Литератуное чтение.
Класс: 2-А.
Количество учащихся : 26
Тема: Борис Степанович Житков « Храбрый утенок»
Цели: Ознакомить детей с творчеством Бориса Степановича Житкова . Развивать
навыки выразительного чтения. Учить делить текст на смысловые части,
составлять картинный план. Воспитывать любовь к природе, бережное
отношение к животным.
Задачи: 1. Отрабатывать навыки сознательного, беглого, безошибочного чтения;
активизировать мыслительную деятельность; учить выделять смысловые
единицы темы.
2. Развитие оценки понятийного багажа учащихся, умение
аргументировать
свое мнение; развитие творческой выразительности.
3. Воспитание бережного отношения к животным, чувства смелости,
взаимовыручки.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся: воспринимать на слух прочитанное, использование разных видов чтения, определять героев произведений, характеризовать их; выражать свое собственное отношение к героям; давать нравственную оценку поступкам героев.
Метапредметные: познавательные: овладевают навыками смыслового чтения,выбирают вид чтенияв зависимости от цели, овладение действиями сравнения,обобщения; регулятивные: формируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оценивать свой ответ,оказывают взаимопомощь в сотрудничестве,готовность слушать собеседника и вести диалог.
Методы и формы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический;
Технологии : технология критического мышления.
Оборудование: презентация биографии Б.Житкова, книги для скорочтения,
карточки для самооценки, таблица с кластером, раздаточный материал,
картинки.
Ход урока:
1 .Организационный момент.
С каким настроение вы начинаете урок? Выберите цвет и раскрасьте полоску листа в соответствии с цветописью .
Красный- восторженное
Оранжевый – радостное
Желтый –приятное
Зеленый –спокойное
Синий –грустное
Фиолетовый – тревожное
Белый – трудно сказать
Что вам может улучшить настроение или сохранить его таким же хорошим?
/Книги, животные/
2.Проверка домашнего задания. -
- Скоро новый год , а скажите , что является главным атрибутом этого праздника? ( Елочка) . Сегодня на урок мы с вами будем выращивать свою необычною елочку, а для этого нам помогут наши знания. У каждого на парте лежит карточка с нарисованною тонкими линиями елочкой и зеленые карандаши. За каждый правильный ответ на уроке вы будете рисовать один элемент нашей елочки и посмотрим , кто быстрее всех вырастит свою елку.
П
ересказ текста по плану Ев. Ив. Чарушина «Страшный рассказ».
- С произведением, какого писателя мы с вами познакомились вчера?
(Е.И.Чарушина).
-Что особенное вам запомнилось из его биографии? ( Был иллюстратором).
-На сегодня вам было задано задание, пересказать рассказ по плану. ( За каждый правильный ответ дети наводят элементы елочки)
Дети (6чел.) цепочкой пересказывают.
Итог (оценить детей).
3. Работа по теме урока (вызов)
Прочитайте загадку .
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
-Кто это? (Ответы детей)
Как вы думаете, о ком будет рассказываться в нашем сегодняшнем рассказе?
а)Речевая разминка.
- Прочитайте скороговорку с разной интонацией
Уточка – вертихвостка
Ныряла да выныривала,
Выныривала да ныряла.
б)- Откройте учебники на стр.139 и прочитайте название произведения и фамилию автора.
-Тема урока: Борис Житков «Храбрый утёнок».
- Прочитайте задачи , которые мы перед собой поставим.
в) Рассказ учителя.
Сообщение цели: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством русского писателя Бориса Степановича Житкова.( портрет писателя на доске)
Рассказ о писателе.
(Сопровождается презентацией)
СЛАЙД 1
Борис Степанович Житков родился 11 сентября 1882 года в Новгороде, в семье математика И пианистки. Получил начальное домашнее образование и прекрасное семейное воспитание.
СЛАЙД 2 По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.
СЛАЙД 3.Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.
СЛАЙД 4. Богатейший жизненный опыт и умение интересно и точно выразить свои мысли на бумаге привели Б.С.Житкова в детскую литературу. СЛАЙД 5. Он создал около двухсот произведений и среди них – удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша. Обо всем, что он видел во время летних увлекательных приключений, рассказывает писатель детям. СЛАЙД 6.Несколько поколений детей воспитывалось на книгах Б.С.Житкова, которые учат добру и самым лучшим человеческим качествам.
СЛАЙД 7.- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утенок». Откройте свои учебники на с. 131.
Первичное чтение (учителем).(Осмысление)
Работа над словами.
3. Проверка понимания содержания и смысла рассказа.
- Понравился рассказ?
- О чем рассказ?
- Как хозяйка кормила утят?
- Почему утята не ели? Кого они боялись? Найдите ответ в учебнике.
- Почему утята боялись стрекозу? Выделите ответ в учебнике
- О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку? Найдите строки , которые ответят на этот вопрос
- Кто пришел в гости к утятам? (ищут в учебнике)
- Что он им пообещал? Сдержал ли он свое обещание?
- Как ему это удалось?
- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
- Прилетела ли стрекоза еще раз?
Давайте сравним наш кластер с качествами утенка с рассказа Б.Житкова.
В чем есть сходство и различие?
Физминутка.
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)
4. Закрепление пройденного материала.
1. Подготовительная работа
- Прочитайте сначала пол слогам, затем целыми словами ( слова записанные на доске)
- Читайте целыми словами:
Бег – подбегали, убегали
Рассказ – рассказали
Испуг – испугаешься
Еда – наедались
2.Выразительное чтение.
- Давайте прочитаем текст цепочкой.
Дети читают по цепочке.
5. Итог урока.
Рефлексия:
- Давайте с вами сложим синквейн и подитожим сегодняшнюю тему урока. Самостоятельно составит синквейн и зажжет звезду на елке Павел, София, Алина и Ярослав, для этого у вас на столе лежат листы бумаги и маркеры.
(На доске запись синквейна)
Памятка по составлению синквейна.
Синквейн:
Утенок.
Храбрый, маленький.
Пришел, защитил, подружился.
Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.
Дружба.
- Молодцы! Теперь давайте выскажем свое мнение по поводу сегодняшнего рассказа.( Дети высказываются и за полный , четкий ответ рисуют элемент елочки)
- Давайте с вами посмотрим синквейны тех учеников, которые работали самостоятельно и выслушаем их мнение.(Дети выходят с листами, вешают на доску и рассказывают )
6. Оценивание:
-Покажите мне свои картички ( у кого получилась елочка – получает 5, если не хватает одного элемета – 4, остальные доработают на следующем уроке)
7.Домашнее задание: Подготовить перессказ.