СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему: "Доли"

Категория: Математика
Тема: Доли

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок получения новых знаний Цель урока: познакомить обучающихся с понятием "доли", закрепить знания таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов , учить рассуждать и делать выводы. Обучающиеся должны научиться определять доли и сравнивать их, пользоваться таблицей умножения и деления, решать задачи изученных видов и уметь вести диалог с одноклассниками.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему: "Доли"»

 Конспект урока математики

Тема: Доли

Тип урока:  изучение нового материала.

Цель:  познакомить с понятием «доли», способствовать развитию практических навыков по использованию полученных сведений на уроке в реальных жизненных условиях.                                                                                                                                      

Задачи:                                                                                                                   

Обучающие:                                                                                                             

-формировать представление учащихся о делении на равные части (доли) предметов,  геометрических фигур;

-познакомить с понятием «доля», с образованием долей;

-формировать умение читать, записывать и  сравнивать доли;

- работать над расширением математического кругозора;

Развивающие:

- развивать навыки устных вычислений, самостоятельность, логическое мышление, внимание;

- развивать практические навыки по использованию полученных сведений на уроке;

Воспитывающие:

- воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики, чувство товарищества и взаимовыручки;

УУД,  формируемые на уроке:

- личностные: способность выполнять самооценку собственной учебной деятельности; проявлять познавательный интерес и учебную мотивацию; самоопределяться при выборе индивидуальных заданий;  выражать положительное отношение к процессу познания; учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам.

- коммуникативные: соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сотрудничать, учиться представлять другим выполненную работу.

- познавательные: : перерабатывать, преобразовывать  из одной формы в другую и обобщать полученную информацию; давать оценку своим действиям, оценивать результат; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и   информацию, полученную на уроке; извлекать информацию из иллюстраций, текстов;  на основе анализа объектов делать выводы; ориентироваться  в тетради ; уметь сравнивать цель и результат;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; выдвигать гипотезу и обосновывать её.

- регулятивные: организовывать свою деятельность;  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе жизненного опыта, работы с учебником; работать по образцу; осуществлять самоконтроль; оценивать результаты своей деятельности; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать сложившуюся учебную ситуацию; выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами  в соответствии с выбранным алгоритмом и инструкциями учителя. 

Наглядные пособия:  раздаточный геометрический материал, карточки с заданиями, лист самооценки.

Ход урока

I. Организационный этап

. Прозвенел уже звонок!
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

- Проверьте рабочее место. Всё в порядке?

- Проверим, правильно ли мы сидим.

- Готовы к уроку?

- Начинаем.

-Откройте тетради и запишите дату,  классная работа

– Любой урок математики для нас необычный потому, что каждый раз мы узнаём что-то новое.

II. Актуализация знаний

1..Сейчас мы с вами проведём зарядку для ума и устно посчитаем.

(Учитель читает высказывания. Если обучающиеся согласны, они поднимают карточку со знаком «+», если нет-«-«)

1.Произведение чисел 5 и 8 равно 48(-)

2.Частное чисел 32 и 4 равно 8 (+)

3.Если 6 увеличить в 4 раза, получится 24 (+)

4.В числе 42 содержится 6 раз по 7 (+)

5.5 больше 10 в 2 раза(-)

Если 6 разделить на 6,получится 36(-)

8 умножить на 0 получится 8 (-)

2)Давайте решим задачи , а ответ запишем на доске. 

  1. 15 конфет разделили на 5 детей поровну, сколько конфет получил каждый? (3)

  2. 6 яблок поделили между собой 3 ученика, сколько яблок у каждого? (2)

  3. 12 пирожных раздали 4 детям, каждому поровну. Сколько пирожных у каждого?(3)

  4. 2 приятеля разделили 1 апельсин, сколько получил каждый? (?)

Как же записать ответ к этой задаче? Может кто-то знает? Тогда давайте попробуем ответить на этот вопрос немного позже… А пока продолжим урок.

III . Самоопределение к деятельности.. Постановка цели, плана работы.

- Я к вам сегодня пришла не с пустыми руками (яблоки, мандарины…..)

-Вас это удивило? Как вы считаете, что с этим со всем нужно сделать? ( Съесть)

-А ещё эти фрукты нам помогут познакомиться с новой темой.

- Как будем есть? (Разделим на всех поровну.)

- Давайте начнем с яблок.  Я  хочу угостить 1 яблоком  Лизу и Валеру, как они должны поделить яблоко?     ( Пополам)

- Сколько достанется  каждому? ( По половинке)

- А как на математическом языке назвать половинку от целого? ( Не знаем)

- А теперь я хочу угостить вас мандарином.  На что я его должна разделить? ( на дольки)

- Долька – это часть от целого мандарина. Как вы думаете, а как в математике называется часть от целого?

- В математике часть  от целого называют ДОЛЕЙ.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока.  (ДОЛИ.)  

- Чему будем учиться на уроке? (Делить на доли, называть, записывать)

Верно, мы будем говорить о  том, как образуются, называются и записываются доли и сравнивать их.

IV.  Работа по теме урока.


1. Открытие нового знания.    

-Так что же такое ДОЛЯ? ( Часть от целого)  

-Давайте посмотрим мультфильм, который  тоже поможет  нам разобраться с новой темой.

Просмотр мультфильма « Апельсин» из сборника Карусель)

- Ребята, почему звери так поступили с волком? ( Он забрал у них апельсин.)

- А как он должен был правильно поступить? ( Попросить , чтобы его угостили, сказать вежливые слова)

-А теперь вернёмся к математике.


- Кто из вас был внимательный, какие доли получили животные? (Одинаковые, равные).

-Значит,  доля – какая часть? (равная часть)

Доля – равная часть от целого

- На сколько долек был разделён апельсин? (5)Покажите на пальцах.

- Сколько долек  получила  каждая  группа животных? (1) Покажите на пальцах другой руки.


В математике для того чтобы записать доли  пишут короче:  1/5. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Запись читается так: одна пятая.  Запишите.       (Объяснить, как правильно записать)

- Что означает число под чертой? А над чертой?

Итак, вернемся к яблокам. Лиза и Валера разделили яблоко на 2 части или как по- другому сказать? ( На 2 доли)

- Сколько долей получит каждый? (1/2) Запишите в тетрадь.

-А если каждую половинку я ещё разрежу пополам. На сколько частей теперь разрезано яблоко?

Сколько долей получилось?

 Я возьму 1 часть. Какая доля получилась? Как записать? Запишите: ¼.

2.Практическая работа

(У учащихся на столах геометрические фигуры из цветной бумаги (круг, квадрат) и ножницы. Все действия учитель выполняет одновременно с детьми.)

- Возьмите круг, разрежьте его пополам.
- Покажите одну часть.
Это половина круга, или одна вторая
- Как вы получили одну вторую часть? (Разрезали круг на 2 части и взяли одну из них.)
- Как по-другому называют одну вторую часть круга? (Половина.)
- Сколько половины в целом круге? (2.)
- Возьмите квадрат. Разрежьте его на 4 части.
- Покажите одну четвертую часть квадрата.
- Как получили одну четвертую часть? (Разрезали квадрат на 4 части и взяли одну из них.)
- Сколько четвертых частей в целом квадрате? (4.)
V.Работа по учебнику

1.-Прочитайте текст рядом с красной чертой на стр.92 . учебника

-Что больше: одна вторая часть или одна четвёртая?(Одна вторая)

-Покажите на разрезанном квадрате одну вторую часть.

- Покажите на разрезанном квадрате одну четвёртую часть.



2.-№2(стр.92)

-Как разделить зелёную полоску? (На две равные части, пополам)

-Какую долю получили? (Одну вторую)

-Как разделили розовую полоску? (На три равные части)

-Какую долю получили? (Одну третью)

-Как разделили жёлтую полоску? (На 4 равные части)

-Какую долю получили? (Одну четвёртую)

-Как разделили синюю полоску? (На 6 равных частей)

-Какую долю получили? (Одну шестую)

-Какая доля больше: одна третья или половина?(Половина)

И т. д.

VI.Физкультминутка

VII.Закрепление изученного материала

1).№1(стр.92)

Задание 1 –коллективно, с комментированием, задание 2 –самостоятельно

2).№ 3 (стр.93)

-Прочитайте задачу

-Как удобнее записать задачу кратко? (В таблице)

-Что примем за единицу? (Массу одного ящика)

-Заполните таблицу

-Как найти массу 9 коробок с бананами? (Массу одной коробки умножить на количество коробок)

-Как найти массу одной коробки?(8-3=5)

-Запишите решение и ответ самостоятельно.

Решение(8-3)*9=45(кг)

Ответ: масса 9 коробок с бананами 45 кг


3)  Реши уравнения самостоятельно. (самопроверка)

35: х=1             х∙10=10

х∙12=0              х:8 = 2

Ответы: х=35, х=0, х=1, х=16  

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вспомните, с какой проблемой мы столкнулись в начале урока?

- Сможем сейчас записать ответ? (2 приятеля разделили 1 апельсин, сколько получил каждый?)

- С каким новым математическим термином  мы сегодня познакомились? (Доля) 
– Что такое доля? (Доля – это равная часть целого)

- Что показывает число под чертой? (На сколько чертей разделено целое)

- Что показывает число над чертой? (Взята одна доля)

- Где в жизни вам может пригодиться знание дробей?



У вас на столах лежат красные, жёлтые и зелёные смайлики. 

Жёлтый – было легко и интересно

Синий – было трудно, но интересно

Красный - было трудно и неинтересно 

IX.Домашнее задание:№1(стр.104),№6(стр.104)



Литература:

1.Моро М.И., Бантова М.А. Математика: учебник для 3 класса начальной школы. М.: Просвещение,2012

     2.Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф.  Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро и др.( « Школа России)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!