СОГБОУ «Духовщинская школа – интернат для обучающихся с ОВЗ»
Конспект урока по логопедии на тему
«Дифференциация букв ю-н»
Учитель – логопед: Павлова И.Г.
Тема: Дифференциация букв Ю-Н.
Цель: научить младших школьников различать буквы Ю-Н на письме.
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
Закреплять знания о механизмах написания букв «Ю» и «Н», их графических особенностях;
Формировать навыки дифференциации букв Ю-Н в слогах, словах;
Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительно-пространственные представления;
Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
Развивать высшие психические функции;
Активизировать словарь.
Коррекционно-воспитывающие:
Оборудование: доска, рабочие тетради.
Лексико-грамматический материал: элементы букв ю-н, карточки со словами и рассказом.
Современные педагогические технологии: су-джок терапия, дыхательная гимнастика.
План занятия:
1. Организационный момент (4 мин.)
2. Дифференциация ю – н в слогах (5 мин.)
3. Дифференциация ю – н в словах (6 мин.)
4. Упражнение «Как птичка семечко разделила» (9 мин.)
5. Дыхательное упражнение «Ветер дует» (2 мин.)
6. Массаж с су-джок шарами (2 мин.)
7. Дифференциация ю – н в предложениях (5 мин.)
8. Итог занятия (3 мин.)
1. Организационный момент.
Логопед: Подписываем в тетрадях «Восемнадцатое октября».
Ребята, сегодня мы с вами будем различать между собой две похожие на вид буквы. Какие? Попробуйте узнать сами. Сейчас я раздам вам элементы букв, которые вы должны соединить, чтобы получились буквы. Пробуем.
Какие буквы получились? (ю, н).
Они гласные или может быть согласные?
Запишем их разными цветами в два ряда. (ю, н)
Какие у них общие элементы? (У обеих букв есть палочка с левой стороны). Какими элементами они отличаются? (У буквы Ю есть баранка, а у буквы Н – нет).
2. Дифференциация ю – н в слогах.
Логопед: Ребята, теперь запишем в тетради слоги под диктовку через запятую.
Мю, на, юг, не, нэ, сю, юз, юн, ян, ня, рю.
Прочитаем по очереди.
Подчеркнем те слоги, где есть буква н. Сколько слогов с буквой н получилось? (6). А с буквой ю? (тоже 6).
3. Дифференциация ю-н в словах.
Логопед: Перед вами – карточки со словами. Распределите их в два столбика. Слева расположите слова с буквой Ю, а справа – с буквой Н.
Клюв, ключ, рюкзак, канат, картина, гадюка, рюши, изюм, мюсли, мина, осень, печенье, баня, хижина, финики, юнга, клюква, маленькие, листики.
Молодцы, справились! Одно слово попало сразу в две колонки. Какое? (юнга).
Теперь давайте запишем в тетрадь слова, которые «можно съесть»?
(изюм, мюсли, печенье, финики, клюква).
4. Упражнение «Как птичка семечко разделила».
Логопед: Ребята, посмотрите внимательно на листочки, которые я вам раздала. Давайте сначала вы мне по очереди расскажите, что за изображения видите на картинке. Я начну: первая – мышка. Дальше?
Молодцы! Теперь прочитаем маленький рассказ. По очереди по одному предложению.
Есть ли в первом предложении слова с Ю или Н, если да, то какие? (нашли, чёрненькое, тюлень)
Записываем в тетради эти слова через запятую.
Далее – аналогично.
Ответ: нашли, чёрнёнькое, тюлень, землю, осенью, подсолнух, полное, корзину.
Ребята, посмотрите внимательно на выписанные слова и скажите, какие из них содержат и букву ю, и букву н? (тюлень, осенью)
Молодцы!
5. Дыхательное упражнение «Ветер дует».
Логопед: Стоя, спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко (руки поднять вверх, встать на носки, подуть),
Я подую низко (руки перед собой, присесть и подуть).
Я подую далеко (руки перед собой, наклон вперед, подуть).
Я подую близко (руки положить на грудь и подуть на них).
Молодцы!
6. Массаж с су-джок шарами.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
7. Дифференциация ю – н в предложениях.
Ребята, по очереди выходим к доске и записываем предложения. Затем подчеркиваем буковки ю и н в предложениях.
1) Клюква – ягода на болотной трясине.
2) Она растет в одиночку по кочкам или россыпью великой.
3) Ягодники идут за клюквой с вёдрами, корзинками и лукошками.
8. Итог занятия.
Логопед: Ребята, что мы сегодня с вами проходили на уроке? (различали ю-н на письме). Напомните, ребята, чем они отличаются на письме? Какие слова запомнили с буквами ю-н на уроке?
Список литературы:
Сайт «Дефектология Проф» https://www.defectologiya.pro/zhurnal/kartoteka_uprazhnenij_s_su_dzhok_sharami_i_kolczami/?ysclid=l9fnpl2d2l781995950
Сайт «Логопед дома.ру» https://logopeddoma.ru/news/zanjatie_1_tema_soprjazhjonnaja_rech_osen/2015-08-01-687?ysclid=l9fp9nd6tq34464814