Тема: Деление многозначного числа на однозначное «столбиком»
Цели урока:
обучающие:
способствовать формированию умения делить многозначные числа на однозначные,
рассмотреть разные способы записи деления многозначных чисел на однозначные и выбрать наиболее удобный, вывести алгоритм деления многозначных чисел на однозначные;
закреплять знания по нумерации многозначных чисел;
развивающая:
содействовать развитию мыслительных операций, внимания, памяти, развитию математической речи учащихся, возможности высказывать свое мнение;
воспитывающая:
содействовать воспитанию положительной мотивации к ученью, интересу к предмету.
ХОД УРОКА
I. Орг.момент - 1
- Прочитайте девиз нашего урока:
С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
- Как вы понимаете эти слова?
- Готовы ли вы добывать новые знания, чтобы потом можно было гордиться своим мастерством?
- Тогда начнем!
II. Актуализация знаний. - 3
– Прочитайте числа: 448, 224, …
– Найдите закономерность и назовите пропущенное число.
– Как вы узнали? Какая здесь закономерность? (числа делятся на 2)
– Из каких разрядов состоят эти числа? (сот, дес, ед.)
III. Постановка проблемы - 5
- Посмотрите на запись. Что можете сказать об этих выражениях?
(все выр-я частные, делитель 4, с увеличением делимого частное увеличивается)
- Какие это примеры?
8 : 4 30 : 4 200 : 4 484 : 4
24 : 4 39 : 4 400 : 4 512 : 4
– Вычислите.
– Что заметили при решении примеров?
– При решении, какого примера возникло затруднение? (Или какой пример лишний?)
– Почему?
– Чем этот пример отличается от остальных?
– Ребята, как вы думаете, над, чем нам предстоит сегодня работать? Какова тема нашего урока? (Установить, как делится трехзначное число на однозначное)
IV. “Открытие” детьми нового знания. -
1) I способ - 5
– Давайте подумаем, как можно разделить 512 на 4?
– Можно ли решить этот пример, разбив делимое на сумму удобных слагаемых?
– Найдите первое удобное слагаемое. Какое круглое число делится на 4. (400). Сколько осталось? 112. Из 112 найдем второе удобное слагаемое. Какое круглое число делится на 4. 80 – это второе удобное слагаемое. Сколько осталось? 32 – это третье слагаемое.
– На какие удобные слагаемые мы разбили число 512? (400 + 80 + 32)
512 : 4 = (400 + 80 + 32) : 4=
– Что получилось? (распределительный закон деления)
– Вычислите.
512 : 4 = (400 + 80 + 32) : 4 = 400 : 4 + 80 : 4 + 32 : 4 = 100 + 20 + 8 = 128
– Удобна ли такая запись деления?
– Почему?
2) II способ - 10
– Как вы думаете можно ли разделить многозначное число, не разбивая его на удобные слагаемые?
– Да, можно разделить, заменив делимое на разрядные слагаемые.
– Итак, давайте рассмотрим второй способ деления.
Показ на слайде
– Скажите, можно ли записать этот способ более кратко?
П
ри делении столбиком вместо знака деления : используют такой знак 512 4
500 ровно на 4 не делится, поэтому возьмем 400. 400 разделить на 4 получится 100 (записываю)


512 4 512 4 512 4
400 1 . . 400 12 . 400 12 8
110 110
80 80
32
от 500 - 400 осталась 1 сотня, добавляем 1 десяток, получилось 110.
110 на 4 не делится, поэтому разделим 80. 80 : на 4 получится 20, от 110 – 20 осталось 3 десятка,
добавляем 2 единицы получится 32.
32 : на 4 получится 8.
– Удобный ли этот способ? Почему? Что нам мешает? (нули)
– А можно ли его упростить?
3) III способ -
– Запишем третий способ деления.


5'12 4 5'12 4 5'12 4
4 1 4 12 4 1 2 8
11 11
8 8
32
(Выйти на деление с остатком)
– Первое неполное делимое 5 сотен. 5 : на 4, по сколько возьмем? (по 1)
берем по 1, проверяем умножением, 5 х 4=4, записываем под сотнями.
от 5 – 4 остаток 1, остаток меньше делителя? (да), если остаток меньше делителя, значит, цифру мы нашли правильно;
1 на 4 не делится, значит спускаем 1 дес. 11 : 4, по сколько возьмем? (по 2), проверим умножением 2 х 4=8, от 11 – 8 остаток 3, 3 меньше делителя? спускаем 2 единицы.
32 : на 4, по сколько возьмем? (по 8), проверим умножением 4 х 8=32. 32-32 остаток 0.
Частное 128.
– Итак, ребята мы с вами разделили многозначное число на однозначное. Какой способ вам больше понравился?
– А теперь давайте решим еще несколько примеров и выведем алгоритм деления столбиком.
855 : 3 248 : 2
(вывод алгоритма)
1 шаг – найти первое неполное делимое
2 шаг – подобрать число
3 шаг – проверить умножением
4 шаг – вычесть
– Помни остаток всегда меньше делителя!!!
– А теперь проверим, правильно ли мы рассуждали, посмотрите на алгоритм
(на слайде)
V. Первичное закрепление. - 5
1. Индивидуальная работа у доски
984 : 4 1984 : 8 396 : 3
2. Работаем по рядам. - 5
Занимательная минутка (на слайде)
(см. приложение)
VIII. Итог - 2
– Какие трудности были на уроке?
– Какие знания нам помогли сделать открытие? На доске оставить способы
– Назовите алгоритм деления столбиком?
IX. Д/з №
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ключ к решению
1 – А
3 – В
4 – Г
5 – Д
6 – Е
12 – К
14 – М
15 – Н
16 – О
19 – С
20 – Т
26 – Ш
30 - ь