С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»
Цели: познакомить с жизнью и творчеством С.Т. Аксакова; обогащать словарный запас; воспитывать любовь и уважение к родителям; отрабатывать навыки выразительного чтения; учить давать характеристику героев, делить текст на части, делать выборочный пересказ.
Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапред- метные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность жизни), проявление интереса к чтению и изучению творчества С.Т. Аксакова.
Оборудование: выставка книг по теме урока, портрет писателя, аудиоприложение к учебнику, запись мультипликационного фильма по сказке «Аленький цветочек» (по возможности).
Ход урока 1
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Какие сказки П.П. Бажова вы прочитали? Перескажите наиболее понравившиеся отрывки.
Речевая разминка
Прочитайте присказку медленно.
За темными лесами, под ходячими облаками под частыми звездами, под красным солнышком.
Облачается небесами, подпоясывается зорями, застегивается звездами.
Назовите имена существительные.
Прочитайте с вопросительной интонацией на этих словах.
Прочитайте с утвердительной интонацией, выделяя голосом имена существительные.
Прочитайте скороговоркой (еще: выразительно).
Сообщение темы и постановка целей урока
Расшифруйте, что здесь написано. (Сергей Тимофеевич Аксаков.)
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
5 | а | б | в | г | д | е |
4 | ж | 3 | и | й | к | л |
3 | м | н | О | п | р | с |
2 | т | У | ф | X | ц | ч |
1 | ш | ш | ь | э | ю | я |
ЗАМОРСКИЙ — (устар.) находящийся за морем, за границей, приехавший или привезенный оттуда.
НЕ ВЕДАЮ — не знаю.
ПАРЧА — шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
ТУВАЛЁТ — туалет, стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
ВЕНЁЦ— 1) то же, что венок (устар.); 2) (перенос.) успешное завершение чего-нибудь как награда за труды, старания; 3) драгоценный головной убор, корона.
САМОЦВЁТНЫЙ — о драгоценных или полудрагоценных минералах, поделочных камнях.
САЖЁНЬ — старая русская мера длины, равная трем аршинам (2,13м).
БЕСПОРОЧНЫЙ — (устар.) безукоризненный, честный.
ДОПОДЛИННЫЙ — (разг.) точный, верный.
СХбДНЫЙ — (разг.) подходящий, недорогой.
КОЛОДА — короткое толстое бревно (через пень-колоду — делать что-нибудь кое-как, плохо).
ПОЧИТАЙ — 1) (прост.) то же, что почти; 2) (вводн. слово) пожалуй что, вероятно.
ТОРНАЯ — о дороге: гладкая, ровная, наезженная. (Торный путь — образ действий, лишенный самостоятельности.)
ЧЕРТбГ — (устар.) пышное, великолепное помещение или здание, дворец.
ПАЧЕЗЕНЙЦЫОКА — сохранять, беречь больше, чем глаза.
УТЕШАЛСЯ — радовался.
ВО ЕДЙНОЕ бКА МТНОВЁНИЕ - очень быстро.
ГВАЛТ — (разг.) крик, шум.
ПЯЛЬЦЫ — рама для натягивания ткани, для вышивания. («Повскакали дочери из-за пялец своих...»)
ПОЧАЛИ — начали, стали.
ЛЕБЕЗЙТЬ — заискивать, угодничать.
«И СКАЖУ ВАМ ОБ НЕЙ ЗАВТРАШНИЙДЕНЬ» - скажу зашра.
РЕХНУЛСЯ — (прост.) то же, что и помешаться.
ЗАУТРА — рано утром.
Объясните значение слов и выражений.
ПРИГОРОКМУРАВАТЫЙ — (поросшиймягкой и сочной травой).
ЯСТВА САХАРНЫЕ — ((устар.)яство — еда, кушанье).
ВСЯ ПОСУДА ЗОЛОТА ЧЕРВОННОГО — ((устар.) червонный — красный, алый. ЧЕРВОННОЕ ЗОЛОТО — золото высокой пробы, имеющее красноватый оттенок). ОПОЧИВАТЬ ЛЕГЛА — ((устар.) спать легла).
«ЕСЛИ СЕРЕДОВИЧ — БУДЬ МНЕ ДЯДЮШКА» — {средних лет).
«ОБО МНЕ НИКОЛИ НЕ УСЛЫШИШЬ» - (никогда не услышишь).
НАПАЛА НА НЕЕ ТОСКА НЕУСЫПНАЯ — (неусыпный — не теряющий бдительности).
ЧЕЛЯДЬ ДВОРОВАЯ — (слуги, дворовые).
(Учитель использует аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику нас. 193-214.)
Рефлексия
Подведение итогов урока
С каким писателем вы познакомились на уроке? Что о нем узнали?
Какую сказку начали изучать?
Домашнее задание
Прочитать текст на с. 193—204 учебника (до слов «Очутилась она во дворце зверя лесного...»).
Материал для учителя
Краткий обзор биографии С.Т. Аксакова
Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 г. в Уфе. Отец его служил прокурором. На формирование будущего писателя исключительное влияние оказала его мать Мария Николаевна. Между ними установились дружеские, редкие отношения. Мать разделяет и горести, и радости своего сына, является его советчиком. Сережа пристрастился к чтению книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.
Сказку «Аленький цветочек» он услышал в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»:
«Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, не молодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала рассказывать сказку.
Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об аленьком цветочке. С этих пор, до самого мо его выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок».
В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багро- ва-внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 г. и с тех пор стала у детей любимой сказкой.
У С.Т. Аксакова было два сына. Они, говорил Н.Г. Чернышевский, «принадлежат к числу образованнейших, благороднейших и дарови- тейших людей в русском обществе». Сыновья замечательного русского писателя С.Т. Аксакова — Константин и Иван Аксаковы — были богато одаренными натурами: поэты, публицисты, критики, сатирики, авторы драматических произведений и литературоведческих исследований.