3. Целеполагание | Развивать умения рассуждать в соответствии с возрастными нормами; планировать свои действия | Словесный метод: беседа Проблемный метод Частично-поисковый метод | - Сегодня утром на адрес нашего класса пришло письмо Ёжика. Позвольте я вам его зачитаю: - Здравствуйте, дети! В нашем классе случилась неприятность – девчонки и мальчишки дразнят друг друга и придумывают клички, из-за этого часто ссорятся и обижаются. Помогите справиться с нашей проблемой! Возможно, это крик души не только этого класса. - Что посоветуете? - Посмотрите на слайд и скажите, какие советы не были названы вами? - Убери из речи плохие слова. - Клички используй только для животных. - Перестань обижаться. - Не дразнись сам. - Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе - А теперь, ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке? (ответы детей). - Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница Нина Михайловна Артюхова - Рассказ, который мы будем сегодня изучать так и называется «Саша – дразнилка» - Как вы думаете, какая будет тема урока? (Н. М. Артюхова «Саша-дразнилка») - А какая будет цель? (Познакомиться с рассказом Н. М. Артюховой «Саша-дразнилка») - Но чтобы достичь цель урока, что мы должны составить? (план) - Верно, одна пара составляет план у доски, остальные на месте. План: Познакомиться с биографией Н. М. Артюховой Познакомиться с рассказом «Саша-дразнилка» Определить главную мысль рассказа. Прочитать выразительно рассказ. Подвести итоги | Отвечают на вопросы учителя Формулируют тему и цель урока Составляют план урока | Понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры; Понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры; | Р: принимать и сохранять учебную задачу К: принимать участие в диалоге; формулировать ответы на вопросы К: умение высказывать собственное мнение | Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя | Фронтальная Фронтальная Парная | Слайд Слайд План |
4. Работа над темой | Создать условия для ознакомления с биографией Н. М. Артюховой, рассказом «Саша-дразнилка», его выразительным чтением | Словесный метод: рассказ биографии Наглядный метод: демонстрация слайда Словесный метод: беседа Практический метод: слушание рассказа Практический метод: выполнение теста Словесный метод: беседа Прием: жужжащее чтение Словесный метод: беседа Словесный метод: беседа Прием: чтение по ролям Практический метод: работа с учебником Практический метод: работа над иллюстрацией Словесный метод: беседа | - Послушайте, я немного расскажу о писательнице: Н. М. Артюхова – детская писательница, родилась в 1901 году и прожила долгую жизнь 89 лет. Умерла она в 1990 году. Нина Михайловна была дочерью известного купца М. И. Сабашникова. Она закончила МГУ, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. - Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня? Работа в парах - Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок «Саша-дразнилка»? - Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре: ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз. «Дразнилка» - человек, который дразнит другого. - Что общего между этими словами? (корень) - Как называются такие слова? (однокоренные) - Подберите синонимы к слову «дразнить». - Наконец настало время познакомиться с рассказом Н. М. Артюховой «Саша-дразнилка». - Определите тему произведения (О ком пойдет речь в произведении?) - Кто автор этого произведения? Что вы запомнили о Н.М. Артюховой? - Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ, попробуйте ответить на вопрос: - Жанр произведения? (рассказ) Докажите. - А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест. 1. Как звали сестру Саши? А) Лена Б) Люся В) Ляля 2. Какой совет дал папа дочке? А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись 3.Ребята сидели за столом и … А) завтракали Б) обедали В) ужинали 4. Саша хотел подвесить куклу к … А) кровати Б) форточке В) люстре 5.От удивления Саша … А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот 6. По мнению Саши, девчонки … А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы 7. Мальчик считал. Что у него больше … А) апельсин Б) мандарин В) яблоко - Теперь сверьте ответы с эталоном. Восстановление последовательности событий. - Укажите, в каком порядке происходили события? - Я её дразню, а она не дразнится. - Ребята сидели за столом и завтракали. - Меня Саша дразнит. - Прежде чем начать выполнять следующее задание, давайте отдохнём. ФИЗМИНУТКА Работа с учебником - Сейчас поработаем с учебником, откройте стр.9. - Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части) - Первую часть прочитайте жужжащим чтением и скажите, какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру) - А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись) Словарная работа - Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов. I в. – читает по слогам орфографически, II в. – читает плавно орфоэпически Завт-ра-ка-ли - завтракали По-перх-нул-ся - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло) Нас-морк - насморк Дро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе) Поп-рав-ляй-ся - поправляйся -Давайте вспомним, какие правила орфоэпического чтения вы здесь использовали? Докажите. - У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: «Тут Саша не выдержал и заплакал». (Чтение второй части учащимися) - Понравилось чтение? (да) - Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось) ФИЗМИНУТКА. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА - А сейчас встаньте, выйдете из-за парт. - Я буду читать отрывок из текста, а вы попробуйте мимикой и движениями показать, как дразнился Саша… - Вот, сейчас я поем и твою куклу к люстре за ноги подвешу… - У тебя насморк, тебя завтра в кино не возьмут… - У меня апельсин больше, чем у тебя… (дети показывают мимику, движения…) - Молодцы, получилось хорошо, присаживайтесь. Работа с учебником - А сейчас, давайте дочитаем рассказ до конца, начинаем со слов «Тут Саша…» читать будет (ученик), а вы подумайте над вопросом: -Помог ли папин совет Ляле? (Да.) -Почему заплакал Саша? (было обидно) -Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание) (работа с заголовком) - Прочитайте и выберите другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения. Не дразнись. Брат и сестра. Папин совет. Трусиха и плакса. Работа над иллюстрацией. Работа в группах - Вы попытались изобразить, как дразнился Саша, а сейчас объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию на стр. 11: 1 гр. ответит на вопрос: - Кто изображен на иллюстрации? (мама, Ляля, Саша) Как художник изобразил кошку? 2 гр. – Как художник нарисовал маму? (ответы детей) 3 гр. – Как выглядит Саша? (ответы детей) 4 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей) 5 гр. – Зачитайте, к какому эпизоду подходит эта иллюстрация? (к 3-ей части) Домашнее задание - На стр. 10 внизу есть две пословицы, дома вы их внимательно прочитайте и подумайте, подходят ли они к рассказу “Саша-дразнилка”? На следующем уроке чтения ответите. I в. – Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой. II в. – Смеётся тот, кто смеётся последним. (Говорится эта пословица тому участнику спора, кто высмеивает, критикует другого, а сам может оказаться неправ). - А чтобы ответить на вопросы вам надо будет ещё раз перечитать текст. | Анализируют биографию Н. М. Артюховой В парах обсуждают название рассказа Формулируют ответы на вопросы Подбирают синонимы к словам Формулируют ответы на вопросы Выполняют самостоятельно тест Выполняют самостоятельно тест Выполняют физминутку Читают жужжащим чтением Проводят словарную работу Читают по ролям Выполняют физминутку Формулируют ответы на вопросы Формулируют ответы на вопросы Записывают домашнее задание | Понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры; Отвечать на вопрос: «Почему автор дал своему произведению такое название?»; Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания участвовать в дискуссиях на нравственные темы понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры; понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов для русской культуры; читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения Эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержан е их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; | Р: Владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения К: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения К: Высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы П: Находить необходимую информацию в тексте литературного произведения Р: Владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения. П: Находить необходимую информацию в тексте литературного произведения К: Высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы Р: Принимать и сохранять учебную задачу Р: Принимать и сохранять учебную задачу П: Выявлять основную мысль произведения К: Высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы | Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; устойчивая положительная мотивация к деятельности Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; Устойчивая положительная мотивация к деятельности Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; Устойчивая положительная мотивация к деятельности Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; Устойчивая положительная мотивация к деятельности Положительное отношение к урокам литературного чтения, к обучению, к школе; | Контроль учителя Взаимоконтроль Контроль учителя Самоконтроль Самоконтроль Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль | Фронтальная Парная Фронтальная Индивидуальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Групповая Фронтальная | Сайд Слайд Аудиозапись выразительного чтения рассказа Слайд Тест Слайд Учебник Слайд Учебник Учебник Слайд Учебник |