Тема урока: М. М. Зощенко «Ёлка»
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить с жизнью и творчеством М. М. Зощенко; обогащать словарный состав; учить анализировать поступки героев; развивать речь, мышление, память
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новым произведением;
отрабатывать навык выразительного чтения
Развивающие:
корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
развивать связную устную речь учащихся.
Воспитательные:
воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Планируемые результаты:
Предметные – умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные слова, позволяющие создать свой собственный текст.
Метапредметные:
Регулятивные – формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в собственной деятельности. Планирование вместе с учителем деятельностипо изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные – умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги;
Коммуникативные – ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе ( распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
Личностные – осмысление понятий «неправда», «враньё», «ложь» (что значит ложь во спасение), формирование системы нравственно – этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, посмотрите на доску и произнесите слово (дети читают ЗДРАВСТВУЙТЕ).
Давайте пожелаем друг другу что-то хорошее на каждую букву слова
з – здоровья
д – добра
р – радости
а – аккуратности
в – вежливости
с – старания
т – терпения
в – воспитанности
у – уважения
й – интереса
т – трудолюбия
е – единства
Молодцы. Я думаю, чтобы урок прошел интересно, мы должны быть едины.
II. Речевая разминка.
1. Развитие внимания
кёлкайтснегывц (елка, снег)
щэморозйфяпургаж (мороз, пурга)
а) Найти среди буквенного текста слова.
Задание: Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему?
2. Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки
-1 раз читаем по слогам.
-2 раз читаем с убыстрением темпа
-3 раз читаем в нормальном, спокойном темпе.
– После такой разминки мы должны читать и говорить как? (Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно)
III. Проверка домашнего задания.
- Ребята, есть такая сказочная, удивительная и прекрасная страна по которой мы сейчас путешествуем.
- О какой стране идёт речь? (Стране детства)
- Давайте вспомним, с каким произведением из раздела «Страна детства» мы познакомились на прошлом уроке? ( «Корзина с еловыми шишками»)
-Кто автор? ( К. Г. Паустовский)
- А сейчас я проверю как вы дома внимательно читали этот рассказ и отвечали на вопросы. А поможет мне в этом кроссворд. Возьмите карточку №1. (Приложение А)
- А теперь внимательно посмотрите на доску, проверьте!
- За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.
IV. Актуализация знаний.
1. Подготовка к первичному восприятию (кроссворд на доске)
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями русских писателей из раздела "Страна далекого детства".
- С каким же писателем мы сегодня познакомимся узнаем, посмотрев на доску. Это Зощенко Михаил Михайлович.
-Сегодня на уроке у меня есть помощница. Она подготовила небольшое сообщение о писателе М.Зощенко. Выходи Аделя. А вы, ребята, слушайте и запоминайте, потом мы проверим какие вы были внимательные.
Биография:
Михаил Зощенко родился в Петербурге в семье художника. В 8 лет Мишу отвели в гимназию. Учился неважно, а на выпускном экзамене получил единицу, хотя уже тогда писал стихи и мечтал о карьере литератора. В университете отучился недолго, потому что семье нечем было оплачивать учебу.
Зощенко добровольцем ушел на фронт, командовал батальоном. По возвращению зарабатывал разными профессиями: сапожника, плотника, актера, милиционера, их было не менее 15. Поступив в группу противопожарной обороны, писателя принудительно эвакуировали в Алма-Ату, позволив взять с собой багаж не тяжелее 12 килограммов. Зощенко взял тетради со своими сочинениями. Их вес – 8 килограммов. Остальные четыре – личные вещи. В самые трудные для себя годы юморист пишет рассказы для детей. Самое лучшее из всего написанного Зощенко для детей - это рассказы о собственном детстве писателя - «Леля и Минька».
А теперь я вас попрошу заполнить листы опроса по биографии Зощенко М. Возьмите карточку №2. (Приложение Б) Напротив каждого верного утверждения вы должны поставить +, напротив неверного –.
Листы опроса:
Зощенко родился в семье художника. +
Миша учился хорошо. -
Михаил Михайлович стал Георгиевским кавалером. +
У писателя было мало профессий. –
Отправившись в Алма-Ату, он взял с собой свои сочинения. +
Начал писать в 8 лет. +
- А теперь внимательно посмотрите на доску, проверьте!
- За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.
2.Угадывание названия рассказа
- Ребята, мы с вами познакомились с биографией автора. Но мы не знаем название нашего рассказа.
- А поможет нам узнать название ребус, который мы должны с вами разгадать.
- Правильно! Молодцы! (на доске ёлка)
- Так о чём будем говорить на уроке?
- Тема нашего урока: М.М.Зощенко «Ёлка»
V. Работа по теме урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся с одним случаем из жизни мальчика Миньки, из которого впоследствии вышел замечательный писатель Михаил Михайлович Зощенко.
-Открываем учебники на стр. 59
-Прежде чем мы начнём читать рассказ, поработаем над трудными словами, которые встретятся в рассказе. Сейчас вы будете работать в парах.
1. Словарно-лексическая работа
-Возьмите карточку №3. (Приложение В)
- Нужно для слов из первого столбика найти толкование (объяснение) из второго столбика. Толкования во втором столбике записаны в разном порядке. Соедините их карандашом.
Не ручаюсь | высокая |
Золотушный ребенок | не уверена |
Длинновязая | больной |
Пастилка | проявлять излишнюю мягкость, стеснение |
Церемониться | кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара |
- Давайте проверим. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.
-Какие чувства и эмоции у вас возникают, когда вы слышите «Ёлка»?
(Новый год, праздник, подарки, веселье, гости)
-Давайте посмотрим, об этом ли рассказ?
2.Чтение первой части произведения учеником.
1.Беседа по содержанию прочитанного.
-Ребята мы прочитали первую часть. Что вы узнали из этой части? Какое важное событие должно произойти в жизни героев?
-Назовите главных героев рассказа?
-Какая была Лёля?
3.Чтение второй части.
-Как дальше развивались события?
-Чем наряжали елку в то время?
-Узнали ли из второй части как зовут брата Лёли?
-За что Минька обиделся на свою сестру?
-Почему Миньке досталось мало угощений?
-Только ли поэтому?
-Из каких слов вы поняли, что Минька обиделся на сестру?
-Какие подарки достались Лёле?
-А Миньке?
-А почему?
-Что предпринял Минька, чтобы исправить ситуацию?
-Чем всё закончилось?
-Подарки, которые получали раньше дети, в те годы отличались от тех подарков, которые получаете вы. (Показ фарфоровой куклы) Куклы были очень хрупкими, т.к. они были изготовлены из стекла.
VI.Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока.
-Давайте сделаем вывод: Что же из себя представляли Лёля и Минька. Поработаем в парах. У вас на парте конверты, в них находятся слова, которые характеризуют главных героев. Давайте составим таблицу и охарактеризуем Лёлю и Миньку. Возьмите табличка №4 и заполните её. (Приложение Г)
| Лёля | Минька |
Возраст | Было 7 лет | Ударило 5 лет |
Рост | Высокая, длинновязая | Удивительно маленького роста |
Характер | Исключительно бойкая | Тихий |
Поведение | Не церемонится | Чуть не заревел |
- Давайте проверим. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Посчитайте общее количество баллов и запишите их в ваш маршрутный лист.
4.Чтение третьей части учащимися (цепочкой)
-Обиженная тётя предсказала Миньке будущее, что он будет ...?
-Как хотела наказать мама Лёлю?
-Какую пословицу использует одна из приглашённых мам?
-Как понимаете эту пословицу?
-Что хотела мама подарить Миньке?
-Что сделал Минька?
-Чему удивилась мама?
-Почему поссорились мамы?
-Найдите и прочитайте, как мамы защищали своих детей?
-А чтобы вы предложили сделать маме Миньки?
-А мамы-гостьи, правильно повели себя, оскорбляя Лёлю и Миньку?
-Но Лёля и Миньку действительно провинились! Что нужно было сделать маме?
-Верно, ребята, маме Лёли и Миньки нужно было просто поступить по-другому, ничего бы не произошло. Все бы остались друзьями.
5.Чтение четвёртой части рассказа
-А как папа повёл себя в этой ситуации?
-Какое решение он принял?
-Папа очень переживал, что дети останутся одни, без друзей.
-Как вы думаете, какие чувства испытали дети?
-Такое поведение Лёли и Миньки делает семью крепкой?
- Помогите Лёле и Миньке исправить ситуацию. Предложите, что можно изменить в рассказе, чтобы праздник состоялся.
Вместе с мамой наряжать ёлку
Попросить пастилку
Не заходить без разрешения в комнату
Признаться маме раньше
Извиниться перед гостями.
Работа с пословицами.
-Давайте ещё разберём несколько пословиц:
-На что и клад, если в семье лад. (если в семье ты живешь счастливо, дружно, то никакого богатства не нужно, как говориться: не в деньгах счастье)
-Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. (если взрослое дерево будешь гнуть, что получится - оно сломается; взрослого человека будешь воспитывать - он не перевоспитается. Воспитывать детей нужно пока они маленькие!)
-Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. (расстроились родители Лёли и Миньки, оттого, что их дети плохо себя ведут, значит они плохо их воспитали, что дети у них невоспитанные)
-Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям, учителям, воспитателям было стыдно за ваши поступки.
-А какая пословица подходит к рассказу?
-В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? Найдите в тексте.
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
VII. Итог урока.
- Чему учит этот рассказ? (Никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки)
VIII. Рефлексия
- Чтобы узнать насколько хорошо вы поняли тему урока, посмотрите в свой маршрутный лист. Посчитайте общее количество набранных баллов и запишите их в своих маршрутных листах.
- Теперь посмотрите на доску и в зависимости от количества баллов поставьте себе отметку.
Д/З Приготовить пересказ мальчикам от лица Миньки, девочкам от лица Лёльки
2.Нарисовать по желанию обложку к рассказу.
- Ребята, у вас на столе лежат шары трёх цветов. Если вам на уроке было всё понятно, то на ёлку прикрепляете синие шары, если затруднялись - жёлтые, если было трудно - красные.
- Урок закончен. Спасибо!