Предмет | Математика. |
Тема занятия | Тема «Квадратный дециметр». |
Цель занятия | Познакомить учащихся с новой единицей измерении площади – квадратным дециметром. |
Ресурсы | Основные: учебник «Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др., Дополнительные: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; линейки, раздаточный материал ( конверты с фигурами прямоугольники 3х4 см и 10х10 см,), презентация, листы для самооценки. мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер с программой Power Point, |
Планируемый результат | Личностные (ЛР): развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач; навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности. Метапредметные (МПР): Познавательные: кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической форме; классифицировать объекты по разным основаниям; сравнивать, проводить классификации по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами; выполнять учебные действия в устной и письменной и во внутреннем плане. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства; использовать в общении правила вежливости. Предметные (ПР): повторить единицы измерения площади, выявить соотношение 1дм²=100см², закрепить умение переводить единицы измерения площади из крупных в мелкие и наоборот. |
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся |
I | Организационный момент. | Приветствие; настрой на работу. Перемена, перемена, Можно бегать и играть, Но нельзя и забывать, Что когда звенит звонок, Он зовет всех на урок. Нам опаздывать нельзя, Побыстрее в класс, друзья! - Мы начинаем наш урок. Я желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми. - Откройте тетради и запишите. …января Классная работа. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. |
II | Актуализация знаний. | Минутка чистописания. - Начнём урок с традиционной минутки чистописания. Загадка: С хитрым носиком сестрица Счёт откроет ... (единица) - Нам интересная предстоит работа. Это задания для устного счёта. Математический диктант. Вычислите произведение чисел 4 и 8. Увеличьте число 8 в 6 раз. Уменьшите число 40 в 4 раза. Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм? Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15? Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см? Сколько см в 1 дм? Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили? 1 множитель - 9, 2 множитель - 8, вычислите произведение. Вычислите частное чисел 48 и 6. Ответы: 32, 48, 10, 2м, 5, 8 см, 10см, 12 кг, 72, 8. (проверка с доски) - На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? - Обведите именованные числа. - Среди именованных назовите лишнее. - Какие это величины? Как их можно еще назвать? - Запишите в тетради числа, обозначающие длину, по порядку возрастания: от самого маленького до самого большого. - А какие еще единицы измерений вы знаете? -Что такое площадь? - Площадь, какой фигуры мы уже умеем вычислять? - В каких единицах измерения мы вычисляли площадь? - А что такое «см²»? Изобразите его в своей тетради. - А теперь, давайте вспомним, какими способами можно измерить площадь прямоугольника? | Вырабатывают каллиграфический почерк. Сравнивать написание с образцом. Записывают ответы в тетрадь. Учащиеся обмениваются тетрадями ставят+ и -, в окошке записывают количество ошибок. Простые числа и именованные. 12 кг Единицы измерения длины. 8см, 10см, 2м Единицы измерения объема, площади. Место, которое занимает фигура на плоскости. Квадрат и прямоугольник. см² Квадрат со стороной 1 см. Наложением фигур; приложением мерки; измерить длину и ширину и перемножить данные |
III | Постановка темы и цели урока. | Работа в парах: – Положите перед собой белый прямоугольник и достаньте из конверта маленький желтый квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? – Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? – Какова площадь этого прямоугольника? – Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? – В конверте есть еще одна мерка, большая, попробуйте измерить с помощью этой мерки. – А почему с этим заданием вы справились быстро? – А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки. – Как по другому записать 10 см? 10 см = 1 дм (запись в тетради) – Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. - А теперь сравните маленькую мерку с большой меркой. - Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? - Верно. - Сформулируйте тему урока и чему мы должны научиться. - Ребята, сегодня на уроке вы познакомитесь с новой единицей измерения площади - квадратным дециметром. Узнаете, что она обозначает, с какой единицей измерения площади она связана и где ее можно применить в реальной жизни. | Это мерка – 1 квадратный сантиметр. Прикладывать квадратик. Не успели узнать. Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать. Мерка поместилась 2 раза. Мерка большая, легко было измерять. 10 см 1 дм Записывают в тетрадь. 1 квадратный дециметр. Квадратный дециметр. Познакомиться с квадратным дециметром. |
IV | Физкультминутка. | Руки ставим мы вразлёт: Появился самолёт. (Руки в стороны.) Мах крылом туда-сюда, (Наклоны в стороны.) Делай раз и делай два. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Хлопки в ладоши.) Руки в стороны держите, (Руки в стороны.) Друг на друга посмотрите. (Повороты туловища вправо и влево.) Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.) Опустили руки вниз, (Руки вниз.) И на место все садись! (Сесть за парту.) | Выполняют движение по тексту. |
V | Работа над новым материалом. | - Как найти площадь большой мерки? a=1дм S-? дм² S= a∙ a S=1∙1=1 ( дм²) Ответ: S=1 дм². - Итак, что же такое дм²? - А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 дм², если у них уже была единица 1 см²? - Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите на картинки и найдите среди них те, которые удобнее измерять в дм², а какие в см². (На доске изображены предметы: почтовая марка, учебник математики, блокнот, зеркало, шкаф) - Как же записывается эта новая единица измерения площади. - Записывается это так: 1 дм², 3 дм². - Возьмите свои большие мерки и переверните обратной стороной. - Что заметили? - Чему равна сторона квадратов? - Сколько можно уложить квадратиков в 1дм²? Как это узнать? - Это долго. Есть удобный способ? - Верно. Сколько квадратиков умещается в длину? - Сколько квадратиков умещается в ширину? - Давайте перемножим эти числа (запись на доске) 10∙10=100 квадратов - Давайте вспомним чему равна сторона маленького квадрата? Большого? - Сколько в 1 дм² квадратных сантиметров? Какой можно сделать вывод. 1 дм²=100 см² - Открывайте свои учебники на странице 66. Давайте прочитаем, какое объяснение нам дали в учебнике. - Правильно ли мы с вами дали определение дм²? | Длину умножить на ширину. Это площадь квадрата со стороной 1 дм. Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы. В дм² удобнее измерять крупные предметы – шкаф, зеркало, учебник. А маленькие – марку, блокнот – в см² Варианты ответов. Выполняют. Квадрат разделен на мелкие квадраты. 1см Пересчитать все квадратики. Посчитать квадратики по длине и ширине и их перемножить. 10 10 1см и 1дм Открывают, зачитывают. |
VII | Физкультминутка. | Раз – налево, два – направо, Три – наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много – много, Чтоб усилить в тысячу раз! | Выполняют движение по тексту. |
| | Работа по учебнику. - Раз уж мы пришли к выводу, что зеркала удобнее измерять в дм², то попробуем посчитать площадь одного такого зеркала. Решим задачу. С. 66, № 3. - Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала? - В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? - Почему? -Что надо найти? -Можно сделать сразу? Запись на доске: a=10дм b=5дм S-? дм² S= a∙ b S=10∙5=50 ( дм²) Ответ: S=50 дм². | Один ученик работает у доски. Читает задание. В дм. Зеркало большое. Найти площадь. Да. |
VIII | Закрепление изученного материала. | -Решим задачу №4 стр.67 -Прочитайте задачу про себе. -Читает задачу вслух ученик. - о чем говориться в задаче? - что известно? - наиболее удобнее условия записать в виде чего? Расход ткани на один костюм | Кол-во костюмов | Расход ткани на все костюмы | Одинаковый | 6 | 12 м | 10 | ? | 7 | ? | Работа в рабочей тетради Самостоятельное выполнение №121 на стр. 46 с последующей проверкой | Учащиеся записывают в виде таблицы и решают самостоятельно с последующей про- веркой. 1) 12 : 6 = 2 (м) – на 1 костюм. 2) 2 · 10 = 20 (м) – на 10 костюмов. 3) 2 · 7 = 14 (м) – на 7 костюмов. Ответ: 20 метров ткани потребуется на 10 костюмов; 14 метров ткани потребуется на 7 костюмов. Выполняют задания в рабочей тетради |
IX | Итог урока. | - Подходит к концу наш урок. - Что нового вы узнали на уроке? - Что такое дм²? - Чему равен дм²? - Площади каких предметов можно измерить в дм²? | Ответы детей. |
X | Домашнее задание. | - Запишите домашнее задание стр. 67 №?, стр. 67 № 6. -Внимательно прочитайте задание. -У кого возникли вопросы? | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. |
XI | Рефлексия. | - Подумайте, как для вас прошел урок. Продолжите фразы… На уроке я узнал На уроке мне понравилось… Сегодня у меня получилось… Особенно меня удивило… Урок дал мне для жизни… Сегодня я хочу похвалить - Изобразите лесенку успеха. - Если на уроке вам было интересно – шар зеленого цвета, если что-то не понравилось – жёлтого, если вам было скучно – красного. - Значит, мы хорошо поработали на этом уроке. Молодцы! - Спасибо за урок! | Самооценивание. |