СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему: "Цилиндр" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике на тему: "Цилиндр" (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему: "Цилиндр" (4 класс)»

Урок 92. Цилиндр

Тип урока: открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры; способствовать формированию умений показывать основания и боковую поверхность цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с понятием «цилиндр» как пространственной фигуры;

научатся показывать основания и боковую поверхность цилиндра; выполнять изображение цилиндра на плоскости

Метапредметные:

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке.

Коммуникативные: задают вопросы; формулируют собственное мнение и позицию, прислушиваются к мнению других

Личностные: применяют правила делового сотрудничества: сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека; проявляют терпение и доброжелательность в споре, доверие к собеседнику (соучастнику деятельности)

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые

способы

деятельности

обучающегося

II. Актуализация опорных знаний.

Устный счет.

Организует устный счет с целью актуализации знаний.


– Отгадайте загадки о геометрических фигурах

(см. ресурсный материал к уроку).

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета.


Отгадывают загадки о геометрических фигурах и показывают их на чертеже.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания

Интеллектуальная разминка

– Какая фигура «лишняя»?

Рассматривают чертеж и называют «лишнюю» фигуру.

III. Открытие нового знания, способа действия.

Работа по учеб-нику (с. 68).

Задание 1

Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.

– Рассмотрите фигуры. Названия каких фигур вы уже знаете? Назовите эти фигуры.

– Знаете ли вы, как называется фигура под номером пять? Найдите ее название среди слов: конус, шар, цилиндр, куб.

Запишите в тетради два раза слово «цилиндр» и запомните его написание.

џ Цилиндр имеет два основания и боковую поверхность. Каждое из оснований представляет собой круг

Выполняют задания, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.



Рассматривают цилиндр.



Записывают в тетради два раза слово «цилиндр».


– Многие окружающие нас предметы по форме похожи на цилиндр: банки, вазы, детали машин, бидоны. В прошлом были в моде мужские шляпы, которые так и назывались – цилиндр

Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

IV. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Работа по учеб-нику (с. 69–70).

Задание 5.

Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся по теме урока.


– Перемножьте устно числа.

99 · 4 39 · 7 199 · 5

69 · 6 49 · 4 79 · 3

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои мнения и предположения. Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Решение:

99 · 4 = (100 – 1) · 4 = 400 – 4 = 396

69 · 6 = (70 – 1) · 6 = 420 – 6 = 414

39 · 7 = (40 – 1) · 7 = 280 – 7 = 273

49 · 4 = (50 – 1) · 4 = 200 – 4 = 196

199 · 5 = (200 – 1) · 5 = 1000 – 5 = 995

79 · 3 = (80 – 1) · 3 = 240 – 3 = 237

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью.

Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия

Задание 6

(по вариантам).

– Решите задачу.

Вариант 1.

В бассейне длина дорожки равна 200 м. Пловец уже проплыл три четвертых этой дорожки. Сколько метров ему осталось проплыть?


Решение:

1) 200 : 4 · 3 = 150 (м) – проплыл пловец.

2) 200 – 150 = 50 (м) – осталось проплыть пловцу.


Вариант 2.

Длина лыжной трассы – 25 км. Лыжник прошел четыре пятых пути. Сколько километров ему осталось пройти?

– Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга.


Решение:

1) 25 : 5 · 4 = 20 (км) – прошел лыжник.

2) 25 – 20 = 5 (км) – осталось пройти лыжнику.

Задание 7.

– Вычислите значения выражений.

Решение:

(260 : 40 + 540 : 40) · 6 + 184 = 304

750 : (50 · 3 – 25 · 3) · 30 + 70 = 370

Задание 8*.

– Из 30 учащихся пятерки за контрольную работу по математике получили 5 человек, четверок было поставлено вдвое больше. Какая часть всех учащихся класса получила отличные и хорошие отметки?

Решение:

1) 5 · 2 = 10 (чел.) – получили четверки.

2) 10 + 5 = 15 (чел.) – получили отличные и хорошие отметки.

3) 30 : 15 = 2 (части) ‒ полкласса получили отличные и хорошие отметки.

Задание 9

1) На сколько 96 т больше 96 ц?

2) Какую часть часа составляют 6 мин, 10 мин, 15 мин, 20 мин, 30 мин?



3) Какую часть рубля составляют 1 к., 20 к., 50 к.?


4) Сколько копеек в 50 р., в 100 р.?

5) Сколько метров в 20 км, в 1 000 км?

6) Сколько центнеров в 40 т, в 100 т?

Решение:

1) 960 ц – 96 ц = 864 ц

2) 60 мин : 6 мин = 10-я часть

60 мин : 10 мин = 6-я часть

60 мин : 15 мин = 4-я часть

60 мин : 20 мин = 3-я часть

60 мин : 30 мин = 2-я часть

3) 100 к. : 1 к. = 100-я часть

100 к. : 20 к. = 5-я часть

100 к. : 50 к. = 2-я часть

4) 50 р. = 5000 к. 100 р. – 10000 к.

5) 20 км = 20000 м 1000 км = 1000000 м

6) 40 т = 400 ц 100 т = 1000 ц

V. Работа
в группах.

Организует работу в группах по карточкам.

– Определите по техническим рисункам название геометрической фигуры, дайте максимальные сведения о ней и её применении.

Работают в группах, готовят сообщения.

Планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Осуществлять управление поведением партнера – контроль, коррекцию, оценку его действий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Владеть монологической и диалогической формами речи

Карточка 1.

1-я группа:

Цилиндром называется тело, которое состоит из двух кругов. Круги называются основаниями цилиндра. Основания цилиндра равны и лежат в параллельных плоскостях. У цилиндра образующие параллельны и равны. Поверхность цилиндра состоит из оснований и боковой поверхности.

Радиусом цилиндра называется радиус его основания.

Высотой цилиндра называется расстояние между плоскостями оснований. 

Карточка 2.

2-я группа:

Куб – это геометрическое тело. Квадрат является гранью куба. Поверхность каждого куба состоит из квадратов, которые называются гранями.

Куб называется правильным шестиугольником, так как у него 6 граней. Две соседние грани квадрата (многогранника) называются ребрами. У куба 12 ребер, равных по длине.

Куб имеет вершины. Три ребра пересекаются (сходятся) к одной вершине. У куба 8 вершин.

Карточка 3

3-я группа:

Конус – это геометрическое тело. Основание конуса – круг.

Высота конуса – это перпендикуляр, опущенный из вершины конуса на плоскость основания.

Часть конической поверхности, расположенная между вершиной и плоскостью основания, называется боковой поверхностью конуса

VI. Итог урока. Рефлексия

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите красный смайлик, синий – если некоторые вопросы вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи