СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по математике по теме «Доли» 3 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по математике по теме «Доли» 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по математике по теме «Доли» 3 класс»

Конспект урока по математике

по теме «Доли».

Цели урока:

 создать условия для формирования общих представлений о доле числа, их записи и чтения.

а) предметные:

-развивать математическую речь с введением нового понятия;

-учить выполнять наглядное сравнение долей;

-учить решать задачи с использованием долей числа;

б) метапредметные:

-учить выполнять практические задания  по инструкции учителя;

в) личностные:

-формировать самостоятельность, логическое мышление;

-воспитывать доброжелательность при работе в парах.

Задачи: 

 Выполнить практические задания по инструкции учителя;

 Выполнить наглядное сравнение долей

 Решать задачи с использованием нового материала;

 Воспитывать доброжелательность при работе в парах.

Оборудование:  мандарины, круги, разноуровневые карточки для самостоятельной работы.

Предполагаемый результат:

 все дети научатся читать и записывать доли;

Коммуникативные УУД:

1) развивать  умение слушать и понимать других;

2)строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД:

1) развивать  умение высказывать своё предположение, открывая новые знания.

2) формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

1) представлять информацию в виде схемы;

2) учить делать выводы на основе анализа объектов;

3) учить обобщать и классифицировать по признакам.

Личностные УУД:

1) формировать положительное эмоциональное отношение к школе, мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



ХОД УРОКА



Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

1) Актуализация опорных знаний. Устный счет.

- Постарайтесь выполнить задание правильно и узнаете, какой сюрприз я вам подготовила.

Запишите только ответы в строчку, через запятую.

* Число 25 разделить на 25.

 * На сколько число 26 больше, чем 9?

*Во сколько раз число 48 больше 8?

*Число 7 увеличьте на 6. 

*Число 7 увеличьте в 4 раза.

* Число 25 уменьшите на 6.

*Найдите площадь прямоугольника, если его стороны 2 и 5 см..

*Число 5 увеличьте в 3 раза.

Проверьте ваши ответы с доски. Какое слово у вас получится если расставить числа в порядке возростания.

2) Формулирование темы и целей урока.

-Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике? Этот вкусный фрукт поможет вам определить тему сегодняшнего урока.

- Посмотрите м/ф!

-Почему рассердился волк? (Ему не досталось апельсина.)

-В чем его ошибка? (Он не умеет дружить)

-Что получил каждый из животных мультфильма? (Дольку апельсина)

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

- В математике такие части от целого называются доли. (карточка на доске)

Формулирование цели и темы урока

-Так какая тема нашего урока?

- Какую цель перед собой поставим?

Что вы хотите узнать на уроке по этой теме? (Узнать что такое доля.)

1) Постановка проблемы, введение нового понятия.

-А как это разделить на доли? Что такое доля?

На доске:

ДОЛЯ ЧАСТЬ

Беру яблоко и говорю:

-С апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?

-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?

-Какой вывод можно сделать?

В жизни людям часто приходится делить целое на равные части, доли. Самая известная доля – это половина. В жизни приставка «пол» встречается очень часто: полкилограмма, полкусочка, полчаса. Доли появляются, когда нужно целое разделить на равные части, допустим, полбуханки хлеба или полчаса.


Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько частей разделили целое. Разделили на две части – половина (Рис. 1).

 

Рис. 1. Половина – целое, разделенное на две части

Если разделили на три – это треть (Рис. 2).

Рис. 2. Треть – целое, разделенное на три части

Разделили на четыре части – четверть (Рис. 3).

Рис. 3. Четверть – целое, разделенное на четыре части

- Как это записать? Сначала была половина, потом треть, затем четверть… Надо же различать доли при записи.

На доске дети видят следующую запись: ¼

(написать на доске все дроби1/2,1/3,1/4)

- Что эти записи обозначают?

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Как вы думаете, что обозначает число под чертой?

- А число над чертой?

-В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое(знаменатель), а верхняя – сколько таких частей взяли(числитель)

На доске карточки: «на сколько частей разделили», « сколько долей взяли»

- Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

- А при чтении дроби сначала произносится верхняя цифра в виде количественного числительного женского рода – одна, а затем нижняя цифра как порядковое числительное – вторая, третья, четвёртая и На доске: «Одна какая»

Сведения из истории

Уже в древности люди пользовались долями. Для записи, например, в Китае использовали точку, чтобы обозначить долю (Рис. 5).

Рис. 5. Запись долей в Древнем Китае

А в Древнем Египте доли записывали, как показано на рисунке 6.

Рис. 6. Запись долей в Древнем Египте

1) Упражнения в образовании и записи долей. Фронтальная работа.

- На сколько долей разделена фигура?

- Какие они между собой?

- Сколько долей?

- Как назвать одну долю?

- Запишите.

- Как по другому назвать ½, 1/3, ¼.

Рис. 4. Различные доли

2) Поиск названия долей в пословицах

- Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.

* Один блин и тот пополам.(1/2)

* Один улей – улей, а пять – пасека.(1/5)

* Семеро одного не ждут.(1/8)

Запись долей

Потренируемся записывать доли. Для того чтобы записывать доли, нужно выполнять действия по алгоритму.

· Сначала надо посчитать, на сколько равных долей разделено целое, и записать это число под чертой.

· Затем посчитать, сколько долей закрашено, и это число записать над чертой.

Задание 1

Рис. 7. Иллюстрация к заданию 1

Посчитаем, на сколько частей разделен прямоугольник (рис. 7). Он разделен на пять частей, значит, число 5 запишем под чертой: . А закрашена всего одна часть, значит, над чертой запишем единицу: . Доля читается «одна пятая».

Задание 2

Рис. 8. Иллюстрация к заданию 2

Прямоугольник разделен на десять частей (рис. 8). Записываем внизу десять: . Закрашена одна доля, пишем над чертой единицу: . Читается «одна десятая».

Задание 3 (Сравнение долей)

 В одном классе  часть учеников занимается в музыкальной школе,  учеников занимаются в спортивной школе, а  учеников занимаются в художественной школе. Где занимается больше детей?

Решение

Обратим внимание на число, которое записано под чертой. Оно во всех трех долях одинаковое, потому будем сравнивать только те числа, которые стоят сверху, а там стоят числа 1, 2 и 4. Изобразим на рисунке (Рис. 9).

Рис. 9. Иллюстрация к решению задачи 3

По рисунку видно, что четыре доли – это больше, чем две или одна. Поэтому делаем вывод:  (больше, чем  и ).

Пример

Рассмотрим три доли:  и . Если над чертой количество долей одинаковое, то будем сравнивать число, которое записано под чертой: 2 доли, 3 доли или 4 доли.

Рассмотрим рисунок 10. Записанные справа доли соответствуют отрезкам слева.  

Рис. 10. Иллюстрация к примеру

Отрезок, соответствующий доле  больше отрезка, соответствующего доле , а отрезок, соответствующий доле  больше отрезка, соответствующего доле . Значит: . Делаем вывод: если наверху количество долей одинаковое, то чем меньше внизу число, тем доля больше.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

- Что сейчас выполняли? Чему учились?

(если будет время)

1) Домашнее задание: с. 93 №5

2)- Вернемся к теме, целям и плану нашего урока.

- Что такое доля?

- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

- Что обозначают числа в записи дробей?

Вернемся к м/ф «Апельсин».

- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?

- Какие это будут части?

Самооценка успешности

Результат урока.

  • Урок для меня прошёл с пользой. Я понял, что такое доли и могу объяснить другим.

  • Урок для меня прошёл с пользой. Но тема доли для меня недостаточно понятна.

  • Мне было трудно на уроке.


Скачать

© 2019, 6077 191

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!