СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике "Доли и дроби"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике "Доли и дроби"»

УМК Гармония – 4 класс

Урок открытия нового знания по программе


Тема: “Доли и дроби”


Цель: - познакомить учащихся с предметным смыслом дроби (доли) а/б,

где а,б – натуральные числа.

- с терминами: “дробь”, “числитель”, “знаменатель”, “доля”.

- познакомить с записью и чтением обыкновенных дробей.


Ход работы


  1. Организационный момент

сл Один мудрец однажды сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся!» (римский философ Луций Анней Сенека)       


-А для чего вы изучаете такую сложную науку как математика?

(Высказывания детей)


-Сегодня мы продолжим исследовать и постигать тайны этой науки, такой сложной, но очень интересной.


2. Актуализация опорных знаний.


сл Математический диктант   

7200 : 100 : 9 x 10 = (80);

12000 : 4000 х 9 х 10 - 130 = (140);

4500 : 90 x 10 x 4 = (200);

90 x 30 : 100 x 10 - 10 = (260);

Кто назвал ответ выходит к доске и записывает число.


- Расставьте полученные натуральные числа в порядке возрастания и запишите в тетрадь.

- Проверим (один ученик отвечает)

- Что интересного вы заметили? (80, 140, 200, 260. Все числа круглые,

увеличиваются на 60)

- Какое число, по вашему мнению, «лишнее»? (Например, 80-оно двузначное, а

остальные трёхзначные; 200 – кратно 100, а остальные

нет; 140 – сумма цифр нечётная, а остальные – чётная…)

-Какое число следующее? (320)


- Запишите ещё 3 числа, сохраняя данную закономерность. (380, 440, 500)




3. Создание проблемной ситуации.


- Всегда ли результат счёта, измерения удается выразить целым числом?


- Приходилось ли вам слышать такие слова, как полхлеба, полчаса, треть пути?

Где? В каких случаях?


- У вас на парте геометрические фигуры. Покажите полкруга, четверть круга, треть прямоугольника


Обратить внимание на ровные части.


- Вижу не у всех получилось. Ребята, с какой проблемой мы столкнулись? (мы не

знаем сколько это четверть; как сложить; не получается)



4. Постановка учебной задачи


- Решить эту задачу, поможет тема урока. Прочтите в учебнике как она звучит.


- Что вы хотели бы узнать по этой теме? (что такое дробь, доля; как записываются

дроби; как читаются; как образуются)



5. Открытие нового знания


Да, еще с древних времен людям приходилось не только считать предметы (для чего требовались натуральные числа), но и измерять длину, время, проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимости удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры.

сл Первым европейским учёным, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник Фибоначчи (Леонардо Пизанский). В 1202 году он ввел слово дробь


- Давайте откроем учебник стр.110 Как бы вы ответили на вопрос задания

№ 324?


- Посмотрим, как рассуждают по данной теме Маши и Миша. (читают по ролям)


- Ребята, кто сможет на языке математики записать 1/15?


сл Давайте научимся, как правильно читать и записывать дроби. Читают их так: верхнее число всегда будет отвечать на вопрос, сколько частей, а нижняя какая? или каких? (Записывают в тетрадь № 324 и читают дроби, один или по очереди у

доски)

- Математика уважительно относится к своим объектам (подопечным)


- Каждый элемент в записи дроби имеет своё имя (название). Об этом узнаем из

учебника стр. 111

Постарайтесь запомнить названия, это важно.


6. Первичное закрепление.


№325 учитель работает на доске, дети в тетрадях.

- попробуйте записать дроби в порядке возрастания: 1,16 – 1,4 – 1.2

Какая часть какого цвета больше 1,16

- какой вывод можем сделать?

- чем больше знаменатель, тем меньше дробь при одинаковом числительном.


№327 – устно


- Ребята, давайте немножко отвлечемся от учебника. Встаньте и возьмите в руки круг. Сможете ли вы теперь показать четверть круга. Четверть – это сколько?

- У вас так же как у меня.


№328 (3, 4 в классе, 1, 2 дома)


- Ребята, а где в повседневной жизни мы встречаемся с дробями? (в медицине –

полтаблетки, в магазине – полкило…)


сл В 1858 году в Фивах  был обнаружен Папирус Ахмеса - это собрание решений 84 задач, имеющих практический характер.


сл Используя материал новой темы, предлагаю решить одну из таких задач


Разделить 7 хлебов между восемью людьми поровну (предложения детей:

например Надо разрезать каждый хлеб на 8 равных частей

и каждому человеку дать по одной части от каждого хлеба)


сл Посмотрим, как решили задачу далекие предки


- Увлекательно? Не правда ли?

- Как вы поняли, что же такое дробь?

- Что показывает знаменатель? (На сколько равных частей разделили)

- Что показывает числитель? (Сколько частей закрасили)

- Вспомните, с какой цитатой мы начали урок?

- Согласны вы с этим высказыванием?

- Давайте проверим, на небольшом тесте.



7. Этап первичного осмысления и закрепления знаний.


Внимательно послушайте и запишите только дроби.


«Сегодня я встал ровно в семь часов. Четверть часа делал зарядку. Умылся, оделся. На завтрак - половина яблока и треть стакана молока. В восемь часов отправился в школу. Первым уроком была математика. Урок длился три четверти часа. За работу на уроке получил «пятёрку».


Проверьте правильность написания.

Встаньте те, кто не ошибся и вписал все дроби правильно.


Итак, для жизни мы учимся или для школы?


Д.з ……. + Творческая работа  по  желанию:  задание «потомкам»; мини-презентация «Дроби в моей жизни»