Тема: Закрепление знаний учащихся по теме «Числа 1-10».
Знаки сравнения «больше», «меньше», «равно».
Геометрические фигуры.
Цель: создание положительной мотивации на игровую деятельность и формирование познавательного интереса.
Задачи:
Образовательная:
закрепить знания о геометрических фигурах, учить классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру;
закреплять знания о цифрах и умение соотносить цифру с количеством; упражнять детей в счёте (прямом и обратном направлении).;
закреплять умение сравнивать две группы предметов по количеству, ставить между ними знаки ,
учить пользоваться картой-схемой для нахождения определённого места.
Развивающая:
развивать речь, воображение, внимание, память, мелкую моторику, умение работать самостоятельно;
развивать умение ориентироваться в пространстве;
учить детей видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Воспитательная:
воспитывать у детей доброжелательное отношение к товарищу, во время ответов не подсказывать и не перебивать.
Планируемые результаты:
Предметные результаты
Учащиеся повторят названия чисел первого десятка, изученные приёмы сложения, вычитания и сравнения; продолжится формирование умения составлять и решать задачи изученных видов;
Метапредметные результаты:
Выполнять задания творческого и поискового характера; учащиеся будут контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Личностные результаты
- понимать , определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность, стремление высказываться.
- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;
- выполнять правила работы в паре и в группе
- проявлять интерес к новому содержанию занятия.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
Оборудование урока :
компьютер, мультимедиа-проектор, заданий по математике для учащихся начальной школы «Математика 1 класс.»
тетради,
счётные палочки
раздаточный материал (пакет заданий для группы)
цифры раздаточные
геометрические фигуры
Ход урока
I. Организационный момент. Вот и снова у нас математика!
Сегодня необычное занятие. На нём присутствуют гости. Что говорят вежливые культурные люди при встрече?
Дети: «Здравствуйте!»
Как вы думаете, какое у меня настроение? (ответы детей)
Я хочу вам передать своё хорошее настроение. Давайте станем в круг, улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки-всё для вас!
Я желаю всем удачи,
В добрый путь и в добрый час!
- Ребята, давайте улыбнёмся, друг другу пожелаем удачи, ведь удача нам сегодня ой как пригодится! И постарайтесь производить все расчёты точно, работать быстро и, самое главное, дружно!
Мотивация учебной деятельности. (стук в дверь)
Ёжик. Здравствуйте, ребята! Я нашёл карту сокровищ. Решил принести её к вам. Знаю, что здесь живут умные, смелые, находчивые ребята. Надеюсь, что вы найдёте клад, а я вам помогу.
Учитель. Поможем, дети? (ответы детей)
Не переживай, Ёжик! Давайте рассмотрим карту. (разворачивает карту)
Мы должны с вами попасть в лес геометрических фигур. К кладу ведут три дороги. Какие это дороги? Как вы думаете, по какой дороге нам надо идти? (предположения детей)
Мы должны пойти по самой длинной.
Ёжик.
В лесу нас будут подстерегать опасности. Но я думаю, что вы всё преодолеете.
Воспитатель.
На чём можно отправиться на поиски сокровищ? (Ответы детей.)
Наш лес сказочный, поэтому мы будем передвигаться на сказочном ковре-самолёте. Давайте его рассмотрим.
— На какую геометрическую фигуру похож ковёр-самолёт?
- А сколько сторон у ковра-самолёта?
— Из полосок какого цвета построены длинные стороны ковра-самолёта? Сколько их?
— А короткие стороны, какого цвета? Сколько их?
— Сколько красных геометрических фигур на ковре? Чем они схожи и чем отличаются? Назовите жёлтые фигуры. Сколько их?
Отправляемся на поиски сокровища. Встаём в круг, берёмся за руки и произносим волшебные слова:
Раз, два, три!
Ковёр – самолёт, лети!
Вот мы и прилетели.
Ёжик.
Мы очутились в лесу геометрических фигур.
(выставлены деревья из геометрических фигур)
--Назовите, какие фигуры вы видите?
--К кладу ведут три дороги. Мы должны пойти по самой длинной. Где дорога самая длинная?
(дети выдвигают свои предположения, замечаю под деревом конверт с заданиями, открываю конверт.)
Дети, здесь кто - то приготовил вам игры.
Ёжик. Я знаю эти игры.
II. Устный счёт.
1. Арифметический диктант.
- Считаете устно и записываете правильный ответ, а затем проверим.
* Увеличьте 3 на 1. (4)
*Какое число больше на 1, чем 7? (8)
*Напишите предыдущее число числу 3. (2)
*Увеличьте 6 на 1. (7)
* Уменьшите 7 на 1. (6)
* От 2 вычесть 1, получится… . (1)
*У почтальона Печкина в сумке было 10 писем. Он отдал 1 письмо коту Матроскину. Сколько писем осталось в его сумке? (9)
*Какое число меньше на 1, чем 4? (3)
*К 3 прибавить 2, получится… . (5)
* Увеличьте 9 на 1. (10)
*Увеличьте 6 на 1. (7)
* Уменьшите 7 на 1. (6)
* От 2 вычесть 1, получится… . (1)
- Хором назовём эти числа в порядке увеличения, а потом в порядке уменьшения.
- Весело и быстро справились с заданиями. Продолжаем наш путь.
Ну вот, мы приближаемся к полянке. Там чья-то избушка.
Да это же избушка Бабы Яги. Она нам преграждает путь.
Нам надо расчистить дорогу от веток деревьев. Убираем веточки, прикрепляя их магнитом на избушку Бабы Яги.
-А теперь посчитаем их.
-Считаем: одна веточка,… 10 веточек.
-А теперь обратно считаем: от 10 до 1.
III. Актуализация опорных знаний. Повторение и закрепление изученного материала.
1. Геометрический материал.
Игра «Подбери заплатку для ковра»
Цель: упражнять детей в умении различать и называть круглую, треугольную, прямоугольную и квадратную форму.
Материал: рисунок с изображением ковра с заплатками, заплатки разных форм (треугольники, квадраты, овалы, круги).
Игра «Кому, какая форма».
Материал: Мишка и матрешка. На каждого игрока: три круга и овала разных цветов и размеров, 2 больших подноса.
Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
Учитель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить названия этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры пальчиками. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, все овалы на другой - мишке».
Ёжик хвалит ребят.
- Вспомним, какие бывают линии?- Что за линии начертил Ёжик? (Кривую линию, отрезок, прямую линию.)
- Чем отрезок отличается от прямой?
- Начертите в тетради один отрезок длиной 5 см, а другой - на 1 см больше. Укажите длины отрезков.
Физкульминутка. Дидактическая игра со здоровьесберегающим компонентом.
- Поиграем в «Трамвайчик». Сожмите пальцы в кулак - большой палец должен быть сверху. Напоминаю, вам нужно внимательно меня слушать и отгибать те пальцы, которые я назову. Номера пальцев перед вами на экране. Давайте вместе. Итак, поехали. Пальчики - зайчики ехали в трамвайчике. На первой остановке вышел пятый палец (палец отгибается). На следующей вышел первый палец. На следующей - второй палец. На следующей - четвёртый палец. А последний вышел третий пальчик - зайчик. Молодцы, всех зайчиков выпустили!
2. Работаем с учебником.
* № 1. Определить верно или не верно для каждого рисунка.
* № 2. Решить задачу.
*№ 3.Дополнить правило, по которому составлен узор.
*№ 4. Заполнение клеточек в таблице.
*№ 5. Игра «Вычислительная машина».
Ну вот, дорога расчищена. Пока мы работали, у нас устали ручки.
Физкультминутка.
-Давайте отдохнём. Садитесь за столы. Закройте глаза, расслабьтесь, вытяните руки ладошками вверх. Представьте, что на ладошках у вас лежит маленькое солнышко. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по рукам. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Обратите внимание на дыхание, мы дышим легко, равномерно. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу. На что похоже ваше настроение? На солнышко или темную тучку?
-Это солнышко будет нам улыбаться и греть.
3. Контроль – игра «Лови ошибку».
- Молодцы! Ну что ж, посмотрим, сможете ли вы поймать ошибку в примерах! Игра так и называется «Лови ошибку»! Начали!
4. Игра «Исправь ошибку»
-Смотрите, ребята, какая миленькая белочка (картинка с синей белкой).
-Ребята, какого цвета белочка?
-Какой она должна быть, исправьте ошибку
(рисунки белок - синяя, зеленая, оранжевая)
Теперь скажите, какая она, что умеет делать?
(Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная. Она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, орехи, чтобы зимой было что кушать).
Давайте отдадим корзины с шишками белочке. Она их очень любит. А ещё соберём грибочков. А для этого нужно выполнить следующее задание:
5. Игра «Цифры перепутались».
Задание: построить числовой ряд.
( Грибы расположить по порядку. Один ребёнок выполняет задание на доске, остальные – за партами).
-Ребята, какие вы молодцы! Помогли белочке. Теперь она будет всю зиму, есть ваши грибочки
-Вы справились и с этими заданиями. Отправляемся дальше.
Ребята, я вижу клад. Но что же делать? Весит замок. Как нам открыть сундук? Я, кажется, догадываюсь. Нам помогут простой карандаш и лист бумаги в клетку.
6. Графический диктант.
Ребята, присаживаемся за столы, придвиньте к себе лист бумаги, возьмите правильно карандаш, поставьте его в точку, внимательно выполняйте мои команды.
2 клетки вниз,
2 клетки вправо,
6 клеток вниз,
2 клетки вправо,
2 клетки вверх,
1 клетка влево,
4 клетки вверх,
2 клетки вправо,
2 клетки вверх,
5 клеток влево.
Что у нас получилось?
Дети. Ключ.
Воспитатель. Вот этим ключом мы откроем сундучок. Открываю. Там лежат сладкий приз. Вот и закончилось наше путешествие. Нас подстерегали трудности, но мы справились с ними.
Игра «Да, нет, не знаю».
Вы устали? У вас хорошее настроение? Вы умеете считать? Знаете цифры?
IV. Повторение и закрепление изученного материала.
1. Работаем в тетради.
Дети самостоятельно по рисунку восстанавливают запись. Затем работа проверяется. Ученики доказывают правильность своего выбора.
- Сколько было птичек? (3)
- Сколько ещё прилетело? (1)
- Сколько стало? Как это записали?
- Почему нужно прибавлять? (Стало больше).
2. Самостоятельная работа.
- Решение примеров.
Работа проверяется по «цепочке».
V. Итог урока.
- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Математику.
- Вы довольны своей работой?
- Я тоже горжусь вами.
- С вами прощается Ёжик и желает всем успехов и удачи.
Рефлексия.
Кому понравилось наше путешествие нарисуйте дерево и раскрасьте его зелёным цветом, кто всё запомнил, но почувствовал небольшие трудности синим цветом, кому было трудно жёлтым цветом.
9