СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Черемуха"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке дети закрепляют пройденный материал, путем перессказа текста. Знакомятся с биографией писателя С.А. Есенина, его произведением "Черемуха". Учатся выразительному чтению и анализу стихотворения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению С.А. Есенин "Черемуха"»

Тема: С.А, Есенин «Черемуха»

Цели:

• познакомить учащихся с биографией поэта и его стихотворением "Черемуха";

• учить выразительному чтению стихотворений;

• объяснить понятие "эпитет". Научить находить в тексте образные выражения;

• развивать эстетическое восприятие и творческое воображение;

• воспитывать чувство любви к Родине, к природе;

• развивать коммуникативные навыки детей, умение работать в команде.

Тип урока: комбинированный

Ход урока

  1. Организационное начало

  1. Приветствие

  2. Психологический настрой

  1. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, что вам было задано на дом?

- Кто желает рассказать?

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня мы познакомимся с творчеством великого русского поэта С.А. Есенина.

  1. Работа по теме

  1. Знакомство с биографией С. Есенина

Сергей Александрович Есенин (1895 – 1925)

Сергей Есенин родился под Рязанью в селе Константиново в семье простого крестьянина. С юных лет мальчик рос в деревне, наблюдал за жизнью простых людей. Но больше всего будущего поэта вдохновляла природа.

Есенин начал писать стихи в 9 лет. И уже тогда обозначились главные темы его творчества: родной края, Родина, природа России.

- С большой любовью Есенин пишет о природе. Мы с вами уже знакомы с творчеством этого поэта. Вспомните стихотворения "Поет зима, аукает", "С добрым утром", "Белая береза".

И вот перед нами очередное творение автора. На этот раз его стихотворение посвящено черемухе.

Загадка:

Будто снежный шар бела,

По весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна.

- Докажите, что в загадке описывается черемуха.

- В самый разгар весны, когда солнце уже не скупится на тепло, расцветает черемуха. Ее душистые цветочки пышным белоснежным облаком окутывают ветви. В таком наряде черемуха похожа на юную невесту, стыдливо прикрывшуюся фатой.

2. Знакомство со стихотворением

(учитель выразительно читает стихотворение)

- Какое настроение стремится передать автор? (веселье, восторг, восхищение, радость) Какое чувство у вас вызывают эти строки?

- Лирическое повествование тем и отличается, что автор описывает не событие, а чувства и настроение. Посмотрите, в тексте нет никаких событий, а между тем, оно навевает определенные мысли, дарит радость. Поэт делится с нами чувством прекрасного, своим восторгом. В воображении сразу рисуется яркая картина наступления весны. Это и ручейки, и веточки золотистые, и роса медвяная. Поэту удалось передать не только краски, но и звуки и даже запахи весны.

  1. Анализ стихотворения

- Прочитайте текст самостоятельно.

- Нарисуйте мысленно картину, которая возникает при прочтении этих строк.

- Какие строки вам особенно понравились? Какие запомнились?

- Какие слова выбирает поэт , чтобы мы услышали, как поет ручей?

- Как вы думаете, почему поэт изображает черемуху и ручей как живые?

- Мысленно остановитесь у ручья, где цветет черемуха. Что Есенин помог тебе услышать, почувствовать, представить?

  1. Объяснение значений слов

- • Роса медвяная – капли росы с запахом меда, ароматные, сладкие;

• Зелень пряная – зелень с острым пряным запахом, душистая;

• Сияет в серебре – это цветы черемухи, они белого цвета, похожи на расплавленное серебро.

• Проталинка – место, где растаял снег и виднеется земля.

• Зелень горит на солнышке – это капли росы переливаются и сверкают в солнечных лучах.

• Волна гремучая – вода громко журчит.

• Обдает – брызги воды достигают дерева.

• Под кручею – под обрывом.

  1. Поиск изобразительных средств

- Давайте попробуем самостоятельно подыскать эпитеты к слову "черёмуха".

(белая, пушистая, ароматная, душистая, раскидистая, веселая, юная, стройная).

• Найдите в тексте цветовые эпитеты. (серебряный ручей, зелень золотистая)

Есенин рисует весну в золотых и серебряных красках. Это помогает создать особую картину природы – нежную, тонкую и невероятно богатую.

• Найдите в стихотворении эпитеты, подчеркивающие качества предмета

(роса медвяная, зелень пряная, черемуха душистая)

Посмотрите, из всего многообразия слов, автор выбрал те, которые подчеркивают запахи. И таким образом наша картина наполняется не только цветом, но и ароматом природы.

• На кого похода черемуха? С кем автор сравнивает ее? Почему вы так думаете?

(с молодой девушкой. Она "ветки золотистые, что кудри завила")

• А на кого тогда похож ручей? Почему?

(на юного парня. Он "вкрадчиво ей песенку поет")

• Что значит "вкрадчиво"

(тихо, доверчиво)

• Какой прием помогает автору изобразить черемуху и ручей как живых людей? (Олицетворение)

• Найдите подтверждения в тексте.

  1. Выразительное чтение по цепочки

- Кто желает начать?

  1. Задавание на дом

- с.55, наиз.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!