СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике на тему: «Задачи и загадки»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике на тему: «Задачи и загадки»»

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Свердловский областной педагогический колледж»

Кафедра начального образования



Конспект урока по математике

на тему: «Задачи и загадки»

1 «Д» класс

УМК « Перспективная начальная школа»



Выполнила: студентка 30н

Методист: Липатникова И. Г.

Учитель: Яцкевич Л.В.



г. Екатеринбург

2019 год

Тема урока: « Задачи и загадки»

Перспективная цель: сформировать способность к использованию понятий задача и загадка в процессе решения математических задач. 

Актуальная цель: сформировать представление о различии понятий задача и загадка в процессе решения математических задач.

 

Задачи урока:

Обучающие: моделировать ситуации, иллюстрирующие использование понятий задача и загадка; систематизировать знания о понятиях задача и загадка; отрабатывать решение задач в ходе работы с учебником.

Развивающие: развивать речь, мыслительные операции, совершенствовать уровень математической речи в ходе работы с учебником.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в ходе работы с учебником и тетрадью.

Методы обучения: Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Принципы: наглядности, доступности, научности.

Литература: Математика, А. Л. Чекин, 1 кл, 2ч, УМК «Перспективная начальная школа»

Технологическая карта

Предмет, Тема, Класс, УМК

Методы

Тип, вид урокаРезультат

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Математика, «Задачи и загадки», 1 класс, УМК: « Перспективная начальная школа»

Объяснительно-иллюстративный, эвристический

.

Урок открытия нового знания

Способность к самоопределению, самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

По названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока; планировать деятельность по выработанным критериям.

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике.

Включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.


Умение различать задачи от загадок

Самостоятельная, индивидуальная работа с учебником.

Учебник по математике, 1кл.,2ч, А. Л. Чекин УМК «Перспективная начальная школа»














Конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой и установка на продуктивную учебную деятельность.

- Здравствуйте! Меня зовут Екатерина Алексеевна. Сегодня я буду вести у вас урок. Присаживайтесь.

- Какова была тема предыдущего урока? 


- Что такое задача?


- Из каких частей она состоит? Назовите.

- Что такое условие?



-Что такое требование?


- Всё верно. Сегодня мы продолжим работу с задачами. Поэтому знания, полученные на прошлых уроках, помогут нам в изучении нового материала.





-Приветствуют учителя, присаживаются на свои места.

- Тема прошлого урока: « Задача. Условие и требование»

- Задача – это математическое высказывание, состоит из двух частей.

- Оно состоит из условия и требования.

Условие – это часть задачи, из которой мы узнаём данные числа, и что они обозначают(данный числа)

Требованиеэто часть задачи, которая указывает, что требуется найти (?).


Личностные УУД: способность к самоопределению.

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном учебном действии

- Прежде, чем мы продолжим работу над задачей, проверим ваши вычислительные умения.

- Сейчас вы будите работать в парах.

- Вспомнить правила работы в паре.




-У вас на парте лежит карточка с таблицей. Заполните пропуски в таблице.

(КАРТОЧКИ)

1 слагаемое

4

7

9

3

5

2

1

6

8

2 слагаемое


3

1



8



2

Сумма

10



10

10


10

10


- Как найти неизвестное слагаемое?


-Как найти сумму?



- Как можно проверить данную работу на карточке?


- Сейчас по цепочке будем проверять данную таблицу.

-Начинаем с первой парты правого края. Отвечаем по парам, как и работали.





-Следующая пара продолжает.



-Продолжаем.




-Следующие.



-Молодцы, следующая пара продолжает.




-Следующая пара.




-Следующая.




-Продолжаем.



-И последний столбик.



-Ребята, что мы с вами повторили заполняя данную таблицу.

-Верно, выполнили правильно. Молодцы!

- Перед ваши лежит лист с записями, прочитайте записи на листе.

-Что вы можете сказать об этих записях?

1. На полке 6 машинок и 7 кукол. Сколько всего игрушек на полке?

2. Пляшет крошка, а всего 1 ножка. Что это?

3. Миша нашел 4 гриба, а Маша 5 грибов. Сколько грибов принесли дети?

4. Проживают в трудной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете. Что это такое?

- Какие записи можно назвать задачей? 

- Один ученик выходит к доске.

-Определим, где условие и требование в 1 задаче.





- Подчеркивают на листе, условие - красным цветом, а требование - синим.

- Выходит второй ученик к доске и работает с 3 задачей.

-Определим, где условие и требование в 3 задаче.



- Подчеркивают на листе, условие – красным цветом, а требование - синим.

- Как бы вы назвали другие записи под цифрой 2 и 4? 

- Что такое загадка? Какие у вас предположения?



- Ребята, а знаете ли вы загадки?

-Один из учеников выходит к доске и предлагает загадку для одноклассников.





-Работать в паре дружно.

-Обращаться друг к другу по имени.

-Уметь договариваться и слушать товарища.

-Приходить к одному мнению. 





-Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

- Чтобы найти сумму, нужно к 1 слагаемому прибавить 2 слагаемое.

-Карточку можно проверить по числовому ряду или по «Таблице сложения»




- Чтобы найти 2 неизвестное слагаемое, нужно из 10 вычесть 4, получится 6.

-1 слагаемое = 4.

-2 слагаемое = 6.

- Сумма =10.

-Нам известно 1 слагаемое и 2 слагаемое, нужно найти сумму. Чтобы найти сумму, мы к 7 прибавляем 3, получается 10.

-Нам известно 1 слагаемое и 2 слагаемое, нужно найти сумму. Чтобы найти сумму, мы к 9 прибавляем 1, получается 10.

-Нам неизвестно 2 слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из 10 вычесть 3, получится 7.

-Нам неизвестно 2 слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из 10 вычесть 5, получится 5.

-Нам известно 1 слагаемое и 2 слагаемое, нужно найти сумму. Чтобы найти сумму, мы к 2 прибавляем 8, получается 10.

-Нам неизвестно 2 слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из 10 вычесть 1, получится 9.

-Нам неизвестно 2 слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из 10 вычесть 6, получится 4.

-Нам известно 1 слагаемое и 2 слагаемое, нужно найти сумму. Чтобы найти сумму, мы к 8 прибавляем 2, получается 10.

-Заполняя данную таблицу, мы повторили компоненты математических действий, сложение чисел.

-Внимательно читают записи на листе.


-Это задачи









- 1 и 3 запись можно назвать задачами.


- Рассматриваем первую задачу. Условие: На полке 6 машинок и 7 кукол.

Требование: Сколько всего игрушек на полке?





Условие: Миша нашел 4 гриба, а Маша 5 грибов. Требование: Сколько грибов принесли дети?

-Подчеркиваю на листе условие и требование.

-Мы бы назвали эти записи - загадки.


-Предположения детей. Например: загадка – это высказывание, которое нужно отгадать.

-Да, знаем!

- Произносит загадку.



Регулятивные УУД: принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.


Действие целеполагание

- Какова проблема урока? 

- Определите тему сегодняшнего урока


-Мы работали на листочке с задачами и загадками?

-Значит цель нашего урока?


- Чем отличается задача от загадки?

- Тема сегодняшнего урока «Задачи и загадки». 


-Да.

- Научиться отличать задачу от загадки.

Регулятивные УУД: по названию темы формулировать цель, принимать учебную задачу и сохранять её на протяжении всего урока.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность.

Построение и реализация проекта выхода из затруднения

-Открываем учебник на странице 36.



-Прочитайте 1 текст.

-Определите этот текс загадка или задача?

-Докажите, что это загадка.





-Какой ответ получится?

-Прочитайте 2 текст.

-Определите этот текст загадка или задача?

-Докажите, что это задача.






-Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего колес у машин?

-Как получили?

-В чем же отличие загадки от задачи?



-Аналогично разберем текст 3 и 4.

-Читаем текст 3.

-Определите этот текс загадка или задача?

-Докажите, что это загадка.




-Что это?

-Прочитаем задачу 4



-Определите этот текст загадка или задача?

-Докажите, что это задача.




-Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько конфет получил Миша?


-Какой будет ответ у этой задачки?

-Читаем текст 5.


-Скажите, пожалуйста, это загадка или задача? Докажите.



-Ответ этой загадки?

-Сейчас переформулируйте загадку так, чтобы из нее получилась задача.

-Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько пальцев на двух руках.


-Верно, сколько же пальцев на двух руках?






























-Это загадка.

- В загадке нужно узнать, что это такое. А в задаче – найти действие, с помощью которого можно узнать количество неизвестного.

-Ответ: лошадь

-Это задача.

- В загадке нужно узнать, что это такое. А в задаче – найти действие, с помощью которого можно узнать количество неизвестного.

-К 2 прибавили 2, получили 4.

-Всего 4 колеса у машины.

-В загадке нужно было узнать, что это такое. А в задаче – найти действие, с помощью которого можно узнать количество (число) колес.

-Это загадка.

- В загадке нужно узнать, что это такое. А в задаче – найти действие, с помощью которого можно узнать количество неизвестного.

-Это ножницы

-Это задача.

-В загадке нужно было узнать, что это такое. А в задаче – найти действие, с помощью которого можно узнать -количество (число) конфет.

-Чтобы узнать, сколько конфет получил Миша, нужно из 4 вычесть 2, получим 2.

-Ответ: Миша получил 2 конфеты.

-Это загадка, потому что стоит такой вопрос « О каких «сыновьях» идет речь?»

-Это пальцы.

-На одной руке 5 пальцев. Сколько пальцев на двух руках?

-Чтобы узнать сколько пальцев на двух руках, нам нужно к 5 прибавить 5, получим 10.

-На двух руках 10 пальцев.



Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять –
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем то же
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим.
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка
На четыре – руки шире
Пять руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.


Повторяют за учителем.

Регулятивные УУД:, принимать учебную задачу.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Сейчас мы проверим, умеете ли вы составлять задачу по рисунку с.37, №2.
- Посмотрите на иллюстрацию, что вы можете рассказать?


- О чем будет ваша задача?

- Расскажите условие задачи и дополните её требованием.
- Какое правило мы должны помнить? 
- Сформулируйте требование к этой задаче.



-Вспомните какую-нибудь загадку про то, что изображено на рисунке. Предложите одноклассникам ее отгадать.

-Отгадайте загадку.



-С.39, №2


- На иллюстрации мы видим, 17 морковок, одну морковку сорвал мальчик.











-Задача будет о моркови.

-

-Требование должно быть связано с условием.

- На грядке росло 18 морковок. Одну морковку сорвал Миша. Сколько морковок осталось на грядке?


-Красна девица сидит в темнице, а коса - на улице. Что это?

-Морковь.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.

Самостоятельная работа

-Открываем рабочую тетрадь на странице 53

-Выполним №1.

-Один ребенок читает, остальные следят пальчиком.


-Выполните данное задание самостоятельно, потом выполним самопроверку.(подчеркивать простым карандашом)

-Проверим данный номер. Один ученик отвечает, остальные проверяют. Прочитай требования задач, которые ты подчеркнул и докажи, что это задачи.





-Верно, ребята.

-Выполним №2.

-Прочитайте про себя задачу.








-Что нам показывают нижние соединения в виде дуг?


-Сколько ушей у одного зайчика?

-Значит, что мы запишем в нижние квадратики?

-Что нам показывает верхняя дуга?


-А нам известно, сколько ушей у трех зайцев?

-Значит, что мы запишем в пустую клеточку?


-Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько ушей у трех зайцев?


- Т.е. сколько ушей у трёх зайцев?

-Прочитайте ниже под схемой текст и заполните пропуск.













-Подчеркивают 1 и 3 требование.



-Я подчеркнул следующие требования:

Сколько всего яблок?

Найди число квартир в доме.

-Это задачи, потому что стоит вопрос «сколько» и «найди». Нужно будет найти действие, с помощью которого можно узнать количество неизвестного.



-Нижние соединения показывают количество зайчиков.


-В нижние квадратики запишем 2.

-Верхняя дуга показывает количество ушей у трех зайцев.

-Нет

-В пустую клеточку мы запишем знак «?»

-Чтобы узнать, сколько ушей у 3 зайцев, нам нужно к 2 прибавить 2 и еще 2, получится 6.

-У трех зайцев 6 ушей.

-Внимательно читают текст и записывают 6.

Коммуникативные УУД: включаться в диалог, в коллективное обсуждение; проявлять инициативу и активность, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться; признавать свои ошибки.


Рефлексивно - оценочные действия

- Ребята, что мы сегодня узнали нового?


-Повторим еще раз, чем же они отличаются друг от друга?

В задаче всегда есть условие, из которого мы узнаём, какие даны числа и что они обозначают, и требование, из которого мы узнаём, что надо найти.

-Задание для умняшек, обведите страницу 54 и выполните № 3,4.

- Сегодня мы узнали чем отличаются друг от друга загадки и задачи.

- В загадке нужно узнать, что это такое. А в задаче – найти действие, с помощью которого можно узнать количество неизвестного.