СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему "Вычитание двузначных чисел из 100"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему "Вычитание двузначных чисел из 100"»

Тема: Вычитание двузначных чисел из 100.

Цели: 1) Ознакомить учащихся с алгоритмом вычитания двузначных чисел из числа 100; сформировать умения вычитания двузначных чисел из 100;

2) Содействовать развитию грамотной математической речи;

3) Создать условия для воспитания ответственности за порученное дело.

Методическое обеспечение: учебник, карточки с примерами для устного счёта, плакат с примерами для устного счёта, плакат с текстом для физкультминутки, плакат-план «Вычитание двузначных чисел из 100», карточки со знаками «больше, меньше, равно».

План урока:

  1. Организация начала урока;

    1. Чтение стихотворения;

  1. Проверка домашнего задания

    1. Фронтальная проверка примеров;

    2. Фронтальная проверка задачи;

  1. Устный счёт

    1. Устное решение задачи;

    2. Индивидуальная работа по карточкам;

    3. Игра «Тучки».

  1. Сообщение темы и цели;

  2. Изучение нового материала

    1. Объяснение нового материала + показ на доске.

  1. Закрепление изученного материала:

6.1. Индивидуальная работа у доски (№1, стр. 78);

6.2. Самостоятельная работа (№2, стр. 78);

6.3. Индивидуальная работа у доски (№3, стр.78);

6.4. Фронтальная работа (№5, стр.79);

6.5. Фронтальная работа (№6, стр. 79);

6.6. Фронтальная работа (№7, стр. 79).

7) Подведение итогов урока, рефлексия;

8) Инструктаж по домашнему заданию.

Ход урока:

  1. Организация начала урока.

1.1. Чтение стихотворения:

- Здравствуйте, ребята.

- Внимание! Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книгу, ручку и тетрадку

Ты на парту положи

И линейку не забудь –

В математику держим путь!

А сейчас, ребята поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь

И старательно считайте

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

+Да.

- Это слышать мне приятно.


  1. Проверка домашнего задания.


2.1. Фронтальная проверка примеров:

- Проверим, как вы поработали дома. Откройте домашние тетради.

- Прочитайте примеры, ответ которого меньше числа 10.

+ 21-12, 33-25, 41-32, 55-47.

- Хорошо. Теперь зачитайте пример, ответ которого имеет в записи цифры 2 и 7.

+ 43-16.

- Отлично. Зачитайте примеры, ответы которых больше 30, но меньше 50.

+ 77-28, 82-34.

- Очень хорошо. Зачитайте пример, ответом которого является число 19.

+ 71-52.

2.2. Фронтальная проверка задачи:

- Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием. Вы были внимательны. Переходим к задаче. Во сколько действий решается задача?

+ Задача решается в 1 действие.

- Что мы узнаем в первом действии?

+ Мы узнаем, сколько метров ткани отрезали.

- Каким действием?

+ Вычитанием.

- Как?

+ 38-9.

- Сколько получили?

+ 29 метров.

- Отлично. Сейчас я посмотрю, как вы аккуратно сделали записи в ваших тетрадях.

- Не все аккуратно ведут свои записи в тетради. В следующий раз будьте аккуратнее.

3. Устный счёт.

- Теперь проверим, как вы быстро и ловко решаете небольшие задачи. Внимательно послушайте задачу и ответьте на её главный вопрос. «В секции по легкой атлетике занимается 12 ребят, из них 5 – девочки. Сколько мальчиков занимается в секции?»

+ Ответ- 7 мальчиков занимается в секции.

- Каким действием вы решили задачу?

+ Вычитанием.

- Как?

+ 12-5.

- Хорошо. Сейчас я раздам вам карточки с примерами, которые вы должны будете решить. Вы будете работать в парах. Один ученик устно решает примеры из первого столбика, второй ученик устно решает примеры из второго столбика. Ответы запишите на карточках в окошки. На это задание вам отводится 3 минуты (учитель раздаёт карточки с заданиями). Можете начинать.

Выполни вычитание и сложение двузначных чисел письменно.

  1. 45-24=

  2. 14+34=

  3. 82-47=

  4. 33+45=

  5. 76-26=

  1. 81+11=

  2. 92-78=

  3. 16+36=

  4. 72-44=

  5. 22+55=


- Ваше время вышло, подпишите работы и положите на край стола (учитель собирает карточки).

- Сейчас я предлагаю вам поиграть в «Тучки». На доске вы видите примеры. Ваша задача – выйти к доске, решить его и распределить примеры, ответы которых меньше 45 в одно окошко, а те примеры, ответ которых больше 45, в другое окошко(учитель вызывает учащихся, те записывают пример в столбик, решают его, проговаривая алгоритм решения).







- Отлично, вы очень хорошо справились с этим заданием.

4. Сообщение темы и постановка цели.

- Сегодня, ребята, вы научитесь вычитать из сотни двузначное число, научитесь решать такие примеры и правильно рассуждать при решении этих примеров.

5. Изучение нового материала.

5.1. Объяснение нового материала + показ на доске:

- Но давайте для начала вспомним состав числа 100. Как называется цифра 0?

+Единица.

- Ещё один нуль?

+Десяток.

- Цифра 1?

+ Сотни.

- Значит число 100 состоит из единиц, десятков, сотен.

- Рассмотрим пример вида 100-35 (учитель записывает пример в столбик на доске).




- Из 0 единиц нельзя вычесть 5. Надо взять один десяток, но у нас 0 десятков. Беру одну сотню – это 10 десятков, ставлю точку. Из 10 десятков занимаю один десяток, остаётся 9 десятков. Ставлю точку. В одном десятке 10 единиц. Вычитаю из 10 единиц 5 единиц, получаю 5 единиц. Ответ записываю под единицами. Так как мы из 10 десятков занимали 1 десяток, у нас осталось 9 десятков. Из 9 десятков вычитаю 3 десятка, получаю 6 десятков. Ответ записываю под десятками. Так как мы занимали из 1 сотни десять десятков, у нас осталось 0 сотен. Но 0 мы перед числом не записываем. Читаю ответ – 65.

У кого есть вопросы, поднимите руку. Если всем всё понятно, давайте закрепим полученные знания.

  1. Закрепление изученного материала.

6.1. Индивидуальная работа у доски (№1, стр. 78):

- Обратимся к нашему учебнику. Откройте страницу 78 и посмотрите на задание № 1. Вам предлагается вычислить примеры. Будем работать у доски (дети выходят к доске, записывают пример в столбик, решают его, правильно проговаривая алгоритм решения).

100-24=76

100-71=29

100-44=56

100-52=48

- Хорошо, вы справились с этим заданием.

6.2. Самостоятельная работа (№2, стр. 78):

- Переходим к заданию № 2. Я буду читать вам выражение, а вы должны записать пример в строчку и решить его. Можете записывать алгоритм решения в столбик. Всем всё понятно? Тогда начинаем (учитель читает выражения, дети записывают в тетрадь и решают примеры).


Физкультминутка.

- Давайте немного отдохнём. (физкультминутка выполняется 2 раза).


- Итак, в конце урока на проверку тетради мне сдадут все желающие.


6.3. Индивидуальная работа у доски (№3, стр.78):

- Мы переходим в № 3 на странице 78.

- Прочитайте задачу (про себя).

- Прочитайте задачу вслух (вызывается ученик).

(Учитель читает задачу вслух, все следят).

- О ком говорится в задаче?

+ О девочках, у которых были тетради.

- Что обозначает число 12?

+ Столько тетрадей было у каждой девочки.

- Что обозначает число 4?

+Столько тетрадей купила ещё каждая девочка.

-Какой вопрос задачи?

+ Сколько всего тетрадей стало у девочек?

- Зная, что у Наташи – 12 т., у Светы – 12 т., у Тани – 12 т., что мы можем узнать?

+ Сколько тетрадей купили девочки.

-Каким действием?

+Сложением.

-Как?

+12+12+12.

-Зная, что Наташа купила ещё 4 т., Света купила 4 т., Таня купила 4 т., что мы можем узнать?

+Сколько всего тетрадей купили девочки.

-Каким действием?

+ Сложением.

-Как?

+4+4+4.

-Зная, сколько было тетрадей у девочек и сколько ещё купили, что мы можем узнать?

+Сколько стало тетрадей.

-Каким действием?

+Сложением.

-Как?

+ 36+12.

-Ответили на главный вопрос задачи?

+ Да.

- Во сколько действий решается задача?

+ Задача решается в 3 действия.

-Что узнаем в первом действии?

+Сколько тетрадей было всего у девочек.

-Каким действием?

+Сложением.

-Как?

+ 12+12+12.

- Что узнаем во втором действии?

+Сколько тетрадей купили девочки.

-Каким действием?

+Сложением.

- Как?

+ 4+4+4.

-Что узнаем в третьем действии?

+Сколько всего стало тетрадей у девочек.

-Ответили на главный вопрос задачи?

+Да.

- Запишите решение задачи по действия с пояснением, а один ученик запишет решение задачи без пояснения у доски. Помните об аккуратности.

- Очень хорошо, вы отлично справились с решением задачи.

6.4. Фронтальная работа (№5, стр.79):

- Сейчас попробуем решить задачу повышенной сложности. Но прежде чем начать решать эту задачу, ответьте пожалуйста на вопрос: Как старшие должны относиться к младшим?

+Уважать, не обижать, помогать.

- А как младшие-к старшим?

+Также с уважением.

-Почему?

+Потому что если люди будут друг друга обижать и не уважать, в мире будет царить зло и грубость.

-Правильно. И я надеюсь, что и вы все будете относиться друг к другу с уважением, заботой. Перейдём к решению задачи. Обратите своё внимание на задачу под номером 5 на странице 79. Прочитайте условие задачи. О чём говорится в задаче?

+О детях и об их возрасте.

-Что обозначает число 13?

+Столько лет было Саше.

- Что обозначает число 5?

+На столько лет Маша старше Саши.

-Что говорится о Коле?

+Коля моложе Маши на 3 года.

-Какой вопрос задачи?

+ Кто старше всех? Сколько лет Маше? Коле?

- Давайте представим краткое условие задачи в виде схемы.

- Зная, сколько было лет Саше и на сколько Маша старше Саши, что мы можем узнать?

+Сколько лет было Маше.

-Каким действием?

+Сложением.

-Как?

+ 13+5.

-Зная, сколько лет было Маше и насколько лет Коля моложе Маши, что мы можем узнать?

+Сколько лет было Коле.

-Каким действием?

+Вычитанием.

-Как?

+18-3.

- Кто старше всех?

+ Маша старше всех.

- Почему?

+ Потому что число 18 больше 15 и 13.

- Сколько лет Маше?

+18 лет.

-Сколько лет Коле?

+15 лет.

- Ответили на главный вопрос задачи?

+Да.

-Запишите решение задачи по действиям с пояснением (учащиеся записывают).

- Во сколько действий решается задача?

+В 2 действия.

- Что узнаём в первом действии?

+ Сколько лет было Маше.

- Каким действием?

+Сложением.

-Как?

+13+5.

- Что узнаём во втором действии?

+ Сколько лет было Коле.

- Каким действием?

+ Вычитанием.

-Как?

+18-3.

- Ответили на главный вопрос задачи?

+Да.

- Очень хорошо. Вот видите, даже те задачи, которые обозначены звёздочкой, на самом деле очень просты в решении. Может быть кто-то знает второй способ решения этой задачи? (Возможно, дети смогут решить задачу в три действия: 1. 5-3=2(л.) -на столько лет Коля младше Маши; 2. 13+2=15(л.) – Коле; 3. 15+3=18(л.) – Маше.)

6.5. Фронтальная работа (№6, стр. 79):

- Теперь давайте повторим геометрические фигуры. Обратите внимание на № 6 на странице 79. Но для начала давайте вспомним, что называется прямоугольником?

+ Прямоугольник – это геометрическая фигура, у которой все углы прямые и противоположные стороны равны.

- Правильно. На рисунке вы видите фигуры. Назовите номера прямоугольников.

+ 1, 4, 7-прямоугольники.

-Почему?

+Потому что у этих фигур 4 стороны, у них прямые углы и противоположные стороны равны.

-Очень хорошо. Теперь назовите номера не прямоугольников.

+ 2, 3, 5, 6 – не прямоугольники.

- Почему?

+ У некоторых нет 4 сторон, нет прямых углов и противоположных равных сторон.

- Молодцы, вы всё верно определили. Давайте немного дадим нашим ручкам и глазкам отдохнуть.

Физкультминутка.

- Сидя на стуле, руки на коленях. Посмотрите на левое плечо. Затем посмотрите прямо. Теперь посмотрите на правое плечо. Постарайтесь справа увидеть как можно дальше. Посмотрите прямо.

Любопытная Варвара

Смотрит влево…

Смотрит вправо…

А потом опять вперёд.

Тут немного отдохнёт;

Шея не напряжена

И расслаблена…

- Мы немного отдохнули и можем продолжать наш урок.

6.6. Фронтальная работа (№7, стр. 79):

- Вспомним, как нужно переводить меры длины и времени. Сколько в 1 дм см?

+ 10 см.

- Сколько в 1 ч минут?

+60 минут.

- Вы видите на своих партах карточки со знаками «больше, меньше, равно». Вы должны при помощи карточек показывать соответствующие выражению знаки. Все готовы? Тогда можем начинать (№ 7, стр. 79)

1. «=» 2. «» 3. «=» 4. «=»

- Молодцы, вы всё правильно перевели.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Вот и подошёл наш урок к концу. Сегодня вы познакомились с приёмом вычисления двузначных чисел из 100, учились решать такие примеры, решали интереснейшие задачи и переводили меры длины и времени. Я надеюсь, что вам понравился урок и вы узнали много нового сегодня. Если вам понравился урок и вам всё было понятно, хлопните в ладоши, а если вы испытываете затруднения, тогда топайте ногами и на перемене я готова вам помочь. Также кто хочет, может сдать тетради на проверку.

8. Инструкция по домашнему заданию.

- Вашим общим домашним заданием будет задача № 8 на странице 79. И задание № 9 я разделю следующим образом: первую строчку примеров решает первый ряд, вторую строчку примеров решает второй ряд, и третью строчку примеров решает третий ряд. Вам нужно записать примеры в столбик и решить. Всем всё понятно? Есть ли ко мне вопросы? Если нет, тогда мне было приятно сегодня с вами заниматься увлекательнейшей наукой – математикой. Урок окончен. До свидания.