Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Крымская школа-гимназия»
Сакского района Республики Крым
Открытый урок по чтению во 2 – А классе
«Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…»,
И. Пивоварова «Жила – была собака…»
Учитель начальных классов
Войтюк Ольга Владимиров
2019 г.
22.11.19
Тема: Б. Заходер «Плачет киска в коридоре»; И. Пивоварова «Жила-была собака..»
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями о животных.
Задачи:
Познакомить обучающихся со стихотворением И. Пивоваровой “Жила-была собака” и стихотворением Б. Заходера «Плачет киска в коридоре»
Развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения.
Развивать творческие способности обучающихся.
Планируемые метапредметные УУД:
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи.
Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать общие приёмы решения задач.
Оборудование: презентация, портреты писателей, материал для работы в группах и парах.
Ход урока
Организация класса на работу. Психологический настрой.
Притча «Всё в твоих руках»
(слайд 1))
- Как вы думаете, почему я начала наш урок именно с этой притчи? С каким произведением Н. Сладкова мы вчера познакомились?
- Напомните мне, мы - это кто? Они – это кто? (слайд 2)
- Почему животных называют нашими братьями меньшими?
- Подумайте, какое главное правило при общении с животными нам предложил Н. Сладков? («Не навреди!»)
- Как человек может навредить животным?
(Люди загрязняют водоемы, воздух. Еще выбрасывают на улицу маленьких котят, щенков. Они становятся бездомными.)
- Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных? (Ответы детей)
- Почему, по-вашему, писатели обращаются к этой теме?
(Много людей жестоких и равнодушных, которые обижают животных или просто проходят мимо.)
- Можем ли мы как-то помочь животным?
(Да. Можно взять хотя бы одного маленького котенка домой и заботиться о нем: кормить его, лечить. Нужно пожалеть их, проявить к ним сострадание, ведь они маленькие и беззащитные. Можно подкармливать птиц зимой.)
- Сделайте вывод, как же нужно относиться к животным, чтобы им не навредить? Что нужно для этого делать?
Вывод: нужно любить животных, заботиться о них, кормить их, не засорять и не загрязнять водоемы и воздух. Общение с животными положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче.
- Загадки (о кошке, собаке) (слайд 3)
- Итак, кто же главные герои нашего урока? - О каких животных пойдёт речь?
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока. (слайд 4 )
1. Сегодня на уроке мы поговорим о кошках и собаках. И наша тема урока…Стихотворение Б. Заходера «Плачет киска в коридоре» и произведение И. Пивоваровой «Жила-была собака» (откройте учебник литературного чтения на с.128-129
Беседа
-Как вы думаете, ребята, у животных, как и у человека, может меняться настроение? Приведите примеры.
(Собака виляет хвостом- у неё хорошее настроение. Собака громко лает- плохое настроение.)
(Потерял кость. Поранил лапу. Обидел хозяин.)
-Что его обрадовало?
(Дали большую кость. Похвалил хозяин. Догнал кошку, которая дразнила собак.)
Стихотворение «Отчего собака лает?» (читает ученица)
Кто из вас, ребята, знает,
Отчего собака лает?
Чем собака недовольна:
Может, кто-то стукнул больно,
Моет, лапу отдавили,
Может, кошки задразнили,
Может, ласки захотела,
Может быть, давно не ела,
Может быть, страшна ей вьюга,
Может, потеряла друга?
Отчего собака лает?
Может, голос проверяет!
Голос звонок! Даже очень!
Может быть, сказать нам хочет:
- посмотрите, умоляю,
Как же я прекрасно лаю!
Г. Чистякова
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала.
- Как вы думаете, почему может плакать киска?
2.Первичное чтение, первичный синтез.
Чтение учителем. Б. Заходер « Плачет киска в коридоре» (слайд 5 и 6)
-Вам понравилось стихотворение?
-Какое настроение у вас вызвало это стихотворение? (слайд 7)
– Какое горе у киски?
– Какой представлена кошка в этом стихотворении?
- Жалко ли вам её? Почему?
– Как вы считаете, на самом ли деле люди злые?
– А почему про них так сказано?
– Какие повадки кошки можно увидеть в этом стихотворении?
- Так какой вывод вы сделали? Какую мысль хотел донести до нас автор?
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.
- Сейчас прочитайте это стихотворение сами в полголоса, не мешая друг другу. При чтении обращайте внимание на знаки препинания.
- А теперь прочитайте в парах друг другу.
Чтение вслух детей.
Физкультминутка (музыкальная)
Знакомство со стихотворением И. Пивоварова «Жила-была собака..»
(слайд 8)
- Прочитайте, кто автор следующего произведения? (И. Пивоварова)
(слайды 9-10)
Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
- Как вы думаете, о чём это произведение?
Первичное чтение стихотворения И. Пивоваровой «Жила-была собака..»
- Вот послушайте, о какой собаке нам рассказала И. Пивоварова.
(Чтение учителем I части стихотворения.)
Работа в парах. Найдите в тексте слова, характеризующие собаку:
Собака была _________________
__________________
_________________
- Какой вы себе представили собаку?
Д. (Страшная, злая, громаднейшая.) (слайд 11)
- Посмотрите внимательно на рисунки. О какой собаке, я вам прочитала?
- А почему мы можем испугаться такой собаки?
- Найдите строчки в тексте, которые подтверждают что собака была страшная. (слайд 12 и 13)
- Послушайте дальше стихотворение.
(Чтение учителем II части.)
- А теперь, глядя на рисунки, выберите ту собаку, о которой рассказала нам Ирина Пивоварова? Почему?
Откройте учебники на с. 128. Найдите стихотворение.
Вторичное чтение И. Пивоваровой «Жила-была собака..»
- Ну а сейчас мы будем вместе читать, следить за словом, его многозначностью, постараемся найти литературные приемы, которые использовал автор.
-Подумайте, одинаково ли мы будем читать всё стихотворение?
Как мы будем читать 1 часть? А вторую? На какие слова будет падать логическое ударение?
- Какую мысль хотел донести до нас автор?
Оказывается, очень важно заботиться о братьях наших меньших.
- Попробуйте прочитать так, чтобы все присутствующие могли себе представить эту собаку
Выборочное чтение
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы учителя, наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний героя); анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста.
Читают по строфам.
4. Уход за собаками. (обсуждение) (слайд 15)
4. Работа учащихся в группах
Карточка1.
Вставьте в текст, предложенные ниже слова, чтобы получился рассказ от имени киски о своей жизни.
- Ну вот, жду, когда из кухни уйдут …..и сбудется моя ….. Я наконец-то смогу …… сосиску. Я знаю, будет нелегко, но все же я надеюсь на успех. Вот люди выходят из кухни, но они …… сосиски в холодильник. Теперь мой план ….
Слова - помощники: мечта, люди, украсть, провалился, убирали.
V. Рефлексия. – Как нужно относиться к нашим братьям меньшим?
На своей ладошке напишите два – три чувства, которые нам нужно воспитывать у себя по отношению к животным.
(слайд 18)
VI. Слушание песни «Не дразните собак» (слайд 19)
VII. Итог урока. (слайд 16 и д/з 17)
(слайд 20)
– Как нужно относиться к нашим братьям меньшим?