Конспект урока по литературному чтению согласно требованиям ФГОС
3 класс
Тема: А.И. Куприн «Слон». (Урок 1)
Цели:
Образовательные:
познакомить учащихся с биографией и творчеством А.И. Куприна и его произведением «Слон»;
способствовать формированию умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации;
обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию;
совершенствовать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы;
Воспитательные: воспитывать интерес к детской литературе.
Задачи:
создать ситуацию сопричастности, сочувствия, сострадания;
настроить на эмоционально-чувственное восприятие художественного текста;
формировать навыки исследовательской работы: умение строить предположения и вести доказательство.
УУД:
Познавательные:
анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
выявлять основную мысль произведения;
формулировать основную мысль на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные:
формулировать тему урока и его задачи;
составлять план работы по решению учебных задач, поставленных на уроке.
Коммуникативные:
осознавать цель своего высказывания;
строить диалог с учителем;
задавать вопросы;
слушать ответы одноклассников.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения Ч.2 под редакцией Л.Ф. Климановой, мультимедиа проектор, экран, компьютер.
Ход урока.
1. Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Добрый день. Меня зовут Елена Владимировна. Давайте подарим друг другу улыбку и сядем на свои места.
2. Постановка проблемного вопроса. Определение темы урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями, помещёнными в раздел «Были-небылицы». Определить его название нам поможет следующая загадка:
Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом
Может с пальм срывать кокосы.
Всем знаком в Саванне он,
Кто же? Ну конечно...
(Слон)
- Верно, сегодня на уроке мы начнём знакомство с произведением А.И. Куприна, которое называется «Слон».
- Что вы хотели бы узнать на сегодняшнем уроке? (Ответы детей, постановка целей урока).
3. Актуализация знаний учащихся
-Кто-нибудь из вас видел живого слона? Где?
- Какой он?
- Я знаю, что некоторые из вас приготовили сегодня небольшие сообщения про слона.
Сообщения детей о слонах.
1) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
2) Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались в зверинцах, развлекая посетителей.
3) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
- Рассказ «Слон», знакомство с которым мы начнём сегодня на уроке, написал известный русский писатель Александр Иванович Куприн
4. Ознакомление с жизнью и творчеством писателя
Каждая группа детей получает конверт с интересными фактами из жизни А.И. Куприна.
- Ребята, прочитайте факты из жизни писателя и поделитесь с нами информацией, которая показалась вам наиболее интересной.
6. Знакомство с текстом произведения
- Прежде, чем приступить к знакомству с текстом я хочу ещё немного с вами поговорить.
-Посмотрите на эту фигуру. Что она символизирует? (Сердце).
- Верно, сердце. Но посмотрите на это сердце внимательно. Как вы думаете какие чувства поселились в этом сердце? На столе у каждой группы есть по одному такому сердцу. Подумайте и напишите свои ассоциации.
(Скука, грусть, беда, усталость...). (Ответы фиксируются на доски).
- Как вы думаете почему я начала разговор с этого сердца? О чём будет произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться? Кому может принадлежать это сердце? (Варианты ответов).
- А теперь пришло время, чтобы узнать, о чем же это произведение.
- Слушаем внимательно аудиозапись, можно следить по тексту учебника (стр. 25) и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ. (До слов «Но однажды утром»).
7. Беседа по первичному восприятию произведения.
- Подтвердились ли наши предположение?
- Какое настроение создалось у вас после прослушивания данного отрывка? Почему?
8. Работа по тексту произведения
- Как зовут главную героиню рассказа?
- Кто приходит к Наде?
- Чем больна девочка? Как вы понимаете слово «равнодушие»?
Значение слова «Равнодушие» в словаре Д.Н. Ушакова
РАВНОДУ́ШИЕ, равнодушия, мн. нет, ср. Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.
Толковый словарь Ожегова РАВНОДУШНЫЙ
1. Безразличный, безучастный к людям, к окружающему. Не питающий склонности, пристрастия, интереса к кому - чему либо.
- Каким лекарством предлагает доктор лечить Надю?
- Как себя ведут родители больной девочки?
- Что снится Наде?
9. Физкультминутка
По саване слон гулял,
Топ-топ, топ-топ.
Где слониха, слон не знал,
Топ-топ, топ-топ.
А слониха у реки,
Буль-буль, буль- буль.
Мыла хобот и клыки,
Буль-буль, буль-буль.
10. Продолжение знакомства с текстом произведения
- Хотите узнать, что произошло однажды утром?
- Продолжим знакомство с рассказом (Чтение текста учащимися « по цепочке» до слов « Я устала…Извини меня, папа…»
12. Беседа по прочитанному
- Как вы думаете, что приснилось Наде?
- Почему вы так решили?
- Какого слона принёс Наде папа?
- Почему игрушечный слон не понравился девочке?
- Как объясняла Надя, почему она хочет именно живого слона?
- Как реагировал на её просьбу папа?
13. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, наш урок подходит к концу. Удастся ли папе выполнить просьбу Нади, мы узнаем на следующих уроках. А сейчас я хочу попросить вас написать несколько приятных слов для Нади и раскрасить сердечки, которые лежат у вас на столах. Я хотела бы пожелать, чтобы как можно быстрее Надино сердечко стало таким. (рисунок на доске).
А пока закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал …..
* Мне показалось интересным ….
* Меня удивило…..
14. Домашнее задание
Стр. 28- 33, читать
1) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
2) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.
Интересный факт из биографии Куприна Александр Иванович родился в 1870 году в Пензенской губернии. Когда Куприн был ещё совсем малышом, его отец умер от холеры. Оставшись без кормильца и средств к существованию, мать, взяв с собой сына, переезжает в Сиротский дом Москвы. Позднее Александр Иванович вспоминал свою мать, как женщину, олицетворявшую собой вселенское добро, любовь и справедливость. Именно мать Куприна оказала наибольшее влияние на творческое становление сына.
Интересный факт из биографии Куприна заключается в том, что свои первые робкие попытки писать Александр Иванович предпринимает уже в двенадцатилетнем возрасте. Продолжая обучение военному делу, Куприн начинает себе явно представлять своё будущее, неразрывно связанное с литературой. В восемнадцатилетнем возрасте Александр постепенно утверждается в качестве полновесного писателя, выступая со своими первыми работами перед слушателями, а также печатаясь в газете.
Интересный факт из жизни Куприна заключается в том, что Александр Иванович был чрезвычайно многогранной личностью. Перед тем, как всерьёз стать писателем, Куприн перепробовал множество различных профессий. Он пробовал свои силы и в спорте, и в цирке, был педагогом, рыбаком, а также работал в сфере торговли.В 43 года научился плавать у мирового рекордсмена, с другим известным спортсменом поднялся на воздушном шаре, одним из первых в мире спустился на морское дно в водолазном костюме. Причем, постоянная смена профессий происходила не из-за нужды, а исключительно благодаря любознательности самого писателя.
Интересный факт из жизни Куприна. Своё первое произведение для детей Александр Иванович написал благодаря К.И. Чуковскому. Чуковский, редактирую детский журнал «Жар – птица», попросил Куприна написать что-нибудь для детей. На эту просьбу Куприн откликнулся лишь спустя 6 лет, прислав для детского журнала рассказ «Козлиная жизнь». Многие рассказы и повести для детей ( «Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Скворцы», «Слон», и другие) публиковались в детских журналах.
Злость |
Обида |
Горе |
Предательство |
Болезнь |
Скука |
Равнодушие |
Грусть |
Усталость |
Беда |