Конспект урока
«Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинокими знаменателями»
(8 класс)
Подготовила:
учитель математики
МОУ СОШ №20 имени Н.З. Бирюкова
Комиссарова Анна Юрьевна
г.о. Орехово-Зуево
ФИО: Комиссарова Анна Юрьевна
Место работы: МОУ СОШ №20 имени Н.З. Бирюкова, г. о. Орехово-Зуево
Должность: учитель математики
Предмет: математика
Класс: 8»А»
Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и отработки навыков
Вид урока: учебный практикум
Приобретенная компетентность: предметная
Цель урока: отработать умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять данный навык к решению типовых задач.
Эта цель достигается через следующие задачи урока:
Образовательная:
– создать условия для формирования у учащихся умения решать типовые задач по данной теме.
Развивающая:
– составить комплекс упражнений, которые позволят развивать у учащихся устную и письменную речь, элементы логического мышления: анализ, обобщение, сравнение, конкретизация, сопоставление, индукция, дедукция.
Воспитательная:
– организовать деятельность учащихся на уроке, позволяющую воспитывать в учащихся самостоятельность, самоконтроль, взаимоконтроль, коммуникабельность, ответственность, аккуратность.
Оборудование и наглядность: доска, компьютер, мультимедиа проектор, презентация, раздаточный материал.
Организационный момент
- Здравствуйте, Садитесь! Рада вас всех видеть. Проверьте, пожалуйста, все ли вы готовы к уроку: дневник, учебник, тетрадь, пенал.
Сообщение темы цели урока
Тема нашего сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание алгебраических дробей
с одинаковыми знаменателями». (слайд 1)
Цель нашего урока: отработать умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять данный навык к решению типовых задач.
- Напоминаю ребята, что каждый урок, это трудный и познавательный процесс, от того как вы будете организовывать свою деятельность, будет зависеть ваша успеваемость и оценка за урок, которая будет складываться из всей вашей учебной деятельности на каждом этапе урока (на партах лежат каточки личной успеваемости) У вас у каждого на столах листочки. Заранее подпишите. На первом листочке вы будите проставлять оценки за конкретное задание, и рядом свое эмоциональное состояние (номер смайлика). Итоговую оценку выставлю я и сообщу ее я вам на следующем уроке.
Проверка домашнего задания.
Какие трудности возникли при выполнении домашней работы?
Актуализация знаний
а) фронтальный опрос (Слайд 2)
1.Какая дробь называется алгебраической? (Алгебраическая дробь – выражение
, где многочлен Р(х)-числитель алгебраической дроби, а Q(х)-ее знаменатель)
2. Когда алгебраическая дробь равна нулю? (Когда числитель равен 0)
3. Когда алгебраическая дробь не имеет смысла? (Когда знаменатель равен 0)
4. Что называется сокращением дроби? (Основное свойство алгебраической дроби – и числитель и знаменатель алгебраической дроби можно умножить (разделить) на один и тот же не равный 0 многочлен.)
5. Сформулируйте правило сложения (вычитания) дробей с одинаковыми знаменателями. (При сложении (вычитании) алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями складываются (вычитаются) их числители, а знаменатель остается тем же.)
б) устная работа (Слайд 3)
в) самостоятельная работа с взаимопроверкой (Слайд 4-6, 7 проверка)
4. закрепление пройденного материала
а) Решаем вместе с комментариями:
1. Представьте в виде несократимой дроби:
;
Решение:
Найдите значение выражения:
Решение:
б) Решение задач из задачника. Алгебра 8 кл., часть 2, Мордкович № 3.20(а, в) стр 30 (у доски)
, стр 31
5. Выполнение работы в группах и анализ результатов.
Каждой группе выдаются тестовые задания, выполнив которое получают слово – фамилию известного математика (работа в парах)
№ | Задание | Вариант ответа | Буква |
1 | | | О |
| Г |
| К |
2 | | | Л |
| Е |
| А |
3 | | | Б |
х + 10 | Л |
| В |
4 | | | У |
| М |
| Р |
5 | | | А |
| Н |
| Ь |
№ | Задание | Вариант ответа | Буква |
1 | | | Г |
| Б |
| В |
2 | | | З |
| А |
| Д |
3 | | | У |
| Щ |
| О |
4 | | | С |
| Е |
| М |
5 | | | И |
| С |
| Л |
№ | Задание | Вариант ответа | Буква |
1 | | | А |
| В |
| Г |
2 | | | И |
| П |
| К |
3 | | | Б |
| Р |
| Е |
4 | | | Т |
| О |
| Д |
№ | Задание | Вариант ответа | Буква |
1 | | | Д |
| Б |
| О |
2 | | | П |
| Е |
| М |
3 | | | К |
| С |
| В |
4 | | | У |
| А |
| Л |
5 | | | Р |
| Х |
| Г |
6 | | | Э |
| Т |
| И |
Таблица ответов:
Проверьте качество выполнения задания.
Получилось ли у вас из полученных букв имя известного математика?
- если вы правильно ответили на все вопросы, то получили оценку “ОТЛИЧНО”!!!
- если Вы допустили ошибку в одном шаге – неплохо, но ученый, наверно, обиделся бы. Вы получили оценку “ХОРОШО”!
- если Вы ошиблись в двух шагах, то вы плохо слушали учителя на уроке и Вам придется прочитать тему в учебнике алгебры. Вы получили оценку “УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.
- если Вы ошиблись более, чем в двух шагах, то вы совсем не слушали учителя на уроке и Вам придется очень внимательно прочитать учебник алгебры. Вы получили оценку “НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО”.
Слайд 9-12.
6. Рефлексия урока
- мы сегодня с вами складывали и вычитали алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями, применяли формулы сокращенного умножения. Давайте еще раз их проговорим
- вспомним как сложить (вычесть) алгебраические дроби с одинаковыми знаменателями
IХ. Домашнее задание: Решить задачи № 3.28, 3.20 (б, г) и составить 5 примеров на сложение и вычитание алгебраических дробей; найти информацию о математиках, имена которых мы сегодня услышали.
Слайд 13.
Спасибо за урок!