1. Обучающая: познакомить учащихся с частями задачи, с записью решения задачи; учить решать задачи; закреплять навыки счета в пределах 9.
2. Развивающая: а) развитие познавательных логических УУД на основе анализа, установления причинно- следственных связей, подведение под понятие; познавательных общеучебных УУД на основе структурирования знаний, постановки и формулировки проблемы, выделения цели, преобразования информации из одной формы в другую; б) развитие регулятивных УУД на основе целеполагания, планирования, умения работать с памяткой по составленному плану; в) Развитие коммуникативных УУД на основе взаимодействия в парах, умения слушать, вести диалог.
3. Воспитывающая: формирование мотивации к изучению математики.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Теоретическое обоснование: формируемые УУД (группа УУД и название конкретного УУД, средства их формирования (формы, методы) |
1. Мотивация к учебной деятельности | Читаю стихотворение Ум да разум нынче в чести. С ними дружбу поведешь - Так нигде не пропадешь. - Как вы его понимаете? -Как это стихотворение относится к нашей работе на уроке? - Чтобы открыть новые знания, что мы должны сделать? | - Знания помогут нам в жизни. Умному человеку в жизни легче. - На уроке надо быть внимательным, узнавать новое, хорошо учиться. - Вспомнить то, что знаем и понять, что еще не знаем, постараемся это узнать. | Личностные УУД: осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики метод: беседа |
2. Актуализация знаний а) игра "Живые числа" б) счет с помощью веера в) математическое домино | Раздаю ученикам карточки с цифрами 1, 4, 5, 7, 9, 10, 14, 20 (Приложение 1) - На какие две группы можно разделить все числа? -У кого самое маленькое число? - Назовите самое большое однозначное число? -Назовите соседей своего числа. - Встаньте так, чтобы числа шли в порядке возрастания. - Приготовьте веер цифр. поднимайте правильный ответ на мой вопрос. Первое слагаемое 7, второе слагаемое 2. Найдите сумму. Какое число меньше 8 на 27 Найдите разность чисел 4 и 3 Найдите сумму чисел 6 и 3 Уменьшаемое 9, вычитаемое 5. Найдите разность. - У вас на партах математическое домино. (Приложение 2) Что из себя оно представляет? - Составьте в парах выражение к этому квадрату. - Какое выражение получилось? (спрашиваю несколько пар) -Почему? - Что мы повторили на этом этапе урока? | Дети с карточками выходят к доске - На однозначные и двузначные - У Егора. - Это число 9. Дети, стоящие у доски называют соседей числа. Остальные проверяют с помощью светофорика. Если правильно, то поднимают зеленый цвет, если неправильно, то красный. Выполняют задание. Дети поднимают веер с ответом. - Квадрат, разделенный на маленькие квадраты. Составляют выражение в парах. 6+3 - Потому что здесь 6 желтых квадрата и 3 зеленых. - Мы повторили счет от 1 до 9, соседей чисел, как составляются выражения | Познавательные УУД: Логические УУД: формирование логических операций (анализ) с целью выделения признаков, выбора действий для классификации Общеучебные УУД: структурирование знаний Коммуникативные УУД: умение контролировать и оценивать действия партнера и свои действия Методы: практический, частично - поисковый, словесный Формы: парная работа, фронтальная работа, индивидуальная работа |
3. Физкультминутка | Раз - подняться, потянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре руки шире. Пять - руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть | Дети выполняют движения | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни |
4. Постановка учебной цели | - А сейчас поработаем в парах. На парте у вас лежат конверты.(Приложение 3 )Откройте их и достаньте карточки. (прикрепляю на магнитную доску такие же карточки) (Приложение 4) - Прочитайте тексты и попробуйте составить задачу. - Что нового для вас в этом задании? - О чем же мы будем говорить на уроке? Какова тема урока? (открываю на доске тему) - Какие цели мы поставим? | Дети достают карточки У Тани 4 гриба У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба Сколько грибов у Тани и Саши? На сколько яблок больше, чем груш? У детей это задание вызвало затруднение - Мы на знаем как составить задачу, потому что еще не составляли. -Задача - Узнаем, как построена задача, будем учиться решать задачи. | Познавательные УУД: Общеучебные УУД: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное выделение цели Регулятивные УУД: целеполагание -постановка учебной задачи Метод: проблемный частично- поисковый Формы: эвристическая беседа, работа в парах |
5. Решение учебной задачи (открытие детьми нового) | -Как вы думаете, что такое задача? Задача - это проблема, сложный вопрос, который требует решения. (прикрепляю на магнитную доску) (Приложение 5) -Что же вызвало у вас затруднение при составлении задачи? - Что мы должны знать, чтобы составить задачу и решить ее? - Давайте найдем в карточках о чем говорится в задаче - У кого были грибы? - Прочитайте эту часть задачи. --Это часть задачи называется условием. (карточка со словом "условие" вывешиваю на доску) - Что такое условие? -Что еще должно быть в задаче, исходя из нашего определения? (карточка со словом "вопрос" вывешиваю на доску) -Выберите карточку с вопросом к этой задаче. - Что такое вопрос? -Что мы выделили в задаче? -Давайте представим задачу в виде схемы. -Что мы построили? (карточка со словом "схема" вывешиваю на доску) -Как же решить задачу. С помощью какого действия? -Составьте выражение к задаче. (карточка со словом "выражение " вывешиваю на доску) - Что же вы составили для решения задачи? - Найдите его значение. -Полученное равенство называют решением. (карточка со словом "решение" вывешиваю на доску) -Решили ли мы задачу? - Прочитайте вопрос и ответьте на него -Запишем ответ. (карточка со словом "ответ" вывешиваю на доску) -Посмотрите на памятку, которая у нас получилась. Сделайте вывод. Какие части в задаче мы будем выделять? Памятка (Приложение 6) Условие Вопрос Схема Выражение Решение Ответ -Достигли ли мы цели, которую ставили в начале? | - Это предложение. Это рассказ. Это вопросительное предложение - Какие карточки отнести к задаче. - Должны узнать из каких частей она состоит и как решается. - О грибах. - У Тани и Саши - У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба - Условие-это то, что известно. - Вопрос -Сколько грибов у Тани и Саши? - Это то, что надо найти. - Условие и вопрос Один ученик с помощью учителя строит и заполняет схему у доски, остальные в тетрадях. -Схему - С помощью действия сложения, потому что ищем целое. А чтобы найти целое, надо сложить обе части. На доске записывает ученик 4+2 -Выражение 4+2=6 -Да -Сколько грибов у Тани и Саши? 6 грибов. Учащиеся делают выводы, опираясь на памятку -Да. Мы узнали как построена задача, сможем составить и решить ее. | Познавательные УУД: Логические УУД: подведение под понятия; построение логической цепи рассуждения; доказательство; установление причинно- следственных связей Общеучебные УУД: знаково - символические действия Регулятивные УУД: планирование Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, вести диалог Метод: проблемный частично- поисковый Формы: эвристическая беседа |
6. Первичное закрепление (усвоение нового способа действий) а) фронтальная работа б) работа в парах | - Откройте учебники на странице44 № 2. Какие части задачи отображены? -Составьте пары. Соедините стрелками части задачи с их названием. (Затем идет фронтальная проверка) Стр. 44 № 3 -В парах рассмотрите рисунок и схему. Определитесь, кто из вас будет составлять задачу по рисунку, а кто по схеме. Расскажите друг другу задачи. (спрашиваю по одной паре с каждого ряда) | - Вопрос, условие, решение, ответ, схема, выражение Дети составляют пары Распределяют роли в парах, составляют задачу | Познавательные УУД: Логические УУД: установление причинно- следственных связей; Общеучебные УУД: знаково -символические- умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; составлять математический рассказ Регулятивные УУД: умение работать по составленному плану Коммуникативные УУД: умение работать в парах, распределять функции в совместной деятельности Методы: практический Формы: фронтальная работа, работа в парах |
7. Физкультминутка для глаз | | Выполняют упражнения для глаз | Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни |
8.Самостоятельная работа (закрепление способа действий) | -У каждого лежит карточка с тремя текстами (Приложение7) 1. В вазу поставили 7 роз и 2 ромашки. 2. Сколько всего деревьев посадили? 3. На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего книг на полке? -У кого на парте лежит квадрат, тот выполнит первое задание, у кого кружочек, тот второе задание, у кого треугольник, тот третье задание. Все задания написаны на доске. 1. Отметьте галочкой задачу. 2. Предложенные тексты дополните до задачи. 3. Составьте свою задачу. Затем идет проверка по уровням | Дети выполняют дифференцированное задание по уровню сложности. (квадрат - низкий уровень, кружочек - средний уровень, треугольник - высокий уровень) | Познавательные УУД: Общеучебные УУД: структурирование знаний Логические УУД: формирование логических операций (анализ, синтез) Регулятивные УУД: контроль - умение контролировать и оценивать свои действия Форма: индивидуальная дифференцированная работа |
9.Рефлексия учебных действий | - Какая тема урока у нас была? - Какую цель ставили? - Чему учились на уроке? -Какие математические термины узнали? - Где вам пригодятся знания и умения, которые вы получили на этом уроке? -Поднимите руку для кого этот урок был интересным? - Какие задания показались наиболее трудными? - У кого задания вызывали затруднение? -На следующих уроках мы продолжим работать над задачей, и у вас все получится. -Оцените свою деятельность на уроке. - Оцените настроение. | -Задача Узнать, что такое задача, из каких частей состоит. -Составлять и решать задачи. -Задача, условие, вопрос, решение, ответ. - В жизни, при покупке чего-либо и. т. д. Высказывают свое мнение Оценивают с помощью светофора. (Если все на уроке получалось, то желтый цвет. Если не все, то зеленый . Если мало что получалось, то красный) | Познавательные УУД: Общеучебные УУД: произвольно и осознанно строить речевые высказывания Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи Метод: словесный Форма: фронтальная работа в виде беседы |
У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба.
У Тани 4 гриба, а у Саши 2 гриба.
1. В вазу поставили 7 роз и 2 ромашки.
2. Сколько всего деревьев посадили?
3. На полке 6 детских книг и 2 учебника. Сколько всего книг на полке?