Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Ребята, сегодня мы с вами встретились в музыкальной гостинной, чтобы послушать музыку, поговорить о ней и нарисовать услышанную музыку. - Скажите, вы любите сказки? - А какие любимые персонажи у вас есть? - Какие вам герои больше нравятся: положительные (добрые, умные) или отрицательные (вредные, страшные)? - Сейчас я прочитаю вам одно интересное стихотворение об очень известной героине сказок: .Суп варить Яга решила. Змей сушеных накрошила. Развела большой костер И поставила котел. Притащила свежей тины Волчьих ягод три корзины, Для приправы – бузины, Для отравы – белены. Между сосен и полянок Собрала ведро поганок. Поскакала за бугор – Отыскала мухомор. Вышел супчик то, что надо: Целых 20 литров яда Ребята, о ком же идет речь в этом стихотворении? Верно, давайте вспомним, какие же вы знаете сказки с бабой ягой Великий художник Виктор Васнецов ы 1917 году написал картину «Баба Яга» посмотрите на слайд. Рассмотрите внимательно. Кто на ней изображен? Какая она? Какое лицо, поза, одежда? Как вы думаете что случилось? Баба Яга, пожалуй, один из древнейших сказочных персонажей, пришедших в сказки из глубины веков - из славянских мифов. Образ Бабы Яги очень интересный и разнообразный. С одной стороны её боятся все дети, а с другой, вспомните, в сказках именно она в трудную минуту помогает главному герою. Образ Бабы Яги представлен в литературных произведениях, в сказках, в музыке, в кино, в мультипликации. Если бы вы были музыкантами, какую Бабу Ягу вы бы изобразили? (работа со средствами музыкальной выразительности) Хорошо. Посмотрите на слайд, скажите, кто это? Конечно, это Известный, русский композитор П.И. Чайковский. Он рассказал сказку о Бабе Яге в одной из пьес для фортепиано. Эта пьеса так и называется – «Баба Яга», и помещена она в цикл музыкальных произведений под названием «Детский альбом», который Чайковский специально написал для детей. Как вы думаете о чем мы с вами сегодня поговорим? Какая тема? Какую цель поставим на урок? Все верно. | Отвечают Проводят анализ картины вместе с учителем . Темп быстрый, с пульсирующим ритмом, динамика громкая и очень мало созвучных звуков Петр Ильич Чайковский Детский альбом Петра Ильича Чайковского. Произведение «Баба Яга» Познакомится с музыкальным произведением «баба Яга» | |
Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). | Петр Ильич Чайковский много трудился, учился и через время о нем заговорили, как о великом русском композиторе. Его музыка звучит во всех странах мира – красивая, добрая и такая родная . П. И. Чайковский был первым русским композитором, который создал для детей альбом фортепианных пьес. Назвал он его «Детский альбом». «Детский альбом» состоит из 24 легких пьесок. Он посвящен племяннику композитора В.Л. Давыдову. Это первое обращение композитора к детской теме. СЛАЙД 1. Утренняя молитва. 2. Зимнее утро. 3. Мама. 4. Игра в лошадки. 5. Марш деревянных солдатиков. 6. Болезнь куклы. 7. Похороны куклы. 8. Вальс. 9. Новая кукла. 10. Мазурка. 11. Русская песня. 12. Мужик на гармонике играет. 13. Камаринская. 14. Полька. 15. Итальянская песенка. 16. Старинная французская песенка. 17. Немецкая песенка. 18. Неаполитанская песенка. 19. Нянина сказка. 20. Баба Яга. 21. Сладкая греза. 22. Песня жаворонка. 23. Шарманщик поет. 24. В церкви. Музыка из этого альбома разная: и веселая, и грустная, и быстрая и медленная, в нем есть и марш, и песни, и танцы. Сегодня мы познакомимся с одним из них | | |
Реализация построенного проекта. | Итак, ребята сейчас мы послушаем произведение «Баба Яга». И мы сейчас графически покажем какое же настроение вызовет у нас это произведение. Возьмем карандаш, на партах у вас альбомные листы. Мы закрываем глазки, я включаю музыкальное произведение. А вы пытаетесь передать свое настроение на листе бумаги Итак, поверните мне все свои листочки, какое же настроение вызвало у вас это произведение? Какую же Бабу Ягу изображает Чайковский в своем произведении? - Каков ее образ, характер? Добрая Баба Яга или злая? - Как развивается мелодия? Темп? Динамика? - Какие музыкальные инструменты звучали? Давайте поработаем с эмоциональным рядом. На слайде эмоциональный ряд. , по цепочке выберете эмоцию, которую вызвало у вас это произведение? | Случают произведение, рисуют на листах По поднятой руке рассказывают Отвечают на вопросы. Работа с эмоциональным рядом | |
Первичное закрепление. | А теперь давайте посмотрим, как при помощи музыки П.И. Чайковского изобразили Бабу Ягу мультипликаторы. Просмотр отрывка из мультфильма. Какие изменения произошли с Бабой Ягой? - Да, музыка можно сказать «колючая», мелодия отрывистая, динамика громкая, что характерно повадкам Бабы Яги, но в конце она становится доброй. - Какая вам Баба Яга в мультике больше всего понравилась, добрая или злая? Физминутка А теперь вернемся снова к образу Бабы Яги и попробуем изобразить ту бабу ягу, которую вы, как музыканты изобразили. - У вас на партах специально лежат листочки и фломастеры, давайте научимся рисовать образ Бабы Яги. - Почему вы нарисовали именно такую бабу Ягу? | Смотрят Отвечают на вопросы учителя Рисуют образ бабы яги Рассказывают | |
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Сегодня вы встретились с разными музыкальными произведениями, посвящёнными любимому сказочному герою Бабе Яге. Помогла ли музыка нам изобразить Бабу Ягу? Итак, подведем итог урока, где мы сегодня с вами побывали? Ребята, скажите может ли музыка рисовать картинки или образы? С каким композитором мы познакомились сегодня на уроке? Кому посвящен «Детский альбом»? Сколько пьес в этом альбоме? С каким произведением из этого альбома мы познакомились сеголня? Как вы думаете, достигли мы цели урока? | Да В музыкальной гостиной Да Пётр Ильич Чайковский Племяннику Петра Ильича Чайковского 24 «Баба Яга» Да. | |
Рефлексия деятельности (итог урока). | Оцените свою работу на занятии с помощью нот и линеек. Если вы сегодня были активны на занятии, внимательно слушали музыку, весело пели, рисовали, и если вам понравилось занятие, то поставьте нотку на верхнюю линейку нотного стана. Если вам сегодня на занятии что-то мешало, или что-то у вас не получалось, то поставьте нотку, на линеечки ниже | | |