Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Многопрофильная гимназия №56 им.Мирзабекова А.М.»
Конспект урока по математике
с использованием ТРИЗ в 4-3 классе
Тема: «Решение задач»
Составила
учитель начальных классов:
Мамедова Зульфия Мурадовна
Махачкала 2023 г.
Дата проведения:15.11.23 (городской семинар «Использование приёмов ТРИЗ-технологий для развития творческого мышления у учащихся начальной школы»)
Тема урока: «Решение задач »
Тип урока: урок закрепления изученного материала
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся использовать умения решать логические задачи
Задачи урока :
1. Продолжить обучение обучающихся решать задачи;
2. Развивать:
- аналитическое и логическое мышление, а именно, скорость, сообразительность мыслительной деятельности;
-развивать умение делать логические выводы, расширять общий кругозор;
- развивать культуру речи, память,
3. Формировать у обучающихся информационную и коммуникативную компетентность;
4. Формировать у обучающихся навыки универсальных учебных действий
Личностные задачи:
- освоить социальную роль обучающегося, понимать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения;
- сотрудничать с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь быть неконфликтными и находить выходы из разных ситуаций;
- формировать культуры здорового и безопасного образа жизни;
Предметные задачи:
- уметь выражать собственное мнение, обосновывать его;
- пользоваться алгоритмом решения задач на движение;
Метапредметные задачи:
- владеть способностью принимать и понимать цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоить способы решения проблемных ситуаций;
- формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений;
- уметь слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в группе.
- владеть базовыми предметными и метапредметными понятиями урока.
Методы:
Элементы частично – поискового, проблемного метода, эвристической беседы, элементы информационных технологий, элементы ТРИЗ технологий
Формы:
индивидуальная
групповая
коллективная
Оборудование:
интерактивная доска
презентация в программе Power Point
учебник «Математика» Моро ,Бантова, 4 класс ,тетрадь обучающихся
дифференцированные карточки с заданиями, памятки, лист самооценки(синквейн) для обучающихся
Ход урока
1.Оргмомент.Сообщение темы и цели
-Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Все ль на месте?
Всё ль в порядке ?
Ручки,,книжки и тетрадки ?
Все ли правильно сидят ?
Все ль внимательно глядят ?
Девиз урока:
«Наблюдаю,замечаю,размышляю-делаю вывод»
Сегодня у нас необычный урок.
У нас три команды «Почемучки» , «Умнички» и «Знайки»
2.Определение темы и цели
-Разгадайте ребус
(Задача )
-Зачем мы решаем задачи на уроке математики?»
-Определите тему и цели урока
Дети формулируют тему и цели :
Тема урока : «Задачи»
Цели:
-Научиться решать задачи
-развивать логическое мышление,
- расширять общий кругозор;
- развивать память,
-учиться работать в команде
2.Актуализация знаний
-Ребята !Скоро будет праздник, и я советую к нему начать подготовку
-А вот ,какой это праздник, вы узнаете, выполнив задание на вычислительной машине
Выполните вычисления и запишите результаты в карточку
Что у нас получилось
А теперь расположи числа в порядке возрастания, занеси во вторую таблицу,надписав соответствующие буквы из первой карточки
Прочитайте название праздника
Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День Матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
-В каком году он был основан ?Ответить на этот вопрос вы сможете ,выполнив числовой ребус
-Какое сегодня число и день недели ?
Определите дату последнего воскресенья ноября.Сегодня 15 ноября .Какая дата будет в последнее воскресенье ноября ?(26 ноября )
4.Работа по теме
Итак , сегодня на уроке мы будем решать задачи .Но нам ещё нужно выполнить и другие не менее важные :подготовиться к ппразднику
-План подготовки к празднику
1.Навести порядок
2.Помочь на кухне
3.Накормить питомцев
3.Подготовить костюм
4.Сделать сувенир
У нас три команды «Почемучки» , «Умнички» и «Знайки» Распределим задания .
Начинаем.
Задание 1.
Нам нужно навести порядок в комнатах. Мы обнаружили, что мамина любимая кружка упала
и разбилась на кусочки.Как решить эту проблему ? (Склеим фигурки )
Нам удастся выполнить это задание, если мы ответим на вопросы :
-Верно или неверно ?
1) Если фигура не жёлтого цвета, то это многоугольник -неверно
2) Если фигура синего цвета, то это четырёхугольник - неверно
3) Если фигура не закрашена, то это прямоугольный треугольник - верно
4) Если фигура зеленого цвета, то у нее
Закончи высказывания, верные для данного рисунка:
Если фигура шестиугольник, то она ... зелёного цвета.
Если фигура зелёного цвета, то это шестиугольник или квадрат
_ Молодцы !
Задание 2.Продолжаем уборку .Уберём свои игрушки и решим задачу на логику
А теперь первая команда рассмотрит версию о том, что у мальчика три машинки.
Вторая команда рассмотрит версию о том, что у мальчика четыре машинки.
Третья команда рассмотрит версию о том, что у мальчика пять машинок.
Капитаны команд выходят к доске и поясняют свои предположения
5.Физминутка « Путаница»
Выполни движения по команде, учитель путает
-Руки опустите вниз (я вверх)
-Руки опустите вверх (я вниз)
-Повернитесь к окну(я к двери)
-Руки на пояс (я на плечи)
-Присели (я на носочки)Коснитесь правой рукой левого уха, левой рукой правого ушка.
Молодцы !
6.Работа по теме
Самостоятельная работа по командам
1 команда помогает по хозяйству- присматривает за домашними животными
2 команда помогает на кухне
3 команда наводит порядок в шкатулках
Не зря команда навела порядок в шкатулках.Ведь на штанинах обнаружена дырка.Как решить эту проблему и не расстроить маму ?
_ Сделать заплатку .Начертим детали заплатки на мм бумаге. У каждой команды лист миллиметровой бумаги
7.А теперь самое интересное !
Сделаем сувенир для мам Оригами с изображением из незабудок.
Как можно использовать его ? (закладка для книг, конвертик …)
Послушаем стихотворение .Читают Воскобойников Руслан, Фатима Караева и Фатима Мусаева
Стихотворение Р.Гамзатова
Мама
По-русски «мама», по-грузински «нана»,
А по-аварски — ласково «баба».
Из тысяч слов земли и океана
У этого — особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним звоном становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину —
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
«Не беспокойся, — маме говорю я, —
Все хорошо, родная. у меня».
Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски «мама», по-грузински «нана»
И по-аварски — ласково «баба».
8.Рефлексия .Итог урока
Составление синквейна