СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению по теме " Рассказы Н.Н. Носова" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения по теме " Рассказы Н.Н.Носова содержит информцию о биографии автора, создает условия  для знакомства с рассказами  "Фантазеры" и "Затейники, развивает у обучающихся умение осуществлять анализ произведений, отвечать на проблемный вопрос. Дети, работая в группах, решают поставленные перед ними интересные задачи.  

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме " Рассказы Н.Н. Носова" (2 класс)»










Методическая разработка урока литературного чтения

для 2 класса

на тему «Рассказы Н. Носова «Фантазёры», «Затейники».







Лобкова Н. Г.

учитель начальных классов

МОУ «Гимназия № 75

имени Д.М. Карбышева»








Саратов 2024

Тема урока: Рассказы Н. Носова «Фантазёры», «Затейники» (УМК «Школа России»).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создать условий для знакомства с рассказами Н.Н. Носова «Фантазёры», «Затейники».

Задачи урока:

Образовательные: актуализировать знания обучающихся о фактах биографии Н. Носова через организацию фронтального опроса; закрепить знания обучающихся об анализе произведения в процессе беседы; тренировать навык чтения (осознанность, беглость) в процессе прочтения произведений Н. Носова «Фантазёры», «Затейники».

Развивающие: развивать у обучающихся умение осуществлять анализ произведения в процессе работы над произведением.

Воспитательные: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение.

Планируемые результаты:

Предметные: актуализировать знания по биографии Н.Н. Носова; воспринимать на слух художественный текст, анализировать и понимать смысл произведения; знать, как сравнивать и характеризовать героев рассказа;

Метапредметные:

познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; умеют наблюдать, читать, слушать; умеют осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи;

регулятивные: умеют самостоятельно ставить цель своего обучения; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владеют основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

коммуникативные: умеют работать в парах, группах, индивидуально, доносить свою позицию до других, использовать все доступные речевые средства для передачи своего впечатления, высказывают свое мнение.

Личностные: испытывают уважение к учителю, одноклассникам, развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Ресурсы: учебник Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – 2 часть; портрет Н.Носова, выставка книг писателя, иллюстрации к его книгам, иллюстрации к произведению «Затейники», «Фантазеры», карточки и индивидуальными заданиями, план рассказа, ребус, загадки; мультимедийный проектор, презентация.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, проектная деятельность; беседа, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, сейчас у нас урок литературного чтения. Давайте, проверим готовность к уроку, у вас на краю парты должны лежать: учебник, пенал и раздаточный материал.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

- Ребята, я знаю такой ключ, который открывает любые двери, все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я желаю вам много улыбок и хорошего настроения.

- Скажите, ребята, а чему мы с вами учимся на уроках чтения? (на доске вывешиваются карточки: читать, говорить, размышлять, слушать).

II Актуализация знаний и умений

- Посмотрите нашу выставку книг (на слайде иллюстрации)

- На выставке книги “Мишкина каша”, “Приключения Незнайки и его друзей”, “Автомобиль”. Что в них общего?

- Догадались ли вы, произведение какого автора мы будем сегодня изучать на уроке? (Это весёлые, смешные произведения Н. Носова)

- А чтобы узнать с какими произведениями Н. Носова мы познакомимся на уроке, вы должны разгадать ребусы.

- Прочитайте только красные буквы, и вы узнаете тему сегодняшнего урока.

ФРАОНЬТМАБЗЛЁЭРВЫ

ЗРАОТЬЕНЙБНШИЭКГИ

- Какие слова получились? (Фантазеры и затейники). Правильно.

- Кто такие фантазёры и затейники?

- Как вы думаете, чем они похожи и чем отличаются?

- Сформулируйте тему урока. (Н.Н. Носов «Фантазёры», «Затейники»).

- В чём нам сегодня предстоит разобраться? (Познакомиться с этими произведениями и разобраться в том, кто такие фантазёры и затейники).

-Кто поможет нам разобраться в этом вопросе? Николай Носов.

III Постановка учебной задачи

- Вы сформулировали хорошую цель, но что нам еще нужно, чтобы приступить к ее достижению?

- Конечно же, нам нужно составить план урока, перед нами есть пункты плана с пропущенными словами. Поэтому вам нужно вставить пропущенные слова и восстановить правильную последовательность?


Проанализировать рассказы.


Прочитать рассказы «_________» и «_________»


Ответить на проблемный ________.


Познакомиться с биографией _______

Слова для справок: Н.Н. Носова, «Фантазеры» и «Затейники», вопрос.

- Сейчас нам предстоит поработать в паре, но прежде чем начать, давайте вспомним, как мы работаем в паре? (Не ссоримся, работаем вместе, выслушиваем мнение другого).

- Так, в паре мы слажено и к выводу приходим вместе.

- На это задание я даю вам 2 минуты.

- Вот мы и вспомнили правило и теперь можем приступить к работе. Ученики вставляют пропущенные слова и восстанавливают правильную последовательность пунктов плана.

1. Познакомится с биографией Н.Н. Носова

2. Прочитать рассказы «Фантазеры» и «Затейники»

3. Проанализировать рассказы.

4. Ответить на проблемный вопрос.

IV Учебное действие

- Какой первый пункт план мы должны выполнить? - Познакомиться с биографией Н.Н. Носова

- Посмотрите на его портрет, как вы думаете, каким он был человеком?

Отвечая на вопрос – как он стал детским писателем, он сказал так: «Детским писателем я стал потому что, у меня была интересная жизнь, и мне было о чем рассказать людям».

Рассказ учителя о писателе.

Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908года. Его отец был актером эстрады, мать – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. В школьные годы мечтал стать музыкантом и играл на скрипке, но потом забросил это дело.

Прежде чем стать писателем Н.Н. Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Поступил сначала в Киевский художественный институт, а через 2 года перевёлся в Московский институт кинематографии. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сыну. Первый рассказ Носова был опубликован в 1938 году, назывался он «Затейники». Потом были опубликованы другие рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др. Печатались они в основном в журнале для детей «Мурзилка».

- Ребята, мы с вами познакомились с биографией писателя, выполним групповое задание (по 4 человека), вам нужно письменно ответить на следующие вопросы:

1. Назовите имя и отчество Носова.

2. Где и когда родился Носов?

3. Как назывался первый рассказ Н.Н. Носова?

4. Где был опубликован первый рассказ Н.Н. Носова?

А сейчас, проверим, ваши ответы сравните ваши ответы с экраном. Поднимите руки группы, у которых все правильно.

- У кого есть ошибки? На какие вопросы. Исправьте ваши ошибки.

Какой же следующий пункт плана? (Прочитать рассказы). Вам было задано дома прочитать рассказ «Затейники». Сейчас я вам задам несколько вопросов. И первое, что хочу у вас спросить: понравилось ли вам произведение? Чем?

- А теперь давайте ответим на вопросы, представленные на экране, обратите свое внимание на слайд. Вопросы:

1. Кто главные герои произведения? (Петя и Валя)

2. Что вы можете сказать о ребятах? (Ребята были озорными и смогли воплотить свою фантазию в жизнь)

3. Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)

4. Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину? (Нельзя играть с одеялом, с постелью).

5. Что сказали бы соседи, которые это все слышали? (Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные).

6. Что бы вы им посоветовали? (Мнение ребят.)

7. А вы боитесь темноты? Почему? (Мнение ребят.)

8. Как вы считаете, этот рассказ поучителен для вас? Почему?

9.Ребята, а скажите, пожалуйста «А хорошо ли быть затейниками»?

- Какую главную мысль автор хотел донести до своих маленьких читателей? (Главная мысль рассказа "Затейники" в том, играть лучше, как минимум вдвоем, чтобы и пугаться, и веселиться вместе).

А сейчас ребята, давайте, немного разомнемся.

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

- Мы размялись и теперь можем приступать к работе.

- Сейчас я вам прочитаю это второе произведение Н.Н. Носова «Фантазеры», а вы также внимательно слушайте, после мы с вами будем отвечать на вопросы.

И первое, что хочу у вас спросить: понравилось ли вам произведение? Чем?

- 1. Назовите главных героев рассказа (Мишутка и Стасик).

- 2.Как относится сам автор к своим героям? (Мишутке и Стасику симпатизирует, называет их ласково, а Игорю нет).

3.Что можете о них сказать? (Любят фантазировать, наши ровесники, хорошие друзья)

4. Кто по вашему мнению, лучший сочинитель? Найдите, что придумывал Мишутка (Мишутка интереснее придумывает, ему даже Стасик позавидовал. Стасик интереснее – он сказал, что летал на Луну).

5. Давайте подумаем: как друзья сами называют свои фантазии? Что же получается, что враньё и фантазия – это одно и то же? Мнение учеников (Нет, фантазия никому вреда не приносит. Мальчики придумывали для собственного удовольствия).

6.Чем отличается врун от фантазёра? (Врун – это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя. Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.)

7.Какой ещё герой присутствует в рассказе? Что можете сказать об истории Игоря? (Игорь. Это не фантазия. Это было на самом деле. Игорь поступил нечестно. От его слов пострадала сестрёнка)

8. Как ребята отнеслись к поступку Игоря? Как вы относитесь к поступку мальчика? (Они осудили поступок Игоря и не захотели с ним сидеть. Игорь поступил подло. Он намазал губы сестрёнке вареньем, когда она спала. Игорь обманул не только Иру, но и маму. Он врун и обманщик)

9. Кого встретили мальчики, когда Игорь ушёл? Какое у нее было настроение? Как себя повели мальчики? (Иру, грустное. Мишутка и Стасик посочувствовали Ире. Они предложили ей мороженое).

- Какую главную мысль автор хотел донести до своих маленьких читателей? (Развивать воображение важно. Главное помнить, что есть граница между безобидными небылицами и подлой ложью. Любовь к сочинительству у Стаса и Миши не причиняет никому зла, поступок Игоря делает несчастным его родную сестру).

Вывод. Рассказ говорит о справедливости, прямоте и дружбе. Он призывает развивать фантазию, принимать на себя ответственность и не винить в собственных проступках других людей.

Итак, какие пункты плана мы с вами выполнили? (2.Прочитать рассказы «Фантазеры» и «Затейники». 3. Проанализировать рассказы).

V Действие контроля и самоконтроля

- Какой же пункт плана у нас остался? (Ответить на проблемный вопрос)

- Правильно, у нас остался последний пункт плана. А какой же проблемный вопрос мы проговорили в начале урока? (Кто такие фантазёры и затейники?)

- Да. Можем ли мы теперь ответить на этот вопрос? (Можем).

- Ответите вы на него в письменной форме, поработав с карточками, лежащими у вас на партах. Вам нужно подобрать синонимы к этим словам. Ученики выполняют индивидуальное задание на карточках. –

Вариант 1. Подберите синонимы к слову затейники.

1. Возможные ответы (чудак, шутник, увеселитель, фантазёры, выдумщики, организаторы, весельчаки)

Вариант 2. Подберите синонимы к слову фантазеры.

2. Возможные ответы (выдумщики, сочинители, мечтатели).

На это задание я даю вам 2 минут.

- Итак, время истекло, сейчас давайте попробуем ответить на вопрос:

- Кто такие фантазёры и затейники?

Затейник – изобретательный, склонный к затеям человек; выдумщик.

Фантазёр – это выдумщик, получающий удовольствие от самого процесса сочинения.

Похожи ли они? И почему? (да. Они выдумывают истории, используют воображение).

-Чтобы закрепить нашу работу с рассказами Н.Н. Носова, я задам вам домашнее задание (на выбор):

1.Подготовить краткий пересказ рассказа Н Носова «Фантазёры» или «Затейники».

2.Составить характеристику одного из героев, используя в плане:

1.Имя героя.

2.Какие поступки совершает герой?

3.Как автор относится к герою?

4.Как ты относишься к герою?

Все ли поняли суть домашнего задания?

VI Действие оценки и самооценки

- Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте, вспомним, какая была тема урока? ( Н.Н. Носов «Фантазёры», «Затейники»)

- Какую цель мы сформулировали в начале урока? (Познакомиться с этими произведениями)

- Достигли ли мы поставленной цели? С помощью чего? (Мы достигли поставленной цели с помощью работы с текстом рассказов, объяснений учителя и самостоятельной работы).

- Да, нам удалось достичь поставленной цели, потому что мы хорошо потрудились.

Ребята, почему вам нравятся произведения Н. Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н. Носова и сейчас интересны для ребят? Что же можно сказать обо всех героях Носова, какие они? (Веселые, добрые, непоседливые, очень наивны, хорошие, искренние, трудолюбивые, любознательные)

- Чему учат рассказы Носова?

VII Рефлексия.

- А сейчас попробуйте оценить свои успехи на уроке:

– Сегодня я узнал (а)…

– Было интересно…

– Было трудно….

– Теперь я могу…

Сегодня хорошо рассуждали: ………

Хорошо читали: ……..

Хорошо слушали: …….

-Ребята, спасибо за активную работу на уроке, до скорых встреч!