1. | Организационный момент. Мотивационный этап. | -Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора! - Здравствуйте. Меня зовут Алена Юрьевна, я учитель , я учитель начальных классов Горьковского района, из Астыровской средней школы. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Садитесь. - Ребята, давайте договоримся, у нас с вами будет условный знак: я делаю один хлопок - вы делаете один хлопок, я делаю два хлопка -вы делаете два хлопка. Тогда я пойму что вы меня слышите. Договорились? У вас на партах лежат листы оценивания, на протяжении урока вы будете оценивать свою работу. слайд –Сегодня на уроке мы будем работать под девизом «С малой удачи начинается большой успех» слайд -Как вы понимаете смысл данного высказывания? - Не будем терять времени! | Слушают учителя. Настраиваются на урок. Дарят друг другу хорошее настроение -Когда мы начинаем заниматься чем-то новым, то может не сразу получиться. Но не нужно отчаиваться, надо прикладывать все усилия и тогда все обязательно получится |
2. | Формирование новых знаний и умений (постановка целей и задач) | -Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? -А как вы думаете, какое отношение имеют эти изображения к уроку литературного чтения? -У вас на партах лежит текст. Давайте посмотрим, что это за текст -Как оно называется? - Кто автор этого стихотворения? -Значит тема сегодняшнего урока слайд (закрепляю портрет на доске) - Вы уже такие взрослые, и наверняка прочитали много стихотворений и рассказов. Знаете много разных писателей и поэтов. Знаете? Поделитесь со мной, кто это? А кто-нибудь знает кто такой Роман Сеф? -А знаете, какие произведения он написал? слайд - Как вы думаете, какой цели мы должны будем достичь на уроке? -Какие шаги необходимо выполнить, чтобы достичь цели? -Совершенно верно! (вывешиваю на доску все эти задачи) | -Мы видим спящего мальчика - ребенок летит по небу -мы видим мальчика, который летает во сне -Может быть какой-нибудь автор написал стихотворение или рассказ про то, как мальчик летает во сне -Это стихотворение. - «Я сделал крылья и летал» -Роман Сеф -Роман Сеф «Я сделал крылья и летал» (называют) -нет -нет -Цель: обогатить свой словарный запас, пополнить свои знания путем знакомства с жизнью и творчеством писателя. 1. Изучить биографию Романа Сефа 2. Познакомиться со стихотворением Романа Сефа «Я сделал крылья и летал» 3. Научиться читать стихотворение выразительно |
| Открытие нового знания | слайд - На самом деле, ребята, Роман Сеф, это псевдоним. -Кто-нибудь знает что такое «псевдоним»? -Где мы можем посмотреть толкование слова, если не знаем его значение? -Совершенно верно. Но вот «псевдоним»- это литературоведческий термин, и мы можем найти толкование этого термина в кратком словаре литературоведческих терминов. -Псевдоним – это вымышленное, ложное имя или условный знак, под которым автор публикует свое произведение. Может иметь вид обычного имени. - Так вот, его настоящее имя Роальд Семенович Сеф. -Выполнив следующее задание, вы узнаете, как появился псевдоним «Роман Сеф». - Найдите на партах лист с биографией Романа Сефа. Ваша задача прочитать текст, обсудить с соседом по парте ответ на вопрос: -Как появился псевдоним Роман Сеф? -Когда ваша пара будет готова - покажите мне домик. -Задание понятно? (переспросить может одного ученика?) -проверяем. Как появился псевдоним «Роман Сеф»? -Возьмите оценочные листы, найдите первую задачу и оцените себя. -Он написал очень много стихотворений и предлагаю вам прослушать одно из них, его читает сам автор, сам Роман Сеф. https://teatr.audio/sef-roman-stih-skazka-udivitelnyi-trubochist -Вы услышали голос, поделитесь своими впечатлениями, ведь человека характеризует не только внешность, его поступки, но и нотки голоса, какой это человек? Какой у него характер? -А вот следующие строки написанные Романом Сефом прочту вам я. Представьте все то, о чем я буду читать: автор ...мне всегда очень хотелось летать. Но не на самолете, не на парашюте, а просто так: замахать руками и взлететь. Плыть высоко над землей, видеть сверху города, озера и пашни, и улыбаться... Ведь это такое счастье – махать руками, плыть в небе и улыбаться... Я убегал в поле тайком от всех, взбирался на холм и, глядя на краешек солнца, уходящего за горизонт, взмахивал руками. Потом еще и еще раз. Но ни разу мне не удалось взмыть в небо. Но вот однажды, когда я писал стихотворение и чувствовал, что оно мне удается, что оно ладное, складное, умное и звонкое, я неожиданно взлетел. Я летел высоко над землей, и меня несло в поднебесье мое собственное стихотворение. -Откройте глазки и поделитесь что вы представили слайд - Ребята скажите, когда человек летает? -Вы слышали выражение лететь на крыльях счастья или взлете к небесам? -Действительно ли возможно взлететь? - так вот, Роман Сеф взлетал от счастья, что написал следующее стихотворение. (Читаю стих) -Ребята, кто является главным героем этого стихотворения? -А что он делает? -А где он побывал? слайд -Африка-это один из жарких материков нашей планеты.. -Антарктика - это южная полярная часть земного шара, она включает в себя Антарктиду и прилегающие к ней острова, и участки Атлантического, Тихого, Индийского и Южного океанов. -Кого видел мальчик? слайд -Ребята, а как вы думаете, откуда мальчик знает про Африку, Антарктику и этих животных? -А можно ли сказать, что мальчик умеет фантазировать? -А что такое фантазия? -Как сказать по- другому? -Мы можем в этот ряд добавить слово обман? -а как вы думаете, может герой стихотворения обманывал папу? -Вы верите, что герой летал? -А папа верит в то, что сынишка летал? -А разве это возможно? -Так зачем же папа отвечает мальчику «Я верю. Мы не спорим»? -что хотел донести до нас автор, написав это стихотворение? Значит основная мысль текста? -Возьмите оценочные листы. Найдите вторую задачу и оцените себя. | -в толковом словаре - В 1950 году ему было 19 лет. Он работал водителем автобуса в организации, которая называлась «Союз писателей». Однажды повез известных писателей в пионерский лагерь. На обратном пути они устроили пикник. Его позвали к столу, и спросили: «Как Вас зовут?» Он ответил: «Меня зовут Роман Сеф». «Какой прекрасный псевдоним для детского писателя!» поддержали его. И с тех пор он известен как Роман Сеф. - голос немного хриплый, добрый - мы представили как бегу по холму, машу крыльями - я представил как бегаю, тренируюсь, машу крыльями И наконец взлетаю! -когда у него есть крылья -да слышали -нет, это в переносном смысле! -мальчик -сам Роман Сеф -он летает над всем миром! -он взлетел от удовольствия -он представил, как летает В Африке, в Антарктике -Пингвинов, слонов, тюленей, китов, медведей -может быть, он в школе узнал -может мультики смотрел -а может он в книжке прочитал -да -это вымысел, все дети фантазируют -представление, воображение -нет! -это плохое качество человека, значит нарушать обещание, говорить неправду. -нет -да! -да -нет -папа понимает, что мальчик фантазирует и он уважает его фантазии -надо много читать, чтобы много знать |
| Первичное закрепление | -А сейчас поработаем в группах. -прочитайте правила работы в группе Слайд - Задание для группы такое: вы должны разделить стихотворение на части и выразительно его прочитать. Распределите, кто, что и сколько будет читать. После того как время истечет, каждый из вашей группы должен будет прочитать свой отрывок. Но чтение этого стихотворения должно звучать так, как будто читает один ученик. Затем один из группы должен будет оценить выразительное чтение группы по критериям. -Давайте вспомним критерии успешного выразительного чтения. Слайд -Время вышло. Каждая группа выходит и читает стихотворение. -Возьмите оценочные листы. Найдите третью задачу и оцените себя. | 1. При обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа 2. Распределите работу между собой равномерно. 3. Внимательно слушайте ответы других групп. 1. Назвать автора и заголовок стихотворения 2. Прочитать выразительно (показать чувства автора, паузы, правильно выбранная интонация, громко, четко) 3. Прочитать безошибочно |