Дата_______________
Тема:Урок 16. Сказка «Каша из топора»
Цели: познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой сказкой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами.
Ход урока
Организационный момент
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Проверка домашнего задания
Выставка рисунков. Дети выразительно читают отрывок из сказки к своему рисунку.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Речевая разминка
Прочитайте текст, записанный на доске, и определите его жанр. (Это загадка.)
Кланяется, кланяется,
Придет домой — растянется.
Отгадайте загадку. (Топор.)
Научитесь читать ее скороговоркой.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Постановка целей урока
Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать. Удивило ли вас название?
Будет ли она отличаться от сказок, прочитанных на предыдущих уроках? Если да, то чем?
Мы читали сказки о животных. Какие еще виды сказок вы знаете? (Волшебные и бытовые.)
Сегодня мы познакомимся с бытовой сказкой. А что это за сказки, мы с вами узнаем во время урока.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Работа по теме урока
Словарная работа
(На усмотрение учителя: перед чтением или во время чтения сказки.)
Служивый — солдат, военнослужащий.
Побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время.
Вдоволь — достаточно.
Варево — горячее жидкое кушанье, похлебка.
Чулан — помещение в доме, служило кладовкой.
Сдобрить — прибавить к еде что-нибудь для вкуса.
Котел — большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли — если бы.
Этакую — такую.
Сметка — смекалка.
Чтение сказки
(Сказку читают учитель и учащиеся.)
Какие чувства вы испытывали во время чтения?
Куда шел солдат?
Почему он постучался именно в эту избу?
Что он попросил у старухи?
Как старуха откликнулась на просьбу солдата? Почему?
Что придумал солдат?
Как он это сделал?
Физкультминутка
(Дети имитируют все движения хомячка.)
Хомка
Хомка, Хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет,
Подметает Хомка хатку И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Закрепление изученного
Повторное чтение сказки
Обратите внимание, как герои обращаются друг с другом. (Примерный ответ. Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям.)
Работа по вопросам учебника
Откройте с. 47 учебника. Вопросы 2 и 3 помогут нам составить характеристику героев.
Как вы поняли смысл предложения «А солдат ест да посмеивается»?
Работа с пословицами
Расшифруйте пословицы. Для этого нужно прочитать только русские буквы.
Какие из них можно отнести к содержанию сказки?
WCMETRKIA ДСХ^РСЖРЖШ DBWOFrALZGTCTWBIA. (Сметка дороже богатства.)
QWECRJ1И RWVCHFBIA HGE LBOZ3BMET, QSCMEFKWALBVKA GLBblZPWySHMZT. {Если сила не возьмет, смекалка выручит.)
TWTIRE QSCMEFKWHELT YBROFENU, WTRAM QBWPAFry DKOSHEJU. {Где смекнет боец, там врагу конец.)
QBWBLTI R WCVMEIJ1, КООЕГгДА DKIVAQLLiy EG Л. (Был смел, когда кашу ел.)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Подведение итогов урока
С какой сказкой вы познакомились?
К какому виду сказок она относится?
Что вы узнали о бытовой сказке? (Примерный ответ. Главные герои — люди, действия происходят в обычных домах, деревнях. В бытовых сказках высмеиваются жадность, скупость, глупость богатых людей, прославляются доброта, ум, смекалка бедных.)
Домашнее задание
Подготовиться к чтению сказки «Каша из топора» по ролям.
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________