Тема: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане", характеристика героев.
Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки
Ход урока
1. Организационный этап
- С добрым утром!
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
- Проверим готовность к уроку.
2. Речевая разминка
- А начнём урок с речевой разминки. Слайд 1.
- Прочитайте медленно и тио скороговорку (читают хором)
Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"
- О чём эта скороговорка?
-Прочитайте громко, убыстряя темп.
-Прочитайте 2 строчки ласково, 2 следующие строчки радостно.
3. Проверка домашнего задания.
- А теперь проверим домашнее задание.
-Что вы изучали на прошлом уроке? ("Сказка о царе Салтане")
- Кто автор? ( А.С.Пушкин)
– Докажите, что прочитанное произведение – волшебная сказка.
( Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)
- В чём отличие? (Сказка Пушкина отличаются тем, что написаны в стихотворной форме)
- Какие устаревшие слова вы выписали?
устаревшие слова: светлица, сени, сватья, аршин, сума, бояре, величать, венчать княжьей шапкой, колымага, престол, царские палаты, венец, баять, дьяк приказный, латы;
Молвить – говорить
Крещёный мир- в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения
Позадь забора - за забором
К исходу сентября - к концу сентября
Светлица- светлая парадная комната в доме
Сени- входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.
Красная девица – красивая
Аршин- старорусская единица измерения длины
Гонец- вестник, посыльный, курьер.
устаревшие формы слов: блещут вместо блестят; град вместо город; злато вместо золото; брег вместо берег.
4. Целеполагание.
-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».
- Вспомните, какое полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Вспомните героев сказки. Слайд2
- Как вы думаете, почему эти герои разделены? ( Поделены на хороших и плохих)
- А кого можно назвать хорошим героем, плохим?
Сегодня мы с вами будем учиться анализировать поступки героев, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить необходимые отрывки в тексте.
5. Работа по теме урока
- А.С.Пушкин назвал свое произведение «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
- Каким представляет в названии Пушкин князя Гвидона? (Славный и могучий богатырь)
-Оправдывает ли князь Гвидон это звание?
Докажите своё мнение примерами из текста.
(«И растет ребенок там
не по дня, а по часам»
«Ты, волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна;
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Топишь берег ты земли,
Подымаешь корабли –
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»)
-Какие черты характера открываются нам в поступках князя Гвидона?
- А как он относится к своим родителям?
(Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)
- Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое? (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)
- Перечислите чудеса, которые появились на острове. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.)
- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой. ( ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон - с печалью, купцы - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)
-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания? (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)
- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки.
-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? Слайд 3
Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.
(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)
- Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?
Как были наказаны завистницы?
(Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)
- Как бы вы поступили, простили ли их? Хотели ли бы вы изменить конец сказки?
6. Физминутка
7. Закрепление изученного материала.
-А сейчас ребята мы проведём работу в парах
– На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя (характер, действия и поступки героя, ваше отношение к нему) В скобочках даны слова, которые описывают характер человека. Выберите то, что подходит под описание вашего героя и попробуйте это доказать). Отвечать будете, строго по плану, который я вам раздала.
План характеристики героев.
Имя героя. Опишите его внешность и характер.
Действия и поступки, совершаемые героем.
Отношение автора к герою.
Ваше отношение к герою.
Царь Салтан (добрый, щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)
Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой.
Царица (верная, добрая, мягкая, выносливая, душевная, доверчивая, мудрая.)
Князь Гвидон (храбрый, выносливый, смелый, находчивый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий, крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый.)
Князь Гвидон — сын царя Салтана , прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.
Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая, скромная, благодарная )
Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.
Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).
– На какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои)
– Каких героев вы отнесли бы в группу положительных?
(Князь Гвидон, царица, царь Салтан.)
– Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?
(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха)
Герои |
Положительные | Отрицательные | Нейтральные |
Гвидон | повариха | корабельщики |
Царевна Лебедь | ткачиха | |
Салтан | Баба Бабариха | |
Царица | | |
Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!
–Вспомните, как заканчивается сказка ?
– Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?
– Почему? (Семья воссоединилась и в сказке добро всегда побеждает зло).
Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.
Добро и любовь побеждает зависть и зло.
8. Итог урока. Рефлексия.
- С какой сказкой ознакомились на уроке? Назовите героев сказки.
- Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
Начните со слов: Меня эта сказка научила.(.Доска )(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других.)
-Кому понравился урок покажите мне ладошки. Кто на уроке был не активен и затруднялся в ответах – закройте ладошками лицо.
9. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок (12-15 строк) сказки А.С. Пушкина наизусть. ( 3 чуда)
Характеристика героя
Имя героя _________________________________________
Внешность, характер героя ___________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Поступки и действия героя ___________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Отношение автора к герою____________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Ваше отношение к герою _____________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Характеристика героя
Имя героя __________________________________________
Внешность, характер героя ___________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Поступки и действия героя ___________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Отношение автора к герою____________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
Ваше отношение к герою _____________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________