СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению по теме: "Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики»" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка по литературному чтению 4 класс по учебнику Л.Ф. Климановой и др.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению по теме: "Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики»" 4 класс»

Тема: Знакомство с названием раздела «Чудесный мир классики».

Цели: познакомить с новым разделом; учить формулировать тему урока на основе ключевых слов, составлять план урока, проводить рефлексию на основе данного плана; развивать память, речь, мышление.

Ход урока:

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

II. Актуализация знаний

1. Анализ проверочной работы

2. Речевая разминка

- Прочитайте стихотворение.

Пусть сказка — вымысел и ложь,

Но здесь прочтешь ты между строк,

Что в жизнь уверенно войдешь

Лишь через школьный ты порог.

Прозрачным солнечным лучом

Проложится твой путь на свете,

И жизнь основана на чем,

Поймешь, проснувшись на рассвете!

- Прочитайте медленно жужжащим способом.

- Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: утвердительно, сердито, весело, с интонацией удивления, с интонацией сожаления, выразительно).

III. Целеполагание

- Прочитайте, что записано у меня на доске. («Чудесный мир классики».)

- Как вы думаете, почему я это написала?

- Еще не изучая данный раздел, можете предположить, что мы в нем будем изучать?!

IV. Работа по теме урока

Введение в новый раздел учебника

- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела. Прочитайте его название. («Чудесный мир классики».)  Перед тем, как отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему?

- Откройте учебник на с. 30.

- Чему мы научимся? (Наблюдать за развитием основной мыслисравнивать начало и конец сказки, рассказывать о герое произведения, сравнивать его с другими героями.)

- Прочитайте, чему мы будем учиться. (Наблюдать за особенностями языка сказок, определять отношение к прочитанному и высказывать свое мнение о произведении и его героях, сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства.)

- Уточните задачи уроков в этом разделе. На какие вопросы вам хочется получить ответы?

- Какие понятия мы должны изучить?

- Какие из перечисленных писателей вам известны?

- Какие произведения этих писателей вы читали?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

- Как вы понимаете, что такое мир классики? (Классика — образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.)

- Давайте запишем в ваших тетрадях понятие «классика».

КЛАССИКА (от латинского classicus образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры.

- Другими словами к  «Классике»  относятся те произведения или труды авторов, которые имеют вечную ценность.

Действительно все прочитанные произведения в этой теме являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися.

- Как вы думаете, произведения каких авторов могут войти в этот раздел?

Но кто же эти авторы? На слайде вы увидите портреты писателей. Назовите, кто это?

5. Работа в группах.

Каждый автор имеет свою биографию. Как вы думаете, что такое «биография»

Биография – ( био + гр.grapho пишу) – жизнеописание.

 Вам будут даны карточки с текстом. Определите, о ком идёт речь в данном отрывке текста.

1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. Пётр Павлович Ершов


2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. Александр Сергеевич Пушкин


3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении. Лев Николаевич Толстой


4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. Антон Павлович Чехов


5. В дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Михаил Юрьевич Лермонтов

-Мы вспомнили имена классиков русской литературы. А какие произведения вы их знаете?

При изучении данного раздела нам встретятся произведения различных жанров. Вспомним, какие жанры вы знаете? 

Что такое рассказ? (Рассказ — - малый жанр: прозаическое произведение небольшого объема, в котором, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в Р.ограничен.)

- Что такое басня? БАСНЯ — краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ

Что такое сказка? СКАЗКА – один из видов фольклорной прозы. ( рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном заканчивается хорошо В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное и доброе всегда побеждает. Она всегда несет в себе элемент нравоучения.)

VII. Подведение итогов урока

- Какой раздел учебника мы начали изучать?

- Какие произведения в нем мы будем читать?

- Что нового вам хотелось бы узнать?

И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока.

Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений, интересным развитием сюжета и др.).



VIII. Рефлексия

Предлагаю и вам на время стать писателем и написать синквейн на тему «Классика»

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья строка -  описание действия в рамках этой темы тремя глаголами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Пример:

Классика

Чудесная интересная

Воспитывает, обучает, развивает

Открывает мир русской литературы

Восхищает



Классика

Чудесная запоминающая

Учит, воспитывает, развивает

Показывает нам прекрасный мир

Незабываемо



- Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

Найти материал о жизни и творчестве П.П. Ершова. Конек-Горбунок























































1. Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало.




2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных.




3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении.




4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте.




5. В дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет.