Тема: С.А, Есенин «Черемуха»
Цели:
• познакомить учащихся с биографией поэта и его стихотворением "Черемуха";
• учить выразительному чтению стихотворений;
• объяснить понятие "эпитет". Научить находить в тексте образные выражения;
• развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;
• воспитывать чувство любви к Родине, к природе;
• развивать коммуникативные навыки детей, умение работать в команде.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационное начало
Приветствие
Психологический настрой
Актуализация опорных знаний
- Давайте вспомним, что вам было задано на дом?
- Кто желает рассказать?
Сообщение темы урока
- Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского поэта С.А. Есенина.
Работа по теме
Знакомство с биографией С. Есенина
Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)
Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа.
Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России.
- С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза".
И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.
Загадка:
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
- Докажите, что в загадке описывается черемуха.
- В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.
2. Знакомство со стихотворением
(учитель выразительно читает стихотворение)
- Какое настроение стремится передать автор? (веселье, восторг, восхищение, радость) Какое чувство у вас вызывают эти строки?
- Лирическое повествование тем и отличается, что автор описывает не событие, а чувства и настроение. Посмотрите, в тексте нет никаких событий, а между тем, оно навевает определенные мысли, дарит радость. Поэт делится с нами чувством прекрасного, своим восторгом. В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Это и ручейки, и веточки золотистые, и роса медвяная. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.
Анализ стихотворения
- Прочитайте текст самостоятельно.
- Нарисуйте мысленно картину, которая возникает при прочтении этих строк.
- Какие строки вам особенно понравились? Какие запомнились?
- Какие слова выбирает поэт , чтобы мы услышали, как поет ручей?
- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?
- Мысленно остановитесь у ручья, где цветет черемуха. Что Есенин помог тебе услышать, почувствовать, представить?
Объяснение значений слов
- • Роса медвяная – капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;
• Зелень пряная – зелень с острым пряным запахом, душистая;
• Сияет в серебре – это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.
• Проталинка – место, где растаял снег и виднеется земля.
• Зелень горит на солнышке – это капли росы переливаются и сверкают в солнечных лучах.
• Волна гремучая – вода громко журчит.
• Обдает – брызги воды достигают дерева.
• Под кручею – под обрывом.
Поиск изобразительных средств
- Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха".
(белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная).
• Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая)
Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую.
• Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета
(роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая)
Посмотрите, из всего многообразия слов, автор выбрал те, которые подчеркивают запахи. И таким образом наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы.
• На кого похода черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?
(с молодой девушкой. Она "ветки золотистые, что кудри завила")
• А на кого тогда похож ручей? Почему?
(на юного парня. Он "вкрадчиво ей песенку поет")
• Что значит "вкрадчиво"
(тихо, доверчиво)
• Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей? (Олицетворение)
• Найдите подтверждения в тексте.
Выразительное чтение по цепочки
- Кто желает начать?
Задавание на дом
- с.55, наиз.