— Способствовать пониманию настроения лирического героя в ходе изучения произведения А.С.Пушкина;
— Способствовать развитию навыка правильного, осознанного плавного, выразительного чтения, передавая мысли, чувства автора и свои эмоции.
— развивать внимание к авторскому слову, логическое мышление учащихся, умение делать выводы, отвечая на вопросы учителя в процессе учебного диалога.
— воспитывать нравственные качества через содержание литературного произведения;
— прививать интерес к чтению через занимательный материал.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты (П, М, Л) | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Психологический настрой Словесный метод: Побуждающий диалог, наглядный | Психологически настраивает учащихся класса на урок. Проверяет готовность обучающихся к уроку - Проверьте своё рабочее место, готовность к уроку. Приветствует учащихся - Здравствуйте, меня зовут Марина Викторовна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Пожалуйста, садитесь. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну знаний. Как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или в плохом? - А вы знаете, что настроение мы можем создать сами себе? - Посмотрите на меня, закройте глазки, вспомните самый смешной случай в вашей жизни - улыбнитесь, а теперь откройте глазки и поделитесь своей улыбкой с остальными ребятами и со мной. Теперь хорошее настроение с нами, и мы отправляемся за знаниями. В добрый путь! | Приветствует учителя. Показывает готовность к уроку. - В хорошем. - Настраиваются на урок, улыбаются друг другу. хором - В добрый путь! | М: личностное включение в учебную деятельность. Л: понимает цель, мотив учебной д-ти, умеет ответить на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод, наглядный метод Фронтальная работа | Организует речевую разминку, развивающую технику чтения (правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового состава) и осознание читаемого текста. - Прочтём чистоговорки. Сначала прочитаем все вместе хором, а затем по рядам. Первый ряд читает первую строчку, второй ряд вторую и третий ряд третью строчку. Ти – ди – ти – мне домой пора идти. Кно – кно – кно – открывай скорей окно! Тра – тра – тра – веселится детвора! Прочитать с разным настроением, разным тоном!(это подготовка к выразительному чтению стихотворения) — Для чего нужна речевая разминка? — Наш речевой аппарат готов к работе? | Разминает речевой аппарат с помощью пословицы и чистоговорки. Проговаривает за учителем. Читают чистоговорки по рядам. - Нужна для того, чтобы привести речевой аппарат к работе. - Готов! | П: ученик тренирует речевой аппарат. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный метод, наглядный метод Фронтальная работа | - Ребята, давайте вспомним, какие выделяют три рода художественной литературы? - А кто помнит, что обозначают каждые из них? Что такое драматическое произведение? - А что такое эпическое произведение? - И, наконец, что такое лирическое произведение? - Давайте теперь прочитаем все три определения на слайде, чтобы вспомнить то, что не назвали. Учитель просит трех учеников прочитать по одному определению на слайде. | - Лирические, эпические и драматические произведения. Высказывают свои предположения по поводу определения всех трех понятий. - Это произведения, в которых описание жизни раскрывается через действия, поступки, разговоры героев. - Это художественное произведение, в котором автор рассказывает нам о людях, об окружающем мире, о различных событиях. - Это художественное произведение, которое сообщает нам о чувствах, переживаниях и внутреннем мире героя. | П: ученик повт., какие роды худ. произведений сущ. Л: пон. цель, мотив учебн. д-ти, умеет отв. на вопр: какое знач. и какой смысл имеет для меня учение? | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения постановка цели урок | Словесный метод, наглядный метод Фронтальная работа | Побуждает обучающихся к формированию темы и целей урока. - А какие лирические произведения вы изучали ранее? - А с какими авторами лирических произведений вы знакомы? - Самый известный автор лирических произведений – Александр Сергеевич Пушкин, с его творчеством, я уверена, вы знакомы с самых ранних лет. Сегодня мы с вами продолжим говорить об этом замечательном авторе и познакомимся с ещё одним его лирическим произведением. А чтобы узнать, с каким именно, разгадайте ребус - Итак, какая у нас будет тема урока? - Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке. - Чтобы добиться поставленной цели нам необходимо составить план урока. На слайде вы видите слова подсказки. Закончите предложения. 1. Мы вспомним… 2. Мы прочтём… 3. Мы поразмышляем… Организовывает оценивание деятельности обучающихся по самооцениванию и взаимооцениванию. - На партах вы видите Карточки «Моя успешность на уроке». В них вы будете оценивать свои результаты. Плюс – с заданием справился(ась), минус – были допущены ошибки. | Формулирует тему урока, ставит цели урока. - Перечисляют ранее знакомые произведения. - Называют авторов. - «Уж небо осенью дышало». - А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало …». - Вспомнить, кто такой А.С. Пушкин, и познакомиться с его произведением «Уж небо осенью дышало …». - Мы вспомним биографию Александра Сергеевича Пушкина. - Мы прочтём произведение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало …». - Мы поразмышляем, в чём смысл этого произведения. | П: ученик самостоятельно формулирует тему урока: «А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало …»; цель урока, строит план урока. М: овладение сп-тью принимать и сохранять цели и задачи учебной д-ти, поиска ср-в её осущ-ния. Л: сформ-ть мотивации к учению и познанию | Презентация План Карточка «Моя успешность» |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный метод, наглядный метод Фронтальная работа | Подводит учащихся к выводу. - С чего начнём? Какой первый пункт плана? - Верно. Кто знаком с этим автором? Что вы о нём знаете? - Итак, послушайте биографию А.С. Пушкина. Слушайте внимательно, в конце я задам вопросы. Рассказывает о творчестве автора, свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения. - Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году. Его родители были образованными людьми, часто в своем доме принимали известных писателей и поэтов. Маленький Саша получил хорошее образование, умел с детства говорить на французском. Няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна часто рассказывали мальчику русские сказки, и он полюбил русский язык. Когда он вырос, многие из тех сказок он перевел в стихотворную форму и представил людям. С 12 лет его отдали учиться в Царскосельский лицей. Там он нашел друзей на всю жизнь и стал писать стихи. После лицея Пушкин служил в Коллегии иностранных дел и писал стихи. Многие из его стихов были слишком свободными, в них он ругал власти, поэтому его отправили в ссылку в Михайловское. Там поэт написал множество стихов и поэм. Николай I простил поэта, и он вернулся в Петербург. В 1837 году после ссоры с Ж. Дантесом у Пушкина состоялась дуэль, через два дня после которой поэт умер от раны. А.С. Пушкин внес огромный вклад в русскую литературу. Им написано множество сказок и стихотворений, строки из которых знает каждый человек, который умеет говорить на русском языке. (ПРЕДСТАВЛЕНО ИЗОБРАЖЕНИЕ КНИГ С ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ) Подводит учащихся к выводу. - Итак, ребята, в каком году родился А.С. Пушкин? - Что послужило основой многих стихотворений Пушкина? - От чего скончался А.С. Пушкин? - Ребята, какой пункт плана вы выполнили? - Оцените себя по первому пункту плана в карте успеха. - Что сделаем дальше? Какой второй пункт? - Верно. | Делает вывод. - Вспомним биографию А.С. Пушкина. Слушают об авторе и его творчестве. - В 1799. - Сказки его няни и бабушки. - От раны после дуэли с Ж. Дантэсом. - Мы вспомнили биографию А.С. Пушкина. Оценивают себя в карте успеха. - Мы прочтём произведение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало …» | П: ученик вспоминает биографию А.С Пушкина, знакомится с его произведением «Уж небо осенью дышало …» М: в диалоге с учителем вырабатывает критерии оценки и определяет степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение. Л: активное использование речевых ср-в и средств инф-ных и комм-ных технологий; готовность слушать собеседника и вести диалог | Презентация |
| | | Организует первичное прослушивание стихотворения, предварительно осуществив целевую установку. - Откройте с .51 учебника. - Найдите в тексте слова со звёздочками. Они вам знакомы? - Давайте прочитаем, что обозначают эти слова. Организует динамическую паузу- - Прежде чем мы продолжим, я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте со своих мест и повторяйте за мной. Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки. Сколько яблочек зелёных, Столько выполним наклонов, И присядем столько раз, Сколько уточек у нас. На носочки встанем, Потолок достанем И тихонько сядем. - Садитесь на места. - Послушайте стихотворение и скажите, ПОПРОБУЙТЕ ПРЕДСТАВИТЬ КАРТИНЫ, КОТОРЫЕ ОПИСЫВАЕТ АВТОР И ПОДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ Когда Миша читал вторую часть произведения, он записывал свои ощущения. Посмотри, что он записал. Вы согласны с Мишей? Что вы почувствовали, когда читали вторую часть? - А каких животных вы представляли, когда читали эту часть? - Миша представлял волков и коня. Маша сказала, что представляла ещё и Коров. Но Миша не согласился. - Как можно представлять коров, если поэт сказал, что пастух их не гонит? – сказал он Маше. - А я представляю их летом, когда пастух собирал их в кружок, - Такова сила воображения! Поэт хочет, чтобы мы представляли и лето, и осень. Их разницу. Вот коровы были, а вот их уже нет Проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания. - Итак, о чем же это стихотворение? - Отлично, какой пункт плана мы выполнили? - Поставьте плюсик в карте успеха. - А какой пункт остался? - Перечитайте про себя первую часть стихотворения. Радует ли героя-рассказчика наступление осени? - А как вы это поняли? Что об осени говорит автор? - Я согласна с вами. Давайте взглянем на выделенные слова. Герой отмечает, что наступление осени связано с замиранием и угасанием жизни, он говорит, что наступающая осень — «довольно скучная пора». - Прочитайте те строчки, которые помогают представить, что происходит осенью в лесах. Поэт стремится к тому, чтобы мы это увидели или еще и услышали? - Найди строчки, позволяющие представить, что делают перелетные птицы осенью. Мы это только видим или и видим, и слышим? - Какую осень описывает поэт: раннюю или позднюю? | - Нет. - Сень – покров, который образуют кроны деревьев, их ветви и листья. - НИва – поле. - ПочУя – от слова «чуять»; чувствовать. Выполняют упражнения Слушают выразительное чтение стихотворения учителем. - Об осени. - Мы прочитали произведение. - Нам нужно поразмышлять над смыслом этого стихотворения. - Нет. - Высказывают предположения, аргументируют свой ответ. - Дети находят и зачитывают строчки: «Лесов таинственная сень* С печальным шумом обнажалась...», отмечая, что поэт стремится к тому, чтобы мы еще и слышали звуки осени. - Дети зачитывают строчки: «Гусей крикливых караван Тянулся к югу...», отмечая слово «крикливых», позволяющее представить, услышать крик птиц. - Позднюю. | | Презентация Учебник с. 51-54 |
| | | - А как вы это поняли? Найдите в тексте доказательство. - А если бы мы не дочитали до этой строчки, как бы мы поняли, что это поздняя осень, а не ранняя золотая? - Здесь строчки «Лесов таинственная сень // С печальным шумом обнажалась...» имеют решающее значение, поскольку создают образ леса, сбросившего листья, причем сделавшего это «с печальным шумом», т.е. под порывами ветра. - Давайте ещё раз взглянем на первую часть стихотворения. Это впечатления и наблюдения поэта или его размышления? - А это отдельные впечатления или они складываются в единую картину? Где поэт ставит точку? - Какой пункт плана мы с вами выполнили? - Оцените себя в карте успеха | - Находят строчку «Стоял ноябрь уж у двора» как доказательство того, что это поздняя осень. - Высказывают предположения. - Это впечатления и наблюдения. - Впечатления и наблюдения поэта складываются в целостную картину. Не случайно между отдельными наблюдениями поэт ставит запятую и только в конце первой части — точку. - Мы поразмышляли о смысле произведения. Оценивают себя. | | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный метод Индивидуальная работа | Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. - Перечитайте теперь первую часть стихотворения так, будто вместо запятой стоят точки. - Что-нибудь изменилось? - Перечитайте теперь вторую часть произведения. - Где здесь стоит точка? - А какие ещё знаки препинания вы заметили в этой части произведения? - Давайте прочитаем, какой смысл у этого знака препинания. - Вы согласны с такой расстановкой знаков? | Отвечают на вопросы. Читают стихотворение. - Один ребёнок вслух читает первую часть стихотворения так, словно вместо запятых – точки. - Высказывают свои предположения. Один ребенок читает вслух вторую часть стихотворения. - В конце части. - Точку с запятой. - Читают со слайда: «Точка с запятой сообщает, что в одном высказывании объединяются различные наблюдения или размышления». - Высказывают предположения. - Да, согласны. - Ответы учеников. | П: овлад. логич. действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации Л: готовность слушать собеседника и вести диалог. | Презентация Учебник с. 51-54 |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Индивидуальная работа | Организует самостоятельную работу. - Ребята, у вас на партах лежат листы с тестом для каждого. Вам нужно обвести в кружочек правильный ответ. Но сначала подпишите свои работы в строке для имени и фамилии. Тест 1. Кто автор произведения «Уж небо осенью дышало …»? А) М. Пришвин; Б) А. Пушкин; В) К. Паустовский. 2. В каком роде написано это литературное произведение? А) Драма; Б) Эпос; В) Лирика. 3. О какой осени это произведение? А) Поздней; Б) Золотой; В) Ранней. 4. Какие знаки препинания использует автор в конце строчек во второй части стихотворения? А) Только точки; Б) Точки и запятые; В) Точки, запятые, точки с запятыми. Контролирует выполнение работы. - Теперь проверим. Обменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте друг друга по эталону на слайде. Организует взаимооценивание. - Поставьте своему партнёру отметку. 5 – нет ошибок, 4 – 1 ошибка, 3 – 2 ошибки. - Отметьте успех своего партнёра по четвёртому заданию в карточке успеха. Палец вверх, если задание выполнено, палец вниз, если совсем не справился с заданием. Проверка: КТО СПРАВИЛСЯ БЕЗ ОШИБОК? Кто и и в каком задании допустил ошибку? | Самостоятельная работа. Взаимопроверка. | П: Учащиеся отвечают на вопросы, вспоминая беседу на уроке по теме. М: ученик умеет оценивать другого. Л: Развитие самостоятельности и личной ответственности | Индивидуальные карточки с заданием Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Метод организации взаимодействия Работа в группах | Организует работу в парах. - Теперь поработаем в парах. Прочитайте друг другу выразительно стихотворение. Один из вас читает первую часть, а другой – вторую. Потом мы послушаем чтение стихотворения тех, кто считает, что у него получилось очень даже хорошо. И оценим по критериям. - Есть желающие прочитать нам стихотворение? - Какую часть ты читал своему соседу по парте? - Хорошо, назови автора произведения. - Ребята, давайте оценим. На слайде вы можете увидеть критерии. Стихотворение было прочтено правильно? Выразительно? Все слова проговорены чётко? | Читают стихотворение друг другу. - Желающие поднимают руку. - Первую/вторую. - А.С. Пушкин. Читает выразительно вслух часть стихотворения Оценивают одноклассника по критериям | Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию П: учатся выразительному чтению стихотворения | Презентация Учебник с. 51 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный метод, наглядный метод Фронтальная работа | Проводит рефлексию. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. Проводит беседу по вопросам. - Ребята, какая была тема урока сегодня? - Какие цели вы ставили перед собой? - Вы достигли их? - Докажите, что вы их достигли. - О чем было это стихотворение? - Какой описал автор осень? - А какие чувства вызывает это время года у вас? - А теперь проанализируйте свою карту успеха. Посчитайте и покажите на пальцах, сколько у вас плюсиков было за урок, поставьте себе отметку за работу на протяжении урока. Оцените работу класса в целом!(Можно жестами) - Домашнее задание: выразительное чтение наизусть первой части стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало …». - Ребята, вы сегодня хорошо поработали, спасибо за урок. Успехов вам, до свидания! | Выполняют оценку своей деятельности на уроке. - «А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало …». - Вспомнить биографию А.С. Пушкина и познакомиться с его произведением «Уж небо осенью дышало …». - Да, мы достигли поставленных целей. - Мы вспомнили биографию А.С. Пушкина, прочли и проанализировали его стихотворение «Уж небо осенью дышало…». - Об осени. - Печальной, грустной, тоскливой. - Такие же/другие. Анализируют свою деятельность на уроке по карте успеха и выставляют оценку. - Записывают домашнее задание. - До свидания! | П: ученик умеет оценивать себя и свои достижения на уроке. М: Ученик отвечает на вопросы: Что мне удалось? Что не удалось? И почему? Как, каким способом действовал? Какой способ сложнее (удобнее, подходит или нет) и почему? Л: понимает цель, мотив учебной деятельности, умеет ответить на вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? | Презентация |