Методическая разработка урока литературного чтения
для 2 класса
на тему «Рассказы Н. Носова «Фантазёры», «Затейники».
Лобкова Н. Г.
учитель начальных классов
МОУ «Гимназия № 75
имени Д.М. Карбышева»
Саратов 2024
Тема урока: Рассказы Н. Носова «Фантазёры», «Затейники» (УМК «Школа России»).
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: создать условий для знакомства с рассказами Н.Н. Носова «Фантазёры», «Затейники».
Задачи урока:
Образовательные: актуализировать знания обучающихся о фактах биографии Н. Носова через организацию фронтального опроса; закрепить знания обучающихся об анализе произведения в процессе беседы; тренировать навык чтения (осознанность, беглость) в процессе прочтения произведений Н. Носова «Фантазёры», «Затейники».
Развивающие: развивать у обучающихся умение осуществлять анализ произведения в процессе работы над произведением.
Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение.
Планируемые результаты:
Предметные: актуализировать знания по биографии Н.Н. Носова; воспринимать на слух художественный текст, анализировать и понимать смысл произведения; знать, как сравнивать и характеризовать героев рассказа;
Метапредметные:
познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; умеют наблюдать, читать, слушать; умеют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;
регулятивные: умеют самостоятельно ставить цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
коммуникативные: умеют работать в парах, группах, индивидуально, доносить свою позицию до других, использовать все доступные речевые средства для передачи своего впечатления, высказывают свое мнение.
Личностные: испытывают уважение к учителю, одноклассникам, развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Ресурсы: учебник Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – 2 часть; портрет Н.Носова, выставка книг писателя, иллюстрации к его книгам, иллюстрации к произведению «Затейники», «Фантазеры», карточки и индивидуальными заданиями, план рассказа, ребус, загадки; мультимедийный проектор, презентация.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, проектная деятельность; беседа, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Давайте, проверим готовность к уроку, у вас на краю парты должны лежать: учебник, пенал и раздаточный материал.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Ребята, я знаю такой ключ, который открывает любые двери, все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я желаю вам много улыбок и хорошего настроения.
- Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках чтения? (на доске вывешиваются карточки: читать, говорить, размышлять, слушать).
II Актуализация знаний и умений
- Посмотрите нашу выставку книг (на слайде иллюстрации)
- На выставке книги “Мишкина каша”, “Приключения Незнайки и его друзей”, “Автомобиль”. Что в них общего?
- Догадались ли вы, произведение какого автора мы будем сегодня изучать на уроке? (Это весёлые, смешные произведения Н. Носова)
- А чтобы узнать с какими произведениями Н. Носова мы познакомимся на уроке, вы должны разгадать ребусы.
- Прочитайте только красные буквы, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.
ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ
ЗРАОТЬЕНЙБНШИЭКГИ
- Какие слова получились? (Фантазеры и затейники). Правильно.
- Кто такие фантазёры и затейники?
- Как вы думаете, чем они похожи и чем отличаются?
- Сформулируйте тему урока. (Н.Н. Носов «Фантазёры», «Затейники»).
- В чём нам сегодня предстоит разобраться? (Познакомиться с этими произведениями и разобраться в том, кто такие фантазёры и затейники).
-Кто поможет нам разобраться в этом вопросе? Николай Носов.
III Постановка учебной задачи
- Вы сформулировали хорошую цель, но что нам еще нужно, чтобы приступить к ее достижению?
- Конечно же, нам нужно составить план урока, перед нами есть пункты плана с пропущенными словами. Поэтому вам нужно вставить пропущенные слова и восстановить правильную последовательность?
| Проанализировать рассказы. |
| Прочитать рассказы «_________» и «_________» |
| Ответить на проблемный ________. |
| Познакомиться с биографией _______ |
Слова для справок: Н.Н. Носова, «Фантазеры» и «Затейники», вопрос.
- Сейчас нам предстоит поработать в паре, но прежде чем начать, давайте вспомним, как мы работаем в паре? (Не ссоримся, работаем вместе, выслушиваем мнение другого).
- Так, в паре мы слажено и к выводу приходим вместе.
- На это задание я даю вам 2 минуты.
- Вот мы и вспомнили правило и теперь можем приступить к работе. Ученики вставляют пропущенные слова и восстанавливают правильную последовательность пунктов плана.
1. Познакомится с биографией Н.Н. Носова
2. Прочитать рассказы «Фантазеры» и «Затейники»
3. Проанализировать рассказы.
4. Ответить на проблемный вопрос.
IV Учебное действие
- Какой первый пункт план мы должны выполнить? - Познакомиться с биографией Н.Н. Носова
- Посмотрите на его портрет, как вы думаете, каким он был человеком?
Отвечая на вопрос – как он стал детским писателем, он сказал так: «Детским писателем я стал потому что, у меня была интересная жизнь, и мне было о чем рассказать людям».
Рассказ учителя о писателе.
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908года. Его отец был актером эстрады, мать – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.
Прежде чем стать писателем Н.Н. Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сыну. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они в основном в журнале для детей «Мурзилка».
- Ребята, мы с вами познакомились с биографией писателя, выполним групповое задание (по 4 человека), вам нужно письменно ответить на следующие вопросы:
1. Назовите имя и отчество Носова.
2. Где и когда родился Носов?
3. Как назывался первый рассказ Н.Н. Носова?
4. Где был опубликован первый рассказ Н.Н. Носова?
А сейчас, проверим, ваши ответы сравните ваши ответы с экраном. Поднимите руки группы, у которых все правильно.
- У кого есть ошибки? На какие вопросы. Исправьте ваши ошибки.
Какой же следующий пункт плана? (Прочитать рассказы). Вам было задано дома прочитать рассказ «Затейники». Сейчас я вам задам несколько вопросов. И первое, что хочу у вас спросить: понравилось ли вам произведение? Чем?
- А теперь давайте ответим на вопросы, представленные на экране, обратите свое внимание на слайд. Вопросы:
1. Кто главные герои произведения? (Петя и Валя)
2. Что вы можете сказать о ребятах? (Ребята были озорными и смогли воплотить свою фантазию в жизнь)
3. Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
4. Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью).
5. Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные).
6. Что бы вы им посоветовали? (Мнение ребят.)
7. А вы боитесь темноты? Почему? (Мнение ребят.)
8. Как вы считаете, этот рассказ поучителен для вас? Почему?
9.Ребята, а скажите, пожалуйста «А хорошо ли быть затейниками»?
- Какую главную мысль автор хотел донести до своих маленьких читателей? (Главная мысль рассказа "Затейники" в том, играть лучше, как минимум вдвоем, чтобы и пугаться, и веселиться вместе).
А сейчас ребята, давайте, немного разомнемся.
Физкультминутка:
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
- Мы размялись и теперь можем приступать к работе.
- Сейчас я вам прочитаю это второе произведение Н.Н. Носова «Фантазеры», а вы также внимательно слушайте, после мы с вами будем отвечать на вопросы.
И первое, что хочу у вас спросить: понравилось ли вам произведение? Чем?
- 1. Назовите главных героев рассказа (Мишутка и Стасик).
- 2.Как относится сам автор к своим героям? (Мишутке и Стасику симпатизирует, называет их ласково, а Игорю нет).
3.Что можете о них сказать? (Любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)
4. Кто по вашему мнению, лучший сочинитель? Найдите, что придумывал Мишутка (Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал. Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну).
5. Давайте подумаем: как друзья сами называют свои фантазии? Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же? Мнение учеников (Нет, фантазия никому вреда не приносит. Мальчики придумывали для собственного удовольствия).
6.Чем отличается врун от фантазёра? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.)
7.Какой ещё герой присутствует в рассказе? Что можете сказать об истории Игоря? (Игорь. Это не фантазия. Это было на самом деле. Игорь поступил нечестно. От его слов пострадала сестрёнка)
8. Как ребята отнеслись к поступку Игоря? Как вы относитесь к поступку мальчика? (Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть. Игорь поступил подло. Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она спала. Игорь обманул не только Иру, но и маму. Он врун и обманщик)
9. Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл? Какое у нее было настроение? Как себя повели мальчики? (Иру, грустное. Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое).
- Какую главную мысль автор хотел донести до своих маленьких читателей? (Развивать воображение важно. Главное помнить, что есть граница между безобидными небылицами и подлой ложью. Любовь к сочинительству у Стаса и Миши не причиняет никому зла, поступок Игоря делает несчастным его родную сестру).
Вывод. Рассказ говорит о справедливости, прямоте и дружбе. Он призывает развивать фантазию, принимать на себя ответственность и не винить в собственных проступках других людей.
Итак, какие пункты плана мы с вами выполнили? (2.Прочитать рассказы «Фантазеры» и «Затейники». 3. Проанализировать рассказы).
V Действие контроля и самоконтроля
- Какой же пункт плана у нас остался? (Ответить на проблемный вопрос)
- Правильно, у нас остался последний пункт плана. А какой же проблемный вопрос мы проговорили в начале урока? (Кто такие фантазёры и затейники?)
- Да. Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? (Можем).
- Ответите вы на него в письменной форме, поработав с карточками, лежащими у вас на партах. Вам нужно подобрать синонимы к этим словам. Ученики выполняют индивидуальное задание на карточках. –
Вариант 1. Подберите синонимы к слову затейники.
1. Возможные ответы (чудак, шутник, увеселитель, фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки)
Вариант 2. Подберите синонимы к слову фантазеры.
2. Возможные ответы (выдумщики, сочинители, мечтатели).
На это задание я даю вам 2 минут.
- Итак, время истекло, сейчас давайте попробуем ответить на вопрос:
- Кто такие фантазёры и затейники?
Затейник – изобретательный, склонный к затеям человек; выдумщик.
Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.
Похожи ли они? И почему? (да. Они выдумывают истории, используют воображение).
-Чтобы закрепить нашу работу с рассказами Н.Н. Носова, я задам вам домашнее задание (на выбор):
1.Подготовить краткий пересказ рассказа Н Носова «Фантазёры» или «Затейники».
2.Составить характеристику одного из героев, используя в плане:
1.Имя героя.
2.Какие поступки совершает герой?
3.Как автор относится к герою?
4.Как ты относишься к герою?
Все ли поняли суть домашнего задания?
VI Действие оценки и самооценки
- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте, вспомним, какая была тема урока? ( Н.Н. Носов «Фантазёры», «Затейники»)
- Какую цель мы сформулировали в начале урока? (Познакомиться с этими произведениями)
- Достигли ли мы поставленной цели? С помощью чего? (Мы достигли поставленной цели с помощью работы с текстом рассказов, объяснений учителя и самостоятельной работы).
- Да, нам удалось достичь поставленной цели, потому что мы хорошо потрудились.
Ребята, почему вам нравятся произведения Н. Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н. Носова и сейчас интересны для ребят? Что же можно сказать обо всех героях Носова, какие они? (Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, любознательные)
- Чему учат рассказы Носова?
VII Рефлексия.
- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке:
– Сегодня я узнал (а)…
– Было интересно…
– Было трудно….
– Теперь я могу…
Сегодня хорошо рассуждали: ………
Хорошо читали: ……..
Хорошо слушали: …….
-Ребята, спасибо за активную работу на уроке, до скорых встреч!