___________________________________________________________________________
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 25 |
357551, Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Свободы, ул. Энгельса, 104 (8-8793) 31-69-98 Факс (8-8793) 31-69-98 e-mail: [email protected]
«Экскурс в Православные храмы г. Пятигорска как составляющей развития духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения»
Разработчик:
Попова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №25
г. Пятигорск
Цель: развитие системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования и воспитания детей.
Задачи:
1. Организовать исследовательскую и экспериментальную деятельность с детьми.
2. Помочь детям увидеть величие Божие не только в красоте и гармонии мироздания, но и в необъяснимых с научной точки зрения явлениях, противоречащих законам материального мира (чудеса православия).
3. Способствовать пробуждению благоговейного отношения к живой и неживой природе.
4. Способствовать росту творческого потенциала и познавательных мотивов детей.
5. Формировать у ребёнка основы культуры мышления и исследовательского поведения (навыки наблюдения и проведения экспериментов, логического мышления, установления причинно-следственных связей; умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, строить рассуждения, использовать научную терминологию, делать выводы и умозаключения; умение доказывать и защищать свои идеи).
6. Развивать коммуникативные навыки посредством групповых работ.
Актуальность данного занятия. В современном образовательном процессе учителю ОРКСЭ необходимо не только донести теоретическую информацию из учебника, необходимо, чтобы подрастающее поколение познавало историю того или иного памятника культуры при помощи исследовательского поведения, чтобы ребята самостоятельно добывали информацию из различных источников и проводили краткий анализ услышанного и прочитанного.
Выбор данной темы занятия не случаен, так как мною было проведено анкетирование учащихся, как ребята знают свой родной город на наличие православных храмов. Были выявлены следующие результаты. Данные результаты представлены в виде таблицы.
Кол-во анкетированных чел, % | Храм Христа Спасителя исцеляющего расслабленного при Овчей купели | Собор Архангела Михаила в Пятигорске | Церковь Георгия Победоносца на Краснослободском кладбище Пятигорска | Церковь Николая Чудотворца в Пятигорске | Церковь святого праведного Лазаря Четверодневного | Церковь Смоленской иконы Божией Матери | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы |
25 человек, 100 % | 20 человек, 80 % | 5 человек, 20 % | 4 человека, 16 % | 10 человек, 40 % | 20 человек, 80 % | 6 человек, 24 % | 25 человек, 100 % |
Таким образом, посчитала целесообразно провести обзор храмов
г. Пятигорске.
Подготовительный этап: посещение храмов г. Пятигорска, разделение класса на группы по подготовке материалов о каждом из храмов г. Пятигорска. Проведение анкетирования.
Ход занятия.
I Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Приветствие.
Учитель: Добрый день ребята. Я, надеюсь, что наше занятие пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства.
2. Определение темы занятия учениками.
Учитель: Определим тему урока, разгадав ключевое слово в викторине
а) Человек, который принял учение Иисуса Христа (христианин).
б) Что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога? (добро).
в) Правила, данные людям от Бога на горе Синай (заповеди).
г) Одно из дел милосердия (милостыня).
Какое ключевое слово у вас получилось?
(храм)
- Правильно.
- Сформулируйте тему нашего урока.
( «Храм», «Православный храм»).
Учитель: Итак, ребята, мы с вами сегодня подведем итоги наших походов в храмы г. Пятигорска, а также поговорим о православном храме, о жизни православных людей, выслушаем подготовленные сообщения.
Вы уже в процессе подготовки сообщений, ознакомились со строением храмов, с правилами поведения в нём. Теперь я предлагаю вам, подвести итог и высказать мнение как вы понимаете термин «Храм».
Ответы детей.
Итак, обратимся к словарям: «Храм (от праславного chormъ -храмъ — «дом») — культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Значение храмов часто гораздо шире обрядовых функций, ими выполняемых, и религиозных идей, которые они воплощают».
Итак, ребята, вы были разделены на группы и вы подготовили сообщения о выбранном храме г. Пятигорска. Выслушаем I группу.
I группа подготовила сообщение о Спасском Кафедральном соборе.
По плану Пятигорска, утвержденному в 1830 году, было определено место для каменного храма в центре города. Император Николай I при посещении Пятигорска выразил желание, чтобы началось сооружение каменного собора с пятью главами. Для его постройки была объявлена подписка на «пожертвование средств».
В 1832 году в Пятигорске побывал академик Тон, в течение всего лета он занимался проектами, среди которых был и проект «Храма Христа Спасителя». Копию этого проекта, но в уменьшенных размерах, он предложил для Пятигорского «каменного храма».
Проект был одобрен Николаем I в 1842 году, но к строительству приступили только в 1845 году, так как несколько лет собирали средства по всей России. Возведением храма руководил архитектор Кавказских Минеральных Вод С. И.
Уптон.
Храм был уже достроен до купола, и надо было только установить столбы для арок, как в 1853 году появились трещины. Строительство приостановили, а стены разобрали для укрепления фундамента.
18 января 1858 года указом Его Императорского величества была объявлена «повсеместная в Империи подписка для сбора добровольных пожертвований на восстановление и сооружение соборного храма в Пятигорске на месте разрушающегося». Курировать исполнение монаршего указа был назначен господин обер-прокурор, граф Алексей Петрович Толстой. На восстановительные работы было собрано 12918 р. 19 к. В 1864 году храм был доведен до купола, но для окончания работ не хватило средств. В 1865 году синод выделил дополнительно 10 тысяч рублей.
Храм был выполнен из местного камня, представлял собой огромное сооружение с пятью куполами и имел следующие размеры: высота до среднего креста 15 саженей при длине 13 1/3 сажени.
Строительство завершилось в 1867 году. 31 мая 1869 года Епископ Кавказский и Черноморский Феофилакт (Губин) совершил освящение собора во Имя Христа Спасителя. Собор имел три придела. Один из боковых приделов был освящен в честь Святого Великомученика и целителя Пантелеимона. В 1902 году в соборе был устроен придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящение которого совершил Преосвященный Владимир, Епископ Владикавказский и Моздокский, 29 августа 1902 года.
Главный алтарный иконостас – резной из дерева, отличался богатством художественной отделки. Внутренние стены собора в значительной своей части были побелены, лишь кое-где на стенах встречались изображения святых. На одной из стен – большое изображение “Воздадите Кесарево – Кесареви, а Божие – Богови”, на другой – Иверский образ Матери Божией.
Центральный барабан собора опирался на четыре мощные четырехгранные колонны. Этот барабан венчал полусферический купол с изображением Христа Спасителя, а на колоннах – четырех апостолов. Из центра потолка свисало огромное паникадило художественной работы.
У главного входа собора в стенных нишах размещались иконы – справа Спасителя, слева – Богородицы. Величиной они были в человеческий рост и составлены из цветных керамических плиток.
С начала XX века собор становится кафедральным для Архиерея Терской области. Перед революцией здесь находилась кафедра Епископа Арсения, потом Епископа Макария, а с первых дней Советской власти и по 30-е годы – архиепископа Мефодия (Абрамкина), расстрелянного в Пятигорской тюрьме в 1937 году.
В небольшом садике в соборной ограде, недалеко от алтарной части был похоронен в фамильном склепе генерал Евдокимов и его супруга.
В том же соборном садике, в его южном углу, под специально сооруженным навесом, висел огромный, весом в несколько тонн, медно-бронзовый колокол, язык которого приходилось раскачивать двум звонарям. Его благовест был слышен во всех концах города. Его чистый, тягучий звук слышали окраины и пригороды Пятигорска, доносился он даже до селения Юцы.
Собор был закрыт в 30-х годах XX века. Одно время в храме хранилось зерно. Впоследствии, в 1936 году Собор был взорван.
Тогда же была разрушена часовня над склепом Евдокимовых. Останки графа и его супруги были перезахоронены на Красно-Слободском кладбище (ныне городское кладбище). Бюст Евдокимова, книга о наградах, полученных покойным от императора, шпага переданы Пятигорскому краеведческому музею, там же находится архиерейское кресло из собора. Некоторые иконы были переданы в Лазаревскую церковь Пятигорска.
Камень, от взорванного собора использовали при постройке нового моста через реку Подкумок в поселке Свободы.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СПАССКОГО СОБОРА
Решение о восстановлении собора было принято в начале 90-х гг.
Кафедральный собор в Пятигорске было решено воздвигнуть на месте первого Спасского собора.
1 августа 1992 г. был установлен металлический крест. В 2004 г. при рытье котлована для будущего храма были обнаружены металлическая плита и каменный крест, заложенные в основание фундамента первого собора.
Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года правящим архиереем восстановленной Пятигорской и Черкесской епархии был назначен епископ Феофилакт (Курьянов). Его заботами и попечением строительство собора было завершено.
Собор, рассчитанный на тысячу молящихся, стал главным храмом Пятигорска, столицы Северо-Кавказского федерального округа, и в соответствии с Указом Патриарха — Кафедральным Собором епархии. В цокольном этаже собора обустроен зал на 300 человек, ставший молодежным центром епархии.
На южном фасаде храма установлены часы-куранты в соответствии с первоначальным проектом Спасского собора.
Вместе со Спасским собором была восстановлена и историческая соборная площадь — таким образом, Пятигорску одновременно возвращены два утраченных в прежние годы символа.
14 декабря 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора во Имя Христа Спасителя, исцеляющего расслабленного при Овчей купели, и первую Божественную литургию в новоосвященном храме.
На богослужении присутствовали многочисленные верующие, казачество, официальные лица, в том числе, Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, заместитель председателя Правительства РФ Александр Геннадьевич Хлопонин оказавший основную финансовую поддержку строительству и благоукрашению Спасского собора, губернатор Ставропольского края, глава города-курорта Пятигорска Лев Травнев.
Престольный день храма — третье воскресенье после Пасхи, в Неделю 4-ю о Расслабленном
Вывод. Храм является украшением г. Пятигорска и его культурной части города «Цветник». Его посещают как жители, так и гости города Пятигорска. Спасский Кафедральный собор - это современный храм, у которого есть сайт в сети Интернет, а также социальная страница в инстаграмм. На данных страницах есть очень много познавательных и интересных фактах и событиях храма.
Учитель: Спасибо ребята. Выслушаем II группу.
II группа: В наше сообщение включены несколько храмов г. Пятигорска. Первый храм- это Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая расположена недалеко от нашей школы. Покровская церковь была привезена в Пятигорск из Кисловодска на рубеже XIX и XX веков и здесь собрана. Место для церкви выбрали на вершине холма, возвышавшегося над поселком. В 1903 году церковь была освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы является единственным памятником церковно-казачьей старины в г. Пятигорске. При храме действует воскресная школа.
Церковь святого праведного Лазаря Четверодневного. 1826 год — братья Бернардацци Джованни-Баттиста и Джузеппе-Марко выбрали место за городом, в непосредственной близости от кладбища и составили проект будущей церкви в честь Праведного Лазаря, епископа Китейского; по другой версии храм посвящён не святителю, а событию Лазаревой субботы.
1828 год — архимандрит Товия совершил молебен по случаю закладки церкви. Первый камень положил генерал Эммануель, командующий Кавказской линией.
1856 год — строительство храма, освященного во имя Лазаря, было закончено.
1884 год — из-за плохого грунта здание храма дало трещину, и его пришлось разобрать.
1895 год — заново началось строительство Лазаревской церкви, контроль за строительством которой осуществлял городской архитектор Василий Васильевич Графф. Он же был и автором проекта. Был залит фундамент.
1902 год — храм был построен заново.
17 октября 1903 года — состоялось освящение храма.
6 мая 2000 года — в храме был торжественно освящен новый придел в честь Святителя Игнатия (Брянчанинова).
Храм Архангела Михаила. Михаило-Архангельский собор был построен в конце XIX века. Постройка храма началась 10 мая 1884 г. 3 мая 1898 г. Владимир (Сеньковский), епископ Владикавказский освятил храм в честь св. Архангела Михаила.
В 1936 г. храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны, а именно в годы оккупации Пятигорска немецко-фашистскими войсками, храм был открыт, отремонтирован и в нем стали совершаться богослужения. Храм был действующим вплоть до 1961 года. В 40-х годах ХХ века вблизи храма был построен хладокомбинат, который в последствии стал наращивать свои мощности и расширять свою территорию, возводить складские помещения, подойдя вплотную к церковной земле. Получив в свое распоряжение храм, хладокомбинат превратил его в склад химикатов, отчего храм частично разрушился.
21 ноября 1990 года в день Архистратига Михаила состоялось первое богослужение во вновь открывшемся храме. 3 мая 1998 года был совершен чин великого освящения храма.
В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что данные храмы являютя настоящим культурным центром. В храмах находятся уникальные иконы.
Учитель: Спасибо за интересный рассказ. Приглашаю III группу.
III группа: Церковь Георгия Победоносца на Краснослободском кладбище Пятигорска. Возведение храма на Краснослободском кладбище в микрорайоне Бештау было начато в 2001 году. На строительные и отделочные работы ушло четыре года, и в 2005 г. храм был освящен.
Храм Николая Чудотворца. В 1906 году 12 февраля домовая церковь при училище была освящена, но она не вмещала всех прихожан. В 1912 году был выделен участок для строительства нового храма и была собрана небольшая сумма пожертвований. Местоположение участка не известно, т. к. архивные документы тех далеких лет не сохранились. Весной 1913 года началось строительство храма. До 1918 года строительство Никольского храма так и не было завершено, а службы по-прежнему велись в домовой церкви школы. В 20-е гг. храм был закрыт. В 1940 году оккупационное правительство разрешило вести занятия по Закону Божию в стенах церковно-приходской школы. В 1941 году под Никольскую церковь вернули и молельный дом. 19 декабря 1942 года произошло официальное освящение молельного дома. В 1957 году произошло официальное оформление документа «купли-продажи» дома Князевых. В 1990 г. началась перепланировка дома. В 1991 году был построен новый храм, носящий историческое название Никольского.
Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Храм был освящен 15 октября 1998 года.
Учитель: Спасибо ребята за предоставленную информацию. Теперь нам необходимо подвести итог нашего занятия. Мы с вами посетили, а также вы самостоятельно провели аналитическое исследование.
Я предлагаю вам ответить на ряд вопросов:
Как вы думаете, что обозначает крест? ( Крест – главный знак христианства, Христос умер на Кресте, и крест – знамя Его победы над смертью).
Как вы думаете, зачем нужны колокола? Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении) Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».
Ребята, вы отлично поработали. И в заключении, предлагаю вам создать храм вашей мечты. Предлагаю вам сейчас нарисовать его. Также на ваших столах есть правила как себя в храме, и как нельзя. Выберите правильные варианты, и мы назовем их.
Учитель: Думаю наше занятие прошло отлично. Спасибо за занятие.
Список литературы и других источников:
Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru/
http://www.sakkos.ru/index.html
http://happy-school.ru/publ/pravila_blagochestivogo_povedenija_v_khrame/
Лекции курса