Конспект урока по математике
по теме «Доли».
Цели урока:
создать условия для формирования общих представлений о доле числа, их записи и чтения.
а) предметные:
-развивать математическую речь с введением нового понятия;
-учить выполнять наглядное сравнение долей;
-учить решать задачи с использованием долей числа;
б) метапредметные:
-учить выполнять практические задания по инструкции учителя;
в) личностные:
-формировать самостоятельность, логическое мышление;
-воспитывать доброжелательность при работе в парах.
Задачи:
Выполнить практические задания по инструкции учителя;
Выполнить наглядное сравнение долей
Решать задачи с использованием нового материала;
Воспитывать доброжелательность при работе в парах.
Оборудование: мандарины, круги, разноуровневые карточки для самостоятельной работы.
Предполагаемый результат:
все дети научатся читать и записывать доли;
Коммуникативные УУД:
1) развивать умение слушать и понимать других;
2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
Регулятивные УУД:
1) развивать умение высказывать своё предположение, открывая новые знания.
2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные УУД:
1) представлять информацию в виде схемы;
2) учить делать выводы на основе анализа объектов;
3) учить обобщать и классифицировать по признакам.
Личностные УУД:
1) формировать положительное эмоциональное отношение к школе, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ХОД УРОКА
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
1) Актуализация опорных знаний. Устный счет.
- Постарайтесь выполнить задание правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.
Запишите только ответы в строчку, через запятую.
* Число 25 разделить на 25.
* На сколько число 26 больше, чем 9?
*Во сколько раз число 48 больше 8?
*Число 7 увеличьте на 6.
*Число 7 увеличьте в 4 раза.
* Число 25 уменьшите на 6.
*Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см..
*Число 5 увеличьте в 3 раза.
Проверьте ваши ответы с доски. Какое слово у вас получится если расставить числа в порядке возростания.
2) Формулирование темы и целей урока.
-Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
- Посмотрите м/ф!
-Почему рассердился волк? (Ему не досталось апельсина.)
-В чем его ошибка? (Он не умеет дружить)
-Что получил каждый из животных мультфильма? (Дольку апельсина)
- Где в жизни вы встречали это слово?
Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)
- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)
Формулирование цели и темы урока
-Так какая тема нашего урока?
- Какую цель перед собой поставим?
Что вы хотите узнать на уроке по этой теме? (Узнать что такое доля.)
1) Постановка проблемы, введение нового понятия.
-А как это разделить на доли? Что такое доля?
На доске:
ДОЛЯ ЧАСТЬ
Беру яблоко и говорю:
-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?
-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.
-Правильно я поступила?
-Получились доли?
-Почему?
-А как правильно разрезать?
-Какой вывод можно сделать?
В жизни людям часто приходится делить целое на равные части, доли. Самая известная доля – это половина. В жизни приставка «пол» встречается очень часто: полкилограмма, полкусочка, полчаса. Доли появляются, когда нужно целое разделить на равные части, допустим, полбуханки хлеба или полчаса.
Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько частей разделили целое. Разделили на две части – половина (Рис. 1).
Рис. 1. Половина – целое, разделенное на две части
Если разделили на три – это треть (Рис. 2).
Рис. 2. Треть – целое, разделенное на три части
Разделили на четыре части – четверть (Рис. 3).
Рис. 3. Четверть – целое, разделенное на четыре части
- Как это записать? Сначала была половина, потом треть, затем четверть… Надо же различать доли при записи.
На доске дети видят следующую запись: ¼
(написать на доске все дроби1/2,1/3,1/4)
- Что эти записи обозначают?
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .
- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?
- А число над чертой?
-В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое(знаменатель), а верхняя – сколько таких частей взяли(числитель)
На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»
- Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.
- А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и На доске: «Одна какая»
Сведения из истории
Уже в древности люди пользовались долями. Для записи, например, в Китае использовали точку, чтобы обозначить долю (Рис. 5).
Рис. 5. Запись долей в Древнем Китае
А в Древнем Египте доли записывали, как показано на рисунке 6.
Рис. 6. Запись долей в Древнем Египте
1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа.
- На сколько долей разделена фигура?
- Какие они между собой?
- Сколько долей?
- Как назвать одну долю?
- Запишите.
- Как по другому назвать ½, 1/3, ¼.
Рис. 4. Различные доли
2) Поиск названия долей в пословицах
- Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.
* Один блин и тот пополам.(1/2)
* Один улей – улей, а пять – пасека.(1/5)
* Семеро одного не ждут.(1/8)
Запись долей
Потренируемся записывать доли. Для того чтобы записывать доли, нужно выполнять действия по алгоритму.
· Сначала надо посчитать, на сколько равных долей разделено целое, и записать это число под чертой.
· Затем посчитать, сколько долей закрашено, и это число записать над чертой.
Задание 1
Рис. 7. Иллюстрация к заданию 1
Посчитаем, на сколько частей разделен прямоугольник (рис. 7). Он разделен на пять частей, значит, число 5 запишем под чертой: . А закрашена всего одна часть, значит, над чертой запишем единицу: . Доля читается «одна пятая».
Задание 2
Рис. 8. Иллюстрация к заданию 2
Прямоугольник разделен на десять частей (рис. 8). Записываем внизу десять: . Закрашена одна доля, пишем над чертой единицу: . Читается «одна десятая».
Задание 3 (Сравнение долей)
В одном классе часть учеников занимается в музыкальной школе, учеников занимаются в спортивной школе, а учеников занимаются в художественной школе. Где занимается больше детей?
Решение
Обратим внимание на число, которое записано под чертой. Оно во всех трех долях одинаковое, потому будем сравнивать только те числа, которые стоят сверху, а там стоят числа 1, 2 и 4. Изобразим на рисунке (Рис. 9).
Рис. 9. Иллюстрация к решению задачи 3
По рисунку видно, что четыре доли – это больше, чем две или одна. Поэтому делаем вывод: (больше, чем и ).
Пример
Рассмотрим три доли: , и . Если над чертой количество долей одинаковое, то будем сравнивать число, которое записано под чертой: 2 доли, 3 доли или 4 доли.
Рассмотрим рисунок 10. Записанные справа доли соответствуют отрезкам слева.
Рис. 10. Иллюстрация к примеру
Отрезок, соответствующий доле больше отрезка, соответствующего доле , а отрезок, соответствующий доле больше отрезка, соответствующего доле . Значит: . Делаем вывод: если наверху количество долей одинаковое, то чем меньше внизу число, тем доля больше.
Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля
- Что сейчас выполняли? Чему учились?
(если будет время)
1) Домашнее задание: с. 93 №5
2)- Вернемся к теме, целям и плану нашего урока.
- Что такое доля?
- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?
- Что обозначают числа в записи дробей?
Вернемся к м/ф «Апельсин».
- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?
- Какие это будут части?
Самооценка успешности
Результат урока.
Урок для меня прошёл с пользой. Я понял, что такое доли и могу объяснить другим.
Урок для меня прошёл с пользой. Но тема доли для меня недостаточно понятна.
Мне было трудно на уроке.