Автор: Рыбакова Марина Юрьевна
Полное название образовательного учреждения: МБОУ «СОШ №3»
Предмет: математика. Класс: 3
Тема урока: Сложение и вычитание в пределах 1000.
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель: закрепить приемы устного и алгоритмы письменного сложения и вычитания, учиться применять их при вычислениях в пределах 1000; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать задачи; развивать умение анализировать и обобщать; закреплять умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты
ПРЕДМЕТНЫЕ: выполнять приемы устного и алгоритмы письменного сложения и вычитания, применять их при вычислениях в пределах 1000; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать задачи;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
Личностные УУД
интерес к новому учебному материалу; способам решения учебных задач;
навыки оценки и самооценки результатов учебной деятельности
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и товарищами;
выполнять учебные действия в устной и письменной и во внутреннем плане;
Получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу;
принимать роль в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД
кодировать и перекодировать информацию в знаково-символической форме;
классифицировать объекты по разным основаниям;
Получат возможность научиться:
сравнивать, проводить классификации по самостоятельно выделенным основаниям и формулировать на этой основе выводы.
Коммуникативные УУД
принимать участие в работе парами и группами, используя для этого речевые и другие коммуникативные средства;
допускать существование различных точек зрения;
использовать в общении правила вежливости.
Получат возможность научиться:
принимать другое мнение и точку зрения;
договариваться, приходить к общему решению;
адекватно использовать средства устного общения.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, эвристический.
Время реализации урока: 1 урок (45 минут)
Авторский медиапродукт:
1. Редактор Microsoft Power Point, текстовый редактор Microsoft Word, проигрыватель Windows Media.
2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала, просмотр и прослушивание видео. https://ok.ru/video/3200845132
https://youtu.be/s3O8Sp2o3Jc
Необходимое оборудование и материалы для урока- проектор, колонки, презентация к уроку, видео.
Ход урока:
Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!» Я приглашаю вас к совместной работе.
Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за целый урок? (45)
Я желаю вам сегодня сделать как можно больше хороших дел.
Сегодня к нам на урок я пригласила очень известного героя, хочу вас познакомить с ним, кто же это, давайте посмотрим (I часть мультфильма)
Узнали?!(Антошка)
Совершенно верно!!! Каждое выполненное задание вы будете оценивать в маршрутных листах. По каждому этапу урока есть критерии оценивания, в конце урока посчитаете кол-во баллов и оцените себя. Итак, давайте будем сегодня на уроке совершать хорошие дела вместе с нашим героем- Антошкой! Отправляемся в путь!
Актуализация знаний
Устный счет. Игра «Шифровальщик»
Решите примеры. С какого примера начнёте?
Фронтальная работа:
-Начнем с устного счета! Но, что думает по этому поводу наш Антошка, смотрим (II часть мультфильма: это нам задавали, это мы не проходили)
- Согласны с ним?!(Нет)
-Давайте докажем ему, что это мы знаем и совершим хорошее дело!
(На слайде подсолнух, на каждом лепестке выражения)
- Посмотрите, лежит Антошка без дела под подсолнухом, а подсолнух не простой математический. Давайте найдем значения выражений:
830-300 240-30 50+450 | 860+40 760-40 380+60 360+40 | 260-70 70+630 320-200 |
-Оцените себя! В жизни вам часто придется вычислять устно, а я хочу, чтобы вы с этим справлялись хорошо.
III. Постановка проблемной ситуации:
- Ребята, а на какие две группы можно разделить данные выражения? (сложение и вычитание)
- Сформулируйте тему урока? (Сложение и вычитание в пределах 1000)
- Чтобы не допустить ошибок при нахождении данных значений выражений чем необходимо руководствоваться?
- Необходимо знать приемы устного и алгоритмы письменного сложения и вычитания.
-Какова же цель нашего урока?
- Закрепить приемы устного и алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000.
IV. Работа по теме урока:
Решение уравнений. Парная работа.
Каждая минута нам дорога, выполним еще одно хорошее дело:
На экране даны уравнения. Я предлагаю вам поработать в парах.
х+120=320 х-440=320 260+х=480
- Давайте проверим ваши решения на экране:
- По какой теме мы повторили наши знания? (Сложение и вычитание круглых трехзначных чисел)
- Какие приемы устного сложения и вычитания вы использовали?
(При сложении круглых трехзначных чисел: сотни складываем с сотнями, десятки с десятками.
При вычитание круглых трехзначных чисел: сотни вычитаем из сотен, десятки вычитаем из десятков.)
Работа с учебником:
-Давайте обратимся к учебнику с. 77 №7.
456-184 527-519 | 166+334 292+468 |
- Что необходимо выполнить? (Найти значения выражения)
- По какой теме подобрали данное задание (Вычитание и сложение трехзначных чисел не оканчивающихся нулем.)
- Как удобно находить значения данных выражений? Почему? (Письменно, потому что вычислить устно трудно)
- Чем будем руководствоваться при нахождении значений выражений (Алгоритмом)
-Назовите его?
Алгоритм: единицы складываю с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями.
- Найдем значения выражения 2 столбцов.
Выполним задание по вариантам: с комментированием у доски первое выражение из первого столбца и первое выражение из второго столбца, остальные самостоятельно в тетрадях и 2 учащихся с обратной стороны доски. Затем проверим.
- Замечательно! Оцените себя!
V. Физкультминутка
Зарядку мы сделаем с Антошкой и ребятами.
- Ребята, мы совсем забыли об Антошке, к нему ведь пришли друзья, смотрим! (III часть мультфильма: пойдем копать картошку)
- Опять наш Антошка отказывается помогать! Так давайте же не будем такими вредными и ленивыми, как он, поможем ребятам!
Решение задачи разного уровня:
1 группа.
Дети отправились на копку картофеля. С первого поля выкопали 140 кг картофеля, а со второго на 60 кг картофеля больше. Сколько килограммов картофеля выкопали со второго поля?
2 группа.
Дети отправились на копку картофеля. С первого поля выкопали 140 кг картофеля, со второго на 60 кг картофеля больше. Сколько килограммов картофеля выкопали с двух полей?
3 группа.
Дети отправились на копку картофеля. С первого поля выкопали 140 кг картофеля, со второго на 60 кг картофеля больше, а с 3 участка на 40 кг меньше, чем со второго поля. Сколько килограммов картофеля выкопали с трёх участков?
- О чем эта задача?
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Какие знания применили в данном задании? (Сложение и вычитание с переходом через десяток)
- Какой вычислительный прием использовали? (Чтобы сложить с переходом через десяток необходимо дополнить число до сотен и прибавить оставшееся число;
Чтобы вычесть с переходом через десяток, необходимо уменьшить число до сотен и вычесть оставшееся число)
Вывод:
- Какие мы с вами молодцы! Сколько много хороших дел выполнили: повторили много нужного, выкопали картофель. Так держать!
- Наверное, нам всем нужно отдохнуть, как считаете? (IV часть мультфильма: сыграй на гармошке)
Не устали делать хорошие дела? А я предлагаю вам еще одно хорошее дело! Поможем Антошке? Выполним геометрическое задания в группах. Соберите поле прямоугольной формы, наклейте и измерьте длину и ширину.
Решение геометрической задачи в парах. На следующий год Антошка будет сажать картошку, просит найти периметр этого поля.
1 группа:
Длина прямоугольного поля 19 метров, ширина 10 метров. Найти периметр этого поля одним способом.
2 группа:
Длина прямоугольного поля 19 метров, ширина 10 метров. Найти периметр этого поля двумя способами.
3 группа:
Длина прямоугольного поля 19 метров, ширина 10 метров. Найти периметр этого поля одним способом. Найти площадь этого поля.
- Выполняем задание, затем проверяем.
VI. Рефлексия
- Давайте посмотрим, что происходит у Антошки? (V часть мультфильма: готовь скорее ложку).
- Почему же Антошка остался без обеда? Как он относился к своим друзьям, можно ли его назвать другом? (Антошка не помогал своим друзьям, поэтому получил по заслугам)
А давайте проанализируем, заслужили ли мы сегодня обед?
Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.
«М» (мизинец) – мысли, знания, информация.
- Что нового я сегодня узнал?
- Какие знания приобрёл?
«Б» (безымянный) – близость к цели.
- Что я сегодня сделал и чего достиг?
«С» (средний) – состояние духа.
- Каким было моё настроение, расположение духа?
- Что было связано с положительными эмоциями?
«У» (указательный) –услуга, помощь, сотрудничество.
- Чем я сегодня помог другим?
- Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?
«Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
- Что я сегодня сделал для моего здоровья?
- Ребята мы с вами хорошо научились складывать и вычитать в пределах тысячи, используя вычислительные приемы, а чему мы еще не учились? (Умножать и делить в пределах тысячи)
VII. Оценивание в маршрутных листах. Домашнее задание.