратите внимание, у вас на столах лежат листы самооценки. Вам они знакомы? (Да) - Проходя каждый пункт плана, вы должны оценить себя по критериям: «Выполнил самостоятельно; Выполнил с помощью; не справился» - Отложите их на край стола | Планируют действия по решению учебной задачи | Парная | Карточки с пунктами плана | Взаимоконтроль | | П: формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы К: выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение Р: выстраивать последовательность выбранных действий | проявление активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний. |
Этап реализации построенного проекта | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Наглядный(демонстрация) Словесный(вопрос-ответ) Словесный(вопрос-ответ) | Елена Александровна Благинина (1903–1989) — советская поэтесса. Приобрела известность как автор весёлых детских стихотворений, а также всевозможных считалок, дразнилок и скороговорок. Родилась 14 (27) мая 1903 года в селе Яковлево Орловской губернии в семье багажного кассира. С детства испытывала большой интерес к поэзии. В возрасте 8 лет сочинила своё первое стихотворение о родном доме, а спустя 3 года попробовала свои силы в написании полноценной пьесы. После окончания средней школы Елена Благинина поступила в Курский педагогический институт.. В лирике Благининой изображаются детская жизнь, игры, общение детей и взрослых, говорится о чувстве любви к родине и родной природе. Вопросы: 1) когда родилась Е.А. Благинина? 2)в каком возрасте она написала свое первое стихотворение? 3)о чем писала? - Узнали мы с вами о жизни и творчестве автора? -Какой первый пункт нашего плана? (Прочитать произведение) Понравилось ли вам стихотворение? Ребята, о чем говорится в стихотворении? -Кто пришёл к девочке? -Какая игрушка понравилась подружке? -Жалко ли девочке отдавать свою игрушку? -Почему же она отдала свою любимую игрушку другой девочке? -что она чувствовала, когда отдала игрушку подруге? -как думаете, чему учит это стихотворение? (быть щедрым, добрым, дружить) -Ребята, скажите, как я прочитала это стихотворение тихо или громко? ( громко) -Какой был темп быстрый или медленный? (быстрый) -С какой эмоцией я прочитала это стихотворение, радостно, грустно или весело? (весело и грустно) -а где я читала весело? (в начале) -где я читала грустно? (середина+конец) физминутка | Принимают и сохраняют учебную задачу. Корректно и аргументировано выражают свое мнение Корректно и аргументировано высказывают свое мнение. Анализируют стихотворение, корректно и аргументировано высказывая свое мнение. | Фронтальная фронтальная Фронтальная фронтальная | Пк, презентация. Карточки с пунктами плана. Стихотворение Благининой «подарок» | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | совершенствовать умение анализировать биографию совершенствовать умение анализировать стихотворение, способствовать формированию читательской компетенции учащихся, способствовать развитию устной речи, наблюдательности, поэтического вкуса и образного мышления, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении | Р: принимать и сохранять учебную задачу. К:Корректно и аргументировано высказывать свое мнение К:Корректно и аргументировано высказывать свое мнение. к: корректно и аргументировано высказывать свое мнение | развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и в познании творчества писателей. Познавательная активность, инициативность. Способствовать раскрытия нравственного смысла произведения: |
Первичное закрепление с проговариванием | Организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Словесный(вопрос -ответ) Словесный(согласен-несогласен) Словесный(вопрос-ответ) | -вспомните рассказ «лучший друг». Сравните 2 стихотворение. Какая тема их объединяет? (тема дружбы) -какая главная мысль (идея) объединяет рассказ и стихотворение? (важно быть добрым, помогать своим друзьям и учиться состраданию, уметь делиться) Теперь мы знаем главную мысль и идею стихотворения Благининой. Теперь мы сможем выполнить задание, в котором у нас возникло затруднение? Давайте вернемся к нему и выполним. Прочтите пословицы: • Настоящему другу цены нет. • О себе заботься, а товарища не забывай. -как вы понимаете их смысл? «Настоящему другу цены нет» - значит, что настоящий друг важен и ценен для человека из-за поддержки, преданности и искренности. «о себе заботься, а товарища не забывай» - говорит о том, что нужно думать не только о себе и своих проблемах, но и о друзьях. Как думаете, какая пословица подойдет для стихотворения «Подарок»? Поднимите правую руку, если считаете, что 1. Левую – 2. -а чтобы узнать умеете и знаете ли вы, как нужно дружить, я предлагаю вам выполнить задание на карточках. Перед вами несколько рисунков, вы должны определить, где на них изображены друзья, а где нет. Задание выполняется индивидуально. . | Корректно и аргументировано высказывают свое мнение. Строят речевые высказывания, корректно и аргументировано выражают свое мнение Корректно и аргументировано выражать свое мнение | Фронтальная Индивидуальная индивидуальная | Рассказ «лучший друг» Карточки с иллюстрациями | Контроль учителя Самоконтроль самоконтроль | способствовать формированию читательской компетенции учащихся, способности эмоционально откликаться на события, описанные автором в произведении, учить обобщать и делать выводы с опорой на текст и изображение; находить в иллюстрациях отражение нравственных ценностей | К: корректно и аргументировано выражать свое мнение находить в литературных произведениях отражение нравственных ценностей к: строить речевые высказывания. Корректно и аргументировано высказывать свое мнение Корректно и аргументировано выражать свое мнение. способствовать развитию устной речи, наблюдательности | Познавательная активность. Познавательная активность, инициативность. Познавательная активность, инициативность, любознательность чувство сострадания, воспитание культуры общения в группе со сверстниками |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявить уровень усвоения нового материала | Наглядный(критерии) Практический(выразительное чтеение) | -ребята, чтобы прочитать выразительно стихотворение, давайте сформулируем критерии: 1) чтение без ошибок 2) соблюдение пауз 3) передача настроения. -давайте вспомним, с каким настроением я читала стихотворение? (грустное и веселое) На ваших столах лежат листы самооценки. После того, как вы прочитаете стихотворение вслух с выражением, вы оцените себя по этим критериям. -давайте вспомним, с каким настроением я читала стихотворение? Радостное, веселое -прочитайте стихотворение в полголоса, прежде чем прочитать его вслух выразительно. Выразительное чтение | Принимают и сохраняют учебную задачу Принимают и сохраняют учебную задачу. Самостоятельно читают стихотворения; Проверяют прочтение по критериям | Фронтальная фронтальная Фронтальная Индивидуальная | Карточки с критериями Листы самооценки. Учебник | Контроль учителя Контроль учителя самоконтроль | читать вслух в соответствии с учебной задачей; | Р: принимать и сохранять учебную задачу. Р: принимать и сохранять учебную задачу. П.: сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий на основе предложенных критериев | Развитие познавательного интереса, активности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы |
Этап проговаривания и включения в систему знаний | Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | Словесный(вопрос-ответ) | - Какой был девиз урока? -какую цель мы ставили? - - Ребята, а что хотел показать нам автор этим стихотворением? (что друзей нужно ценить и тд) - Чему учит это произведение? (делиться с друзьями, уметь сопереживать) | Делают выводы о проделанной работе; высказывают собственное мнение; | Фронтальная | | Контроль учителя | Строить устное высказывание; формулировать устно выводы с помощью учителя; ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений. | Р: делать выводы, в соответствии с поставленной целью; К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; | познавательный интерес, активность, инициативность понимание важности слова как средства создания словесно художественного образа |
Рефлексия | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Словесный (продолжи фразу) | Анализ листов самооценки. Продолжите фразу • Сегодня на уроке я узнал… • Меня заинтересовало … | Оценивают собственную деятельность | Индивидуальная | Презентация Power point | Самоконтроль | | Р: оценивать собственную деятельность | Навыки самооценки |