на тему: «Логарифмическая функция, ее свойства и график».
авторы Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин и др.
Макарова Е. В.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
Самоопределение к учебной деятельности | Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность. - Здравствуйте ребята, настроимся на урок, посмотрите на свои парты, все ли у вас готово к уроку? У каждого ли на парте есть тетрадь и ручка? (Если у кого-то из учеников что-либо отсутствует нужно незамедлительно предоставить ему это). Если у Вас есть какие-то вопросы, вы, молча, поднимаете руку и спрашиваете меня об этом. Обязательно записывайте все, что мы делаем на уроке, после занятия я соберу ваши тетради на проверку домашней и классной работы. Скажите, пожалуйста, вы уже знаете, что такое логарифм? Вспомним, что называется логарифмом числа b по основанию а? -Молодцы! -И на этом наши знания закончены? - Мы уже прошли показательную и степенную функцию. Интересно узнать, как вы думаете, а существует ли логарифмическая функция? | - Дети встают со своих рабочих мест, чтобы поздороваться с учителем, осматривают свое рабочее место, все ли они подготовили к уроку математики. -Да, мы уже познакомились с этим понятием. -Логарифмом положительного числа b по основанию а, где а0, a≠1, называется показатель степени, в которую надо возвести число а, чтобы получить b. -Нет. -Да, возможно. -Нет. -Не знаю. | Личностные УУД: личностное самоопределение, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников. Коммуникативные УУД: включаться в диалог и в коллективное обсуждение, осуществлять контроль и коррекцию своих действий. Регулятивные УУД: контролировать своё время и управлять им, ставить цель. |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Открываем свои тетради, записываем сегодняшнее число и слово: «Классная работа ». Старайтесь писать аккуратнее! -Действительно, в математике существует логарифмическая функция и она имеет следующий вид: у= , где а – заданное число, такое, что: а0, а≠1. Запишем это к себе в тетрадь. -Ребята, напомните мне, пожалуйста, что такое десятичный и натуральный логарифм? -Теперь мы уже знаем определение логарифмической функции. Сможете ли вы построить ее график? Как это можно сделать? Возникли ли у вас какие-либо затруднения? -Да, ребята, действительно, чтобы научиться строить график логарифмической функции, необходимо изучить ее свойства. Хотели бы вы научиться строить график логарифмической функции? | -Открывают тетради, записывают число и слово: «Классная работа ». -Записывают определение логарифмической функции. -Десятичным логарифмом называют логарифм, основание которого равно 10 и пишут lg x. Натуральным логарифмом называют логарифм, основание которого равно числу е и пишут lnx -Нет, не сможем. Мы затрудняемся это сделать. -Да. | Познавательные УУД: объяснять ход своих действий. Коммуникативные УУД: отображать в речи содержание совершаемых действий, аргументировать свою точку зрения, организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, осуществлять контроль не только своих действий, но и своих одноклассников. Регулятивные УУД: Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. |
Действие целеполагание | -Какая же цель нашего урока? -Кто мне скажет, какая тема сегодняшнего урока? | Ответ: научиться строить логарифмическую функцию. Ответ: логарифмическая функция. | Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся. Коммуникативные УУД: умение вести диалог с учителем, умение четко формулировать свои мысли. |
Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий | Рассмотрим свойства логарифмической функции и зафиксируем их к себе в тетрадь. 1.Область определения логарифмической функции – множество всех положительных чисел. 2.Множество значений логарифмической функции – множество всех действительных чисел. Как обозначается это множество? 3.Логарифмическая функция не является ограниченной. 4.Логарифмическая функция у= является возрастающей на промежутке (0; +∞), если а1, и убывающей, если 0a 5. Если а1, то функция у= принимает положительные значения при x1, отрицательные при 0xЕсли 0то функция принимает положительные значения при 0xотрицательные при x1. 6.График любой логарифмической функции проходит через точку (1; 0) Рассмотрим графики логарифмических функций, изображенные в учебнике на страницах 102, 103. Обсудим эти графики, проверим выполнение записанных свойств. Выполнив следующее задание, проверим, внимательно ли вы слушали. 1.Выяснить является ли возрастающей или убывающей функция: 1) y= ; 2) y=lg x; 3) y=ln x -Чтобы ответить на вопрос задачи, что нужно сделать? -Каким именно свойством будем пользоваться? -Что сказано в этом свойстве и чем оно может нам помочь? -Тогда, что нужно сделать, чтобы определить является функция возрастающей или убывающей? -Посмотрим на первую функцию, ее основание больше или меньше 1? -Сейчас аналогично выполняем второй и третий примеры, без моей помощи. Итак, что у вас получилось? Почему вы сделали такой вывод? -Правильно, молодцы. | -Записывают свойства логарифмической функции к себе в тетрадь. В ходе записи задают возникающие вопросы. -Множество действительных чисел обозначается, как: R. -Чтобы ответить на вопрос задачи, нужно воспользоваться свойствами логарифмической функции, которые мы только что изучили. -Будем пользоваться четвертым свойством. В этом свойстве говорится следующее: логарифмическая функция у= является возрастающей на промежутке (0; +∞), если а1, и убывающей, если 0a -Чтобы ответить на вопрос, нужно определить, основание логарифмической функции больше 1 или нет. -Основание первой логарифмической функции -Выполняют пример, советуются друг с другом. У нас получилось, что вторая и третья логарифмические функции возрастают. -Потому что основания этих логарифмических функций больше 1. | Коммуникативные УУД: умение четко задавать вопросы и формулировать свои мысли; умение слушать. Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности; умение внести необходимые дополнения и коррективы. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Выполним следующее задание. 2. Построить график функции . С чего начнем построение графика данной функции? -Что следует делать дальше? -По полученным точкам строим график логарифмической функции. 3. По графику функции найти приближенно значения: , , -С чего начнем выполнение этого задания? -Для того чтобы определить значения заданных выражений, что будем делать? -Правильно, начинаем выполнять. Если возникают какие-либо вопросы, поднимайте руку и я подойду. -Итак, что у нас получилось? -Молодцы, правильно. | -х должен быть всегда 0. Сначала определим, возрастает или убывает данная функция. Эта функция возрастает, т. к. основание у логарифма больше 1. Тогда данная функция принимает положительные значения при x1, отрицательные при 0x -Дальше построим таблицу значений x и y, отметим полученные точки на системе координат, соединим их и получим график данной логарифмической функции. -Сначала построим график функции . -Будем отмечать цифры 3; 0,3; 5 на оси Ох, от них вертикально вверх проводит черту, параллельную оси Оу и искать точку пересечения с графиком. Затем от этой точки проведем прямую, параллельную оси Ох до пересечения с осью Оу. Полученная точка на оси Оу и будет равняться значению выражения. =1,5; =1,8, =2,2 | Коммуникативные УУД: отображать в речи содержание совершаемых действий, аргументировать свои действия. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно контролировать себя и оценивать правильность выполнения действий. Личностные УУД: проявлять уважение к своим сверстникам. |
Самостоятельная работа | Теперь вам предстоит поработать самостоятельно. 1. Решить графически уравнения: = -х+1 = 2х-5 -Для того чтобы решить эти уравнения, что нужно сделать? | -Нужно изобразить графики двух функций: у= и у= -х+1. Найти точки их пересечения. Именно эти точки и будут решением данного уравнения. Аналогично решается второе уравнение. -Ждем немного времени и проверяем ответы. x=1; x=2. -Если возникли какие-то вопросы или затруднения, то рекомендуется разобрать задания на доске. | Регулятивные УУД: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные УУД: формирование самостоятельности. Познавательные УУД: структурирование знаний. |
Рефлексивно оценочные действия | Какая тема сегодняшнего урока? Какие затруднения у вас были? Над чем вам следует поработать? | - Ответ: логарифмическая функция, ее свойства и график. -Затруднений не возникло; -нам было трудно выполнить построение графика логарифмической функции. -Нам нужно как следует отработать выполнение построения графика логарифмической функции. | Регулятивные УУД: адекватно самостоятельно оценивать правильность своих действий, осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, четко формулировать свои мысли. |
Инструктаж по домашнему заданию | Запишите, пожалуйста, ваше домашнее задание: страница 103 №321, страница 104 №322. Есть ли у вас какие-либо вопросы по домашнему заданию? | Обучающиеся открывают свои дневники, записывают домашнее задание и задают возникшие вопросы. -Нет, все понятно. Да, есть (ученик задает свой вопрос). | Личностные УУД: воспитание самостоятельности, внимательности и ответственности. |