Тема урока: » Способность к запоминанию. Способность быть внимательным.» МПС 9 кл 26.11.18г.
Цель: изучить такое проявление высшей нервной деятельности человека, как память, внимание, показать классификацию памяти, познакомить с простейшими приемами запоминания.
Задачи:
Образовательные – изучить, что такое память, внимание, механизм формирования и виды памяти, гигиену памяти и методы запоминания;
Развивающие – развивать навык анализировать информацию, выделять главное, делать выводы, навык публичных выступлений, коммуникативные навыки
Воспитательные –бережное отношение к своему здоровью, культуру речи
Тип урока: усвоения новых знаний
Оборудование: учебник, ноутбук, компьютерная презентация, карточки для определения памяти.
Ход урока
Организационный этап - Здравствуйте! Рада вас вновь видеть. Садитесь
2. Актуализация, проверка домашнего задания, коррекция опорных знаний
Д.З. – фронтальный вопрос.
1. Воля – это способность преодолевать трудности, упорство и мужество в достижении поставленной цели, способность человека управлять своим поведением.
2. “Характер - это то, в чем обнаруживается направление воли”. (Аристотель. Древняя Греция. 4 в. до н. э.)
3. Что определяют Черты характера? - во многом определяют поведение человека — способы действий в типичных ситуациях.
4. Перечислите волевых качества Инициативность Самостоятельность, независимость внушаемость и своеволие. Решительность Нерешительный человек Энергия и настойчивость Самоконтроль, выдержка, самообладание. Целеустремленность Лень
А теперь давайте закроем глаза и представим:
Новый год, запах хвои, мандарин шоколада, какие чувства вы испытываете?
-Как вы думаете, что нам помогло представить эти картины? (Память) Молодцы!
-Как вы думаете для чего нам нужна память? (помнить важные моменты, обучение и т.д)
-Скажите, какая тема урока у нас сегодня? (правильно, память. Запишем в тетради)
Давайте подумаем, что мы хотим узнать (учащиеся предлагают, учитель записывает на доске: что такое память? Виды памяти. Механизмы образования памяти, гигиена памяти и методы запоминания) В конце урока мы проверим получили ли вы ответы на поставленные вопросы.
3.Изучение нового материала
Сегодня мы с вами побываем в институте памяти. Предлагаю вам разделиться на группы и стать сотрудниками научных лабораторий:
Лаборатория физиологии, ответит на вопросы что же есть память? Какие участки мозга отвечают за формирование памяти
Лаборатория нейропсихологии расскажет нам какие существуют виды памяти
Лаборатория гигиены просветит нас в вопросах сохранения памяти, методах запоминания.
Вспомним правила работы в группе
Каждая (группа) оснащена учебными текстами и рабочими тетрадями, в которых вы работаете, время на работу 5 минут, по истечении времени выходит старший научный сотрудник и знакомит нас с результатами исследований.
После первого выступления – «Определение зрительной памяти»
После второго выступления – «Выявление объема смысловой памяти»
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют “задатками”, то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха. Хорошая память, внимание, ум одним даны от природы, другие развивают их упражнениями.
Внимание – сосредоточение мыслей или зрения, слуха на чем-нибудь»
Внимание – это направленность нашего сознания на определенный объект. Свойства внимания:
Устойчивость;
Концентрация;
Объем;
Переключаемость;
Распределение.
3.Задание 1 «Двойной счет».
Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Например, пишите «1», а вслух говорите «20», «2» - «19» и т. д.
Внимание бывает произвольное и непроизвольное.
Непроизвольное- у детей. Нарушение произвольного внимания у ребенка может быть следствием мозговых нарушений, эмоциональных и психических проблем, порочного стиля воспитания. У взрослых людей недостаток произвольности может наблюдаться в состоянии сильного стресса, при хронической усталости и ряда заболеваний, что приводит к ошибкам в работе
Чтобы научиться воспринимать окружающий нас мир, нужно быть внимательным.
Непроизвольное возникает непосредственно без каких либо усилий со стороны человека, а произвольное возникает преднамеренно, вследствие сознательно поставлено цели, и требует определенных волевых усилий.
Произвольное и непроизвольное внимание постоянно сменяют друг друга, это экономит энергию, повышает производительность труда и эффективность обучения.
Каждый человек должен воспитывать и постоянно совершенствовать свое внимание. В таком случае для него легче будут происходить процессы запоминания.
Диагностическое задание «Кто быстрее».
Ребята в карточках находят все числа по порядку от 1 до 90 в течение 5 минут, затем подсчитывают объем своего внимания.

По формуле: N=n/90, где N – объем внимания, n- количество найденных цифр.
Память – эта наша способность запоминать то, что видим, говорим, делаем, способность сохранять всё это и в нужный момент вспомнить, то есть узнать или воспроизводить то, что знаешь.
Итак, каждый день мы узнаём что-то новое. Всё, что узнаёт человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума,» - говорил Суворов.
Память – это психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению, и человечество не могло бы развиваться.
Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная.
Представьте себе: идёт урок и учитель объясняет новую тему. Мы слышим голос учителя – работает слуховая память, записываем слова в тетрадь – работает двигательная, зрительная и словесная память.
Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем – запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения.
Так запоминается в 3 раза больше информации.
Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.
Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память.
Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам побольше читать.
Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчётам учёных каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга.
Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.
Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.
Тест «Хорошая ли у вас память?»
Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память. Результаты проверки вы можете никому не показывать. Они вам понадобятся, чтобы оценить свои силы.
Слуховая память: Слова:
а) ЛИПА. НОЖНИЦЫ. ЛАМПА. ЯБЛОКО. КАРАНДАШ. ГРОЗА. ОБРУЧ. МЕЛЬНИЦА. ПОПУГАЙ. ЛИСТОК.
б) СЕНО. ТЕРПЕНИЕ. ОЧКИ. РЕКА. ТЕТРАДЬ. ЗАКОН. ФАНТАЗИЯ. ЛОЖА. ПТИЦА. ОГОНЬ.
в) 43, 57, 12, 33, 96, 7, 15, 81, 74, 46.
г) 84, 72, 15, 44, 83, 6, 37, 18, 56, 47.
Объем слуховой памяти найдите по формуле:
Пс = а+б+в+г
4 а, б, в, г — количество правильных ответов по каждому пункту
Умножьте число правильных ответов на 10
9– 10- отличная память,
7– 8– очень хорошая память,
5 – 6% – хорошая,
3 – 4% удовлетворительная.
Зрительная память: В течении 10 секунд прочитайте и запомните слова
а) СТРЕКОЗА. ПУЛЕМЕТ. ЧАЙНИК. БАБОЧКА. ПИРОГ. ХОМУТ. СВЕЧА. ТАЧКА. ЖУРНАЛ. МАЛИНА.
б) ШУТКА. ДУБ. КУРИЦА. ОКНО. ГАЗЕТА.СОЛНЦЕ. РЫБА. НОГИ. ВОДА. ГОЛОВА.
в) 34, 15, 8, 52, 78, 41, 18, 63, 85, 39.
Г) 
Объем зрительной памяти найдите по формуле:
Пс = а+б+в+г
4 а, б, в, г — количество правильных ответов по каждому пункту
Умножьте число правильных ответов на 10
9– 10- отличная память,
7– 8– очень хорошая память,
5 – 6% – хорошая,
3 – 4% удовлетворительная.
Правила для запоминания: «Игра - тренинг»
Итак, мы хотим улучшить свою память. Какие рецепты могут нам помочь?
Для улучшения памяти есть несколько рецептов.
Рецепт первый: поставить цель – запомнить надолго.
Для школьных занятий нужна долговременная память. Эти знания пригодятся нам на всю жизнь. Ещё что посоветуете?
Рецепт второй. Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и ещё раз внимание!
Но не каждый умеет на уроке сконцентрироваться. Проверим, нужны ли нам таблетки внимания? Послушайте небольшой рассказ.
Восьмого апреля около Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 – вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылились на автостраду, из-за чего упал набок 10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовика получил лёгкие ушибы.
А теперь ответьте на вопросы:
1. В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).
2. каких вагонов было больше – с вином или с соляркой? (С вином)
3. Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны)
4. Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Вина)
5. Сколько всего вагонов было? (27)
6. В какое время суток произошло крушение? (вечером)
Мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи. Значит, таблетки внимания нам нужно принимать ещё очень и очень долго. Как ещё можно улучшить память?
Рецепт третий – самое сильное средство – ассоциации.
Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.
Вы помните наше первое упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов, и у нас это плохо получилось? (Показывает слова из первого упражнения, записанные на доске.)
А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций.
Я читаю те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.
Внимание, смотрим и слушаем. Наша задача – запомнить второе слово из каждой пары.
Мыло-мочалка, стул-стол, мяч-футбол, лодка-весло, банан-гроздь, ковёр-самолёт, книга-учебник, лес-чаща, река-разлив, пробка-бутылка, рыба-килька, парта-класс, дом-мама, ваза-букет, кот-собака, орден-герой, море-шторм, школа-дневник, трава-газон, зебра-полоска.
А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Если никто не запомнил, я рисую на доске нолик. Максимальное количество слов, которое вы можете запомнить – 20.
Учитель вновь читает слова, которые написаны на доске, ученики хором выкрикивают их пары. Если ученики молчат, учитель рисует на доске ноль.
Ну вот, сразу видно, что таблетка ассоциации очень эффективна.
Давайте используем её для запоминания хронологической таблицы.
На доске записаны даты 4 великих битв из нашего календаря воинской славы России.
Вот эта таблица (читает):
Ледовое побоище – 1242 год.
Куликовская битва – 1380 год.
Полтавская битва – 1709 год.
Первая морская победа над шведами – 1714 год.
Наша задача – быстро запомнить все даты с помощью ассоциаций. Я, например, легко запомню первую дату:
- сначала разобью её на 2 числа: 12 и 42;
- для каждой половинки установлю связи – ассоциации;
- «12 месяцев» - это первое число;
- 42 – это номер моего дома.
Значит, Ледовое побоище у меня в памяти закрепилось как «12 месяцев» в моём доме».
Примерно так я буду запоминать 3 даты, а четвёртую запомнить легко – в 1709 году Пётр Первый победил шведов на суше, под Полтавой, а через 5 лет (на «пятёрку») разгромил их на море, под Гангутом. Вообще, всегда легче запоминать несколько дат, чем одну.
А теперь я даю вам 5 минут, чтобы вы установили свои связи для этих 4 дат. Только в классе должна быть абсолютная тишина. Потом вы поделитесь с нами своими находками, может быть, кому-то помогут ваши ассоциации.
Дети думают, затем поднимают руки, рассказывают о том, какие связи они смогли установить, чтобы запомнить даты трёх битв.
А теперь, уважаемая Мнемозина, вы можете проверить, хорошо ли запомнили эти 4 даты.
Мнемозина: (задаёт вопросы в быстром темпе):
В каком году была Куликовская битва?
Когда произошло Ледовое побоище?
В каком году была Полтавская битва?
В каком году русский флот впервые победил шведов на море?
Дети все вместе быстро отвечают с мест.
Четвёртый рецепт – учить осмысленно, не зубрить механически.
Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?
Нужно разбить текст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану. Это мой пятый рецепт.
И последний рецепт – повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему!
Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять 6 раз подряд!
Зачитываются связанные смыслом пары слов (кукла – играть, петух – гребень, лошадь-сани, книга-учитель, бабочка-куколка, ведро-вода, дождь-радуга, лето-море, вкус-еда, горзина-гриб, щётка-зубы, барабан-пионер, бабушка-пирожок, снег-зима, ученик-портфель) ответы на слайде
Считаем правильно записанные пары: не менее 12 – очень хорошо, 10-12 – хорошо, от 7 до 10 плохо, до 7 очень плохо.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (для улучшения кровообращения головного мозга)
После третьего – «Выявление объема кратковременной памяти»
лист бумаги с подготовленным тестом из 25 слов, часы.
Выступление 4 группы. Спасибо! Я думаю эта информация будет все полезна, особенно для подготовки к экзаменам.
Мы проделали с вами 3 практические работы, даю вам 3 минуты, для того чтобы написать вывод.
4.Первичное закрепление знаний
Прошу 2 человек прочитать вывод, который они написали к практической работе.
Игра «ДА» или «НЕТ», я задаю вам вопросы, если вы согласны – хлопаете в ладоши 1 раз, если нет – 2 раза
Память – способность организма хранить информацию
на память вредно влияют алкоголь и никотин
Если память не тренировать она улучшается
Моторная память – это запоминание слов
Основные процессы – это запоминание хранение и воспроизведение
Эмоциональная память – память чувств
Итоги, домашнее задание, рефлексия
Д.З. №1 Какие виды памяти необходимы для профессии: 1. Дизайнер 2.Программист Э.В.М. 3.Юрист 4.Произвольно выберите профессию
Д.З.№2 Ребятам представляется текст письма Честерфилда сыну.
Инструкция: Прочитайте. Согласны ли вы с мнением политика и дипломата 19 века? Ответ обоснуйте.
Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря – либо глупость, либо безумие.
Рассеянность делает человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда, а человек рассеянный на время. У сэра Ньютона, мистера Д.Локка, может быть, еще у человек пяти – шести с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекавшую от крайнего напряжения мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое его право на рассеянность обернется для него, скорее всего тем, что он будет просто из общества исключен.
( М-р Честерфильд ИЗ ПИСЬМА сыну)
Дома написать небольшое сочинение по данному тексту.
Рефлексия…На уроке я узнал….Мне запомнилось……Мне пригодятся знания о…