СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению по теме: "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане. Характеристика героев." 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 3 класс. 5 урок

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме: "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане. Характеристика героев." 3 класс»

Тема: А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане", характеристика героев.

Цель: развитие устной речи учащихся, их фантазии и творческого мышления через анализ художественного произведения и составление сравнительных характеристик главных героев сказки

Ход урока

1. Организационный этап

- С добрым утром!
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!

- Проверим готовность к уроку.

2. Речевая разминка

- А начнём урок с речевой разминки. Слайд 1.

- Прочитайте медленно и тио скороговорку (читают хором)

Макару в карман комарик попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору протрещала:
"В кармане Макара корова пропала!"

- О чём эта скороговорка?

-Прочитайте громко, убыстряя темп.

-Прочитайте 2 строчки ласково, 2 следующие строчки радостно.

3. Проверка домашнего задания.

- А теперь проверим домашнее задание.

-Что вы изучали на прошлом уроке? ("Сказка о царе Салтане")

- Кто автор? ( А.С.Пушкин)

– Докажите, что прочитанное произведение – волшебная сказка.

( Сказка Пушкина очень похожа на народные. В ней добро побеждает зло и хороший конец. Встречается троекратное повторение событий: князь Гвидон 3 раза превращался и летал к отцу, 3 чуда на острове. В сказках есть народные пословицы и поговорки.)

- В чём отличие? (Сказка Пушкина отличаются тем, что написаны в стихотворной форме)

- Какие устаревшие слова вы выписали?

устаревшие слова: светлица, сени, сватья, аршин, сума, бояре, величать, венчать княжьей шапкой, колымага, престол, царские палаты, венец, баять, дьяк приказный, латы;

Молвить – говорить

Крещёный мир- в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

Позадь забора - за забором

К исходу сентября - к концу сентября

Светлица- светлая парадная комната в доме

Сени-  входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций: разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей.

Красная девица – красивая

Аршин- старорусская единица измерения длины

Гонец- вестник, посыльный, курьер.

устаревшие формы слов: блещут вместо блестят; град вместо город; злато вместо золото; брег вместо берег.

4. Целеполагание.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами  продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане».

- Вспомните, какое полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

- Вспомните героев сказки. Слайд2

- Как вы думаете, почему эти герои разделены? ( Поделены на хороших и плохих)

- А кого можно назвать хорошим героем, плохим?

Сегодня мы с вами будем учиться анализировать поступки героев, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение находить  необходимые отрывки в тексте.

5. Работа по теме урока

- А.С.Пушкин назвал свое произведение  «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

- Каким представляет в  названии Пушкин князя Гвидона? (Славный и могучий богатырь)   

-Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.

(«И растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна  моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»)

 

-Какие черты характера открываются нам  в поступках князя Гвидона?

- А как он относится к своим родителям?

(Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых, не жалеет своей единственной стрелы для спасения Царевны Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери, ее поддержка.)

 - Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое? (Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

- Перечислите чудеса, которые появились на острове. (У него на острове появляется белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь.)

- Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах  князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой. ( ( Они говорят по-разному. Князь Гвидон -  с печалью, купцы  - с удивлением, Царевна Лебедь спокойно и привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.)

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания? (В благодарность за спасение своей жизни царевна Лебедь исполняет все желания князя. Она его жалеет и сочувствует, пытается во всем помочь.)

- Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки.

-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? Слайд 3

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других.)

- Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

Как были наказаны завистницы?

(Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер. Добрый царь Салтан не стал их наказывать, а просто отпустил.)


- Как бы вы поступили, простили ли их? Хотели ли бы вы изменить конец сказки?

6. Физминутка

7. Закрепление изученного материала.

-А сейчас ребята мы проведём работу в парах

    – На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя (характер, действия и поступки героя, ваше отношение к нему) В скобочках даны слова, которые описывают характер человека. Выберите то, что подходит под описание вашего героя и попробуйте это доказать). Отвечать будете, строго по плану, который я вам раздала.

            План характеристики героев.                             

  1. Имя героя. Опишите его внешность и характер. 

  2. Действия и поступки, совершаемые героем.

  3. Отношение автора к герою.

  4. Ваше отношение к герою.

Царь Салтан (добрый, щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый  и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой. 

Царица (верная, добрая, мягкая, выносливая, душевная, доверчивая, мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый, выносливый, смелый, находчивый, благодарный, славный, могучий богатырь, умный, ловкий, крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый.)

Князь Гвидон — сын царя Салтана , прекрасный, сильный, смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду: чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая, скромная, благодарная )

Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы  можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои) 

Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу  положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

Каких  героев  вы  отнесли  в  группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха)

Герои

Положительные

Отрицательные

Нейтральные

Гвидон

повариха

корабельщики

Царевна Лебедь

ткачиха


Салтан

Баба Бабариха


Царица




Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит! 

–Вспомните, как заканчивается сказка ?

– Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?

 – Почему? (Семья воссоединилась  и в сказке добро всегда побеждает зло).   

Главная мысль сказки заключается в том, что любая ложь раскроется и зачинщики будут наказаны за злые поступки. Что добро победит зло. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим.

Добро и любовь побеждает зависть и зло.

8. Итог урока. Рефлексия.

- С какой сказкой ознакомились на уроке? Назовите героев сказки.

- Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?

Начните со слов: Меня эта сказка научила.(.Доска )(доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других.)

-Кому понравился урок покажите мне ладошки. Кто на уроке был не активен и затруднялся в ответах – закройте ладошками лицо.

9. Домашнее задание: Выучить понравившийся отрывок (12-15 строк) сказки А.С. Пушкина наизусть.   ( 3 чуда)















Характеристика героя


  1. Имя героя _________________________________________


  1. Внешность, характер героя ___________________________

___________________________________________________

___________________________________________________


  1. Поступки и действия героя ___________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

 

  1. Отношение автора к герою____________________________

___________________________________________________ 

___________________________________________________

___________________________________________________

 

  1. Ваше отношение к герою _____________________________

___________________________________________________ 

___________________________________________________

___________________________________________________

 

Характеристика героя


  1. Имя героя __________________________________________


  1. Внешность, характер героя ___________________________

___________________________________________________

___________________________________________________


  1. Поступки и действия героя ___________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

 

  1. Отношение автора к герою____________________________

___________________________________________________ 

___________________________________________________

___________________________________________________

 

  1. Ваше отношение к герою _____________________________

___________________________________________________ 

___________________________________________________

___________________________________________________