Урок математики в 3 классе.
Тема: «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость».
Цели урока:
1. Познакомить с новым типом задач; терминами «цена», «количество», «стоимость».
2. Развивать навыки счета, творческое мышление, память.
3. Воспитывать любовь к математике.
Ход урока.
I. Организационный момент
Без математики, друзья,
Прожить на свете просто нельзя.
Без нее ты совсем пропадешь.
Даже номера дома не найдешь,
И хлеба не купишь,
Рубля не сочтешь,
Что по чем не узнаешь,
А, узнав, не поймешь.
II. Сообщение темы и целей урока
Ребята, сегодня на уроке мы немного поиграем в очень интересную игру, в которую, наверняка, играл каждый из вас и не один раз.
Но, чтобы узнать что это за игра вам необходимо решить все задания из
увлекательного устного счета.
III. Устный счет
Две весёлые мартышки
Покупать ходили книжки.
И купили книг по 5,
Чтобы было, что читать.
Только глупые мартышки
Сосчитать не могут книжки.
Ты мартышкам помоги,
Сколько книг у них, скажи? (5 х 2 =10)
3 бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих.
Сколько каждому из них? (9 : 3 = 3)
Мышка зёрна собирала
И по 2 зерна таскала.
Принесла уже 5 раз.
Каков мышенькин запас? (2 х 5 = 10)
3 котенка в лес пошли,
И по 6 грибов нашли.
Сосчитайте, кто готов,
Сколько найдено грибов? (6·3 = 18)
16 тетрадок Мурзик взял,
Он зверятам их раздал.
Каждый по 2 получил,
Сколько зверяток
Учитель учил? (16:2 = 8)
У двух девочек-малышек
Было по 6 толстых книжек. .
Дайте нам ответ скорей,
Сколько книг у малышей? (6*2=12)
5 зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу.
Насчитали 10 штук.
Как делить забыли вдруг.
Разделите- ка, ребятки.
Помогите-ка зайчаткам! (10:2=5)
- Молодцы! Итак, мы сегодня с вами играем в МАГАЗИН.
IV. Работа над новой темой.
(Знакомство с терминами и с решением задач можно провести в форме игры «в магазин». Создается «витрина» — выставляются тетради, карандаши, ручки, пеналы, книги. На вещах обозначена цена — прикреплены этикетки: «Цена 3 руб.»)
- Сегодня мы будем играть в магазин (выбирают продавца, остальные — покупатели), делать покупки, решать задачи о покупках. Посмотрите на витрину. - Что продаётся в магазине? (дети перечисляют)
- На вещах обозначена цена. Назовите цену тетради, ручки, карандаша, т. д.
— Что же показывает цена? (Сколько стоит один предмет.)
Далее «покупатель идёт в магазин» и «покупает», например, 5 тетрадей по 2 руб.
— Что такое 5? (Это количество предметов, купленных покупателем.)
— Сколько денег он должен заплатить? (10руб.)
- 10 руб.- стоимость покупки, т.е. сколько всего денег заплатили.
- К подобным задачам не составляют краткую запись, а заносят данные в таблицу (на доске таблица)
2 руб.- цена
5 штук – количество
10 руб.- стоимость покупки, т.е. сколько всего денег заплатили
- Как нашли 10 руб.? (2*5= 10.)
- Чтобы найти С.(стоимость)= Ц (цену) * К (количество)
Далее ещё несколько покупателей совершают «походы в магазин». Данные заносятся в таблицу, работа проводится аналогично.
V. Закрепление.
№ 1, с. 20.
Ученики составляют таблицу, вносят данные цены.
Оперируют терминами: цена, количество, стоимость.
цена | количество | стоимость |
? | 3 | 15р. |
5р. | 3 шт. | ? |
5р. | ? | 15 р. |
При решении задачи отмечается:
С = Ц*К «Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество».
Ц = С : К «Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество».
К = С : Ц «Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену».
V. Физкультминутка
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
VI. Работа над пройденным материалом
А теперь давайте решим с вами задачу. (про свечу на экране)
Кто попробует составить задачу, обратную данной? (у доски 1 человек)
VII. Итог урока и домашнее задание.
- Давайте повторим все, что сегодня узнали.
Блиц-опрос:
Сумма денег за всю покупку – это … (стоимость).
Количество денег за единицу товара – это … (цена).
Число единиц товара – это … (количество).
Чтобы найти количество, надо … (стоимость разделить на цену).
Чтобы найти стоимость, надо … (цену умножить на количество).
Чтобы найти цену, надо … (стоимость разделить на количество).
Оценивание детей.
д/з № 7, с. 20.
цена | количество | стоимость |
| | |
| | |
| | |
цена | количество | стоимость |
| | |
| | |
| | |
цена | количество | стоимость |
| | |
| | |
| | |
цена | количество | стоимость |
| | |
| | |
| | |
цена | количество | стоимость |
| | |
| | |
| | |
цена | количество | стоимость |
| | |
| | |
| | |
цена | количество | стоимость |
| | |
| | |
| | |
М | А | Г | А |
3 | 18 | 10 | 12 |
З | И | Н | |
8 | 5 | 10 | |