СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему : "СОСТАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗКА «ИЛИ»." (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике на тему :  "СОСТАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗКА «ИЛИ»." (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему : "СОСТАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ. ЛОГИЧЕСКАЯ СВЯЗКА «ИЛИ»." (4 класс)»

Урок 78. Составные высказывания. Логическая связка «или».

Контрольный устный счёт № 5

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: рассмотреть область применения элементов математической логики, значение высказываний истины, лжи, отрицания; способствовать формированию умений решать арифметические задачи

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с правилами образования составных высказываний;

научатся образовывать составные высказывания с помощью логических связок «и», «или», «если…то…» и определять их истинность

Метапредметные:

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют моделирование; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: проговаривают последовательность действий на уроке; учатся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные: умеют строить монологическое высказывание, владеют диалогической формой речи

Личностные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Интеллектуальная разминка

Организует устный счет с целью актуализации знаний.


– Найдите значения выражений:

48 : 4 36 : 3 72 : 6

46 : 2 96 : 3 90 : 5

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.


Ответы:

48 : 4 = 12 36 : 3 = 12 72 : 6 = 12

46 : 2 = 23 96 : 3 = 32 90 : 5 = 18

Выделять существенную информацию
из текста задачи. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

– Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными:

7203 = + 200 + 3

31015 = + 1000 + + 5

99099 = 90000 + 9000 + +

843001 = + 40000 + + 1

11001 = + +

Решение:


7203 = 7000 + 200 + 3

31015 = 30000 + 1000 +10 + 5

99099 = 90000 + 9000 + 90 + 9

843001 = 800000 + 40000 + 3000 + 1

11001 = 10000 + 1000 + 1

– Какие ошибки допущены при делении с остатком?

17 : 4 = 3 (ост. 5) 30 : 7 = 3 (ост. 2)

6 : 8 = 0 (ост. 8) 30 : 12 = 2 (ост. 7)

Решение:

17 : 4 = 4 (ост. 1) 30 : 7 = 4 (ост. 2)

6 : 8 = 0 (ост. 6) 30 : 12 = 2 (ост. 6)

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учебнику (с. 36–37).

Задание 1.

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Прочитайте каждое высказывание и определите, истинно оно или ложно.

џ Составное высказывание с союзом «или» истинно, если истинно хотя бы одно из двух составляющих его высказываний. В остальных случаях оно ложно.

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.


– Высказывание «Ель – лиственное дерево» – ложное.

– Высказывание «Ель – хвойное дерево» – истинное.

– Высказывание «Ель – лиственное или хвойное дерево» – истинное.

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор.

Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять контроль по результату

Задание 2.

– Определите, истинно или ложно составное высказывание
с союзом «или», если:

1) Первое высказывание истинно, а второе ложно. (Истинно.)

2) Первое высказывание ложно, а второе истинно. (Истинно.)

3) Оба высказывания истинные. (Истинно.)

4) Оба высказывания ложные. (Ложно.)

Задание 3.

– Прочитайте простые высказывания и укажите, истинны они или ложны. Соедините каждое из двух высказываний союзом «или». Какое высказывание получилось: истинное или ложное?

1) Высказывание «Буква э – гласная или буква э – согласная» – истинное.

2) Высказывание «Тринадцать больше тридцати или тринадцать меньше тридцати» – истинное.

3) Высказывание «В сутках 12 часов или в сутках 36 часов» – ложное.

4) Высказывание «Число 6 делится на 2 или число 6 делится на 3» – истинное.

Задание 4.

– Из каких двух высказываний образовано каждое составное высказывание?

– Истинно или ложно каждое из составных высказываний?

1) Высказывание «В одном часе 100 минут или 60 минут» – истинное.

2) Высказывание «Март – первый месяц весны или лета» – истинное.

3) Высказывание «Слоны обитают на северном или на южном полюсе» – ложное.

4) Высказывание «Разность чисел 960 и 180 равна 780 или 880» – истинное.

5) Высказывание «В одном метре 100 см или 10 дм» – истинное.

6) Высказывание «Основанием пирамиды может быть квадрат или семиугольник» – истинное.

Задание 5*

– Приведите примеры истинных и ложных составных высказываний, образованных с помощью союза «или»

Примеры высказываний:

– Осина – лиственное или хвойное дерево.

– В одном километре 1000 метров или 100 дециметров.

– Январь – весенний или летний месяц

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учебнику (с. 41–42).

Задание 17.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.





– Вычислите. Проверьте сложение вычитанием, вычитание –сложением.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.




Ответы:

263127 + 736452 = 999579

728326 – 607314 = 121012

32736 + 398585 = 431321

900076 – 704977 = 195099

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок. Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала

Задание 18.

– Найдите значения выражений.

Ответы:

(15 · (178 + 5) + 90) · 7 = 19845

486 : 9 · (46 + 54) : 10 = 540

624268 – 13965 + 190008 = 800311

105 · (6 + 203) – 300 : 5 = 21885

(6275 – 1829) · 0 + 3500 = 3500

0 : (17068 + 91374) + 10000 = 10000

Задание 19.

– Выполните вычисления.

– Какие математические знания помогли вам выполнить это задание?

Ответы:

1) 35 · 104 – (320 : 80 + 156) : 160 = 3639.

2) 25 · (146 + 254) : 100 = 100.

Задание 20*

– Сумма трех чисел равна 30217. Первое слагаемое – наименьшее пятизначное число, второе – наибольшее четырехзначное. Чему равно каждое из слагаемых суммы?

10000 + 9999 + = 30217

19999 + = 30217

= 30217 – 19999

= 10218

V. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Понравилась ли вам работа на уроке?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию, продолжают фразы

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость