Конспект урока математики
Тема: Доли
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить с понятием «доли», способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.
Задачи:
Обучающие:
-формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов, геометрических фигур;
-познакомить с понятием «доля», с образованием долей;
-формировать умение читать, записывать и сравнивать доли;
- работать над расширением математического кругозора;
Развивающие:
- развивать навыки устных вычислений, самостоятельность, логическое мышление, внимание;
- развивать практические навыки по использованию полученных сведений на уроке;
Воспитывающие:
- воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики, чувство товарищества и взаимовыручки;
УУД, формируемые на уроке:
- личностные: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий; выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.
- коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, учиться представлять другим выполненную работу.
- познавательные: : перерабатывать, преобразовывать из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться в тетради ; уметь сравнивать цель и результат; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.
- регулятивные: организовывать свою деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя.
Наглядные пособия: раздаточный геометрический материал, карточки с заданиями, лист самооценки.
Ход урока
I. Организационный этап
. Прозвенел уже звонок!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
- Проверьте рабочее место. Всё в порядке?
- Проверим, правильно ли мы сидим.
- Готовы к уроку?
- Начинаем.
-Откройте тетради и запишите дату, классная работа
– Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы узнаём что-то новое.
II. Актуализация знаний
1..Сейчас мы с вами проведём зарядку для ума и устно посчитаем.
(Учитель читает высказывания. Если обучающиеся согласны, они поднимают карточку со знаком «+», если нет-«-«)
1.Произведение чисел 5 и 8 равно 48(-)
2.Частное чисел 32 и 4 равно 8 (+)
3.Если 6 увеличить в 4 раза, получится 24 (+)
4.В числе 42 содержится 6 раз по 7 (+)
5.5 больше 10 в 2 раза(-)
Если 6 разделить на 6,получится 36(-)
8 умножить на 0 получится 8 (-)
2)Давайте решим задачи , а ответ запишем на доске.
15 конфет разделили на 5 детей поровну, сколько конфет получил каждый? (3)
6 яблок поделили между собой 3 ученика, сколько яблок у каждого? (2)
12 пирожных раздали 4 детям, каждому поровну. Сколько пирожных у каждого?(3)
2 приятеля разделили 1 апельсин, сколько получил каждый? (?)
Как же записать ответ к этой задаче? Может кто-то знает? Тогда давайте попробуем ответить на этот вопрос немного позже… А пока продолжим урок.
III . Самоопределение к деятельности.. Постановка цели, плана работы.
- Я к вам сегодня пришла не с пустыми руками (яблоки, мандарины…..)
-Вас это удивило? Как вы считаете, что с этим со всем нужно сделать? ( Съесть)
-А ещё эти фрукты нам помогут познакомиться с новой темой.
- Как будем есть? (Разделим на всех поровну.)
- Давайте начнем с яблок. Я хочу угостить 1 яблоком Лизу и Валеру, как они должны поделить яблоко? ( Пополам)
- Сколько достанется каждому? ( По половинке)
- А как на математическом языке назвать половинку от целого? ( Не знаем)
- А теперь я хочу угостить вас мандарином. На что я его должна разделить? ( на дольки)
- Долька – это часть от целого мандарина. Как вы думаете, а как в математике называется часть от целого?
- В математике часть от целого называют ДОЛЕЙ.
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. (ДОЛИ.)
- Чему будем учиться на уроке? (Делить на доли, называть, записывать)
Верно, мы будем говорить о том, как образуются, называются и записываются доли и сравнивать их.
IV. Работа по теме урока.
1. Открытие нового знания.
-Так что же такое ДОЛЯ? ( Часть от целого)
-Давайте посмотрим мультфильм, который тоже поможет нам разобраться с новой темой.
( Просмотр мультфильма « Апельсин» из сборника Карусель)
- Ребята, почему звери так поступили с волком? ( Он забрал у них апельсин.)
- А как он должен был правильно поступить? ( Попросить , чтобы его угостили, сказать вежливые слова)
-А теперь вернёмся к математике.
- Кто из вас был внимательный, какие доли получили животные? (Одинаковые, равные).
-Значит, доля – какая часть? (равная часть)
Доля – равная часть от целого
- На сколько долек был разделён апельсин? (5)Покажите на пальцах.
- Сколько долек получила каждая группа животных? (1) Покажите на пальцах другой руки.
В математике для того чтобы записать доли пишут короче: 1/5. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Запись читается так: одна пятая. Запишите. (Объяснить, как правильно записать)
- Что означает число под чертой? А над чертой?
Итак, вернемся к яблокам. Лиза и Валера разделили яблоко на 2 части или как по- другому сказать? ( На 2 доли)
- Сколько долей получит каждый? (1/2) Запишите в тетрадь.
-А если каждую половинку я ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?
Сколько долей получилось?
Я возьму 1 часть. Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.
2.Практическая работа
(У учащихся на столах геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат) и ножницы. Все действия учитель выполняет одновременно с детьми.)
- Возьмите круг, разрежьте его пополам.
- Покажите одну часть.
Это половина круга, или одна вторая
- Как вы получили одну вторую часть? (Разрезали круг на 2 части и взяли одну из них.)
- Как по-другому называют одну вторую часть круга? (Половина.)
- Сколько половины в целом круге? (2.)
- Возьмите квадрат. Разрежьте его на 4 части.
- Покажите одну четвертую часть квадрата.
- Как получили одну четвертую часть? (Разрезали квадрат на 4 части и взяли одну из них.)
- Сколько четвертых частей в целом квадрате? (4.)
V.Работа по учебнику
1.-Прочитайте текст рядом с красной чертой на стр.92 . учебника
-Что больше: одна вторая часть или одна четвёртая?(Одна вторая)
-Покажите на разрезанном квадрате одну вторую часть.
- Покажите на разрезанном квадрате одну четвёртую часть.
2.-№2(стр.92)
-Как разделить зелёную полоску? (На две равные части, пополам)
-Какую долю получили? (Одну вторую)
-Как разделили розовую полоску? (На три равные части)
-Какую долю получили? (Одну третью)
-Как разделили жёлтую полоску? (На 4 равные части)
-Какую долю получили? (Одну четвёртую)
-Как разделили синюю полоску? (На 6 равных частей)
-Какую долю получили? (Одну шестую)
-Какая доля больше: одна третья или половина?(Половина)
И т. д.
VI.Физкультминутка
VII.Закрепление изученного материала
1).№1(стр.92)
Задание 1 –коллективно, с комментированием, задание 2 –самостоятельно
2).№ 3 (стр.93)
-Прочитайте задачу
-Как удобнее записать задачу кратко? (В таблице)
-Что примем за единицу? (Массу одного ящика)
-Заполните таблицу
-Как найти массу 9 коробок с бананами? (Массу одной коробки умножить на количество коробок)
-Как найти массу одной коробки?(8-3=5)
-Запишите решение и ответ самостоятельно.
Решение(8-3)*9=45(кг)
Ответ: масса 9 коробок с бананами 45 кг
3) Реши уравнения самостоятельно. (самопроверка)
35: х=1 х∙10=10
х∙12=0 х:8 = 2
Ответы: х=35, х=0, х=1, х=16
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Вспомните, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока?
- Сможем сейчас записать ответ? (2 приятеля разделили 1 апельсин, сколько получил каждый?)
- С каким новым математическим термином мы сегодня познакомились? (Доля)
– Что такое доля? (Доля – это равная часть целого)
- Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)
- Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)
- Где в жизни вам может пригодиться знание дробей?
У вас на столах лежат красные, жёлтые и зелёные смайлики.
Жёлтый – было легко и интересно
Синий – было трудно, но интересно
Красный - было трудно и неинтересно
IX.Домашнее задание:№1(стр.104),№6(стр.104)
Литература:
1.Моро М.И., Бантова М.А. Математика: учебник для 3 класса начальной школы. М.: Просвещение,2012
2.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др.( « Школа России)