I. Мотивационно-целевой 1)организационный момент. 13:25-13-27 | Приветствие. Настроить детей на урок и на изучение новой темы. Проверить готовность учащихся к уроку. | Словесный, беседа | фронтальный | - Здравствуйте ребята! Сегодня ваш урок музыки буду вести я, меня зовут Снежана Артуровна, садитесь! -Чему вы учитесь на уроке музыки? -Где вам пригодится умение петь? -На вас надеюсь я всегда! Вы – веселый, дружный класс, Всё получится у вас! -Я надеюсь, что вы будете активными, внимательными и откроете для себя много нового и интересного на уроке музыки | - Мы учимся петь, слушать музыку, говорить о ней - Выступать на праздниках в школе и дома | Коммуникативные УУД; Личностные УУД; Познавательные УУД; |
II. Ориентировочный 1) Создание проблемной ситуации. 13:27-13:35 | Подготовка к восприятию темы. Заинтересовать детей для изучения новой темы. Определить тему урока | Словесный Беседа, рассказ объяснение | фронтальная | Послушайте стихотворение -Дарите музыку друг другу, Пусть каждый день и каждый час, Подобно радостному чуду Она звучит в сердцах у нас. Весь мир прекрасный и зовущий Вмещает музыку в себя В ней рокот волн о берег бьющих И трепет листьев сентября. Волнует музыка, тревожит Вновь пробуждая красоту, И никогда, никто не сможет Сравниться с ней по волшебству. Как вы понимаете это высказывание? Хорошо, молодцы. А сейчас, ребята, вспомните какие характеры музыки вы знаете? Как мы определяем характерные черты песенной, танцевальной и маршевой музыки. На экране слова «певучесть», «мелодичность», «изящность», «ритмичность», «зажигательность», «четкость», «строгость». (показывая на экран). Правильно. Давайте вспомним, что вы проходили на прошлом уроке? Какую песню вы начали учить? Давайте вспомним первый куплет. Рано утром солнышко проснется, Городам и селам улыбнется. Улыбнется рощам и полям Улыбнется всем моим друзьям./2 р 1 куплет повторили, а теперь начнем учить 2 куплет Теплый дождь прольется над землею, Вспыхнет небо радугой дугою. (1 раз прослушать, затем повторить) А веселый маленький ручей, Песенкой порадует друзей./2 р (1 раз прослушать, затем повторить) А теперь давайте соединим и прослушаем весь куплет Ночь летит к нам доброй синей птицей, Засверкают яркие карнисы. (1 раз прослушать, затем повторить) Выйдет месяц - звездный чародей, И расскажет сказку для друзей./2 р (1 раз прослушать, затем повторить) А теперь давайте соединим и прослушаем весь куплет -Теперь споем всю песню. Какой характер этой песни? Какое настроение остается после него? Молодцы. Ребята, давайте вспомним характерные черты песенной, танцевальной и маршевой музыки. На экране слова «певучесть», «мелодичность», «изящность», «ритмичность», «зажигательность», «четкость», «строгость». (показывая на экран). -Ребята, к каким жанрам относятся эти слова? Верно. Вижу вы уже устали, давайте немного отдохнем, встали все. Физкультминутка: На ударных чтоб играть, надо бить, лупить, стучать! Развивайте этот дар - Чувство ритма и удар! (бьют ладонями по плечам, бокам и коленям) Чтоб освоить арфы суть, надо руки растянуть. Чтоб до тсрун до всех достать, и на них легко играть. (вытягивают руки вперед, «играют на арфе») На тарелках чтоб суметь, чаще бей в ладони впредь (громко хлопают в ладоши) Хлопай в нужные моменты, привыкай к аплодисментам. (аплодируют друг другу.) Отдохнули, присаживайтесь | Слушают стихотворение Отвечают на вопрос устно Маршевость, песенность, танцевальность «Певучесть», «мелодичность» характерны для песенного жанра, «изящность», «ритмичность», «зажигательность» - для танцевального жанра, «четкость», «строгость» «Моим друзьям» танцевальный Хорошее, веселое | Коммуникативные УУД; Регулятивные УУД; Личностные УУД; |
III. Поисково-исследовательский 13:35-13:50 | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала - Содействовать усвоению способов, средств, которые привели к определённому выбору | | | Сегодня мы с вами познакомимся замечательным великим польским композитором Фридриком Шопеном. (портрет вывешиваю на доску) Кто-то из вас знает кто-то такой Ф. Шопен? Маленький Фридрик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке, мать хорошо пела. Уже к пяти годам мальчик уверенно исполнял пьесы. Шопен учился, закончил Высшую школу музыки, а однажды уехал из родного города и больше туда не вернулся. Умер он вдалеке от родины, его там и похоронили, а сердце отправили (по его завещанию) на родину. Сердце Шопена по воле композитора было помещено в колонну церкви Святого Креста в Варшаве. - Как вы думаете, почему Фридрик захотел, чтобы его сердце похоронили на родине? Ребята вы правильно все сказали. А теперь мы послушаем его музыку которая называется «Прелюдия #7». Что такое прелюдия, ребята? Это короткое музыкальное произведение, которое раньше звучало перед другими музыкальными произведениями. А в творчестве Шопена это короткое произведение стало самостоятельным, в котором обязательно был свой музыкальный образ. -Ребята, какой характер музыки? -Почему? -Ребята, как же так получилось? Мы услышали и танцевальность и песенность в этой прелюдии. Но эту музыку не танцуют и не поют. Эту музыку слушают. Вот вам пример песенно-танцевального характера. Какое настроение у вас осталось после прослушивания музыки? Ребята! Ф. Шопен очень любил свою Родину. И все свои чувства он выражал в музыке. Поэтому, когда мы слушаем музыку композитора, мы понимаем, что ему было очень одиноко. В своих произведениях он рассказывает нам о своём народе, о том, что он любит польские песни и особенно польские танцы. Они – образ Родины для него. И «Прелюдия» 7 – доказательство этому. А вы обратили внимание, что кроме изящной танцевальности много нежности, доброты, мелодизма. А сейчас вы вновь слушатели. Сейчас прозвучит музыка. Послушайте её внимательно и после прослушивания я задам вопросы вам, будьте готовы отвечать на них. Дети слушают Мелодию Ф. Шопена Прелюдия №20 -Ребята, какой характер музыки? -Почему? -Ребята, как же так получилось? Мы услышали песенность и маршевость в этой прелюдии. Ребята, оказывается музыка может иметь сразу 2 характера. Какие это характеры? Правильно. Так ка же будет звучать тема урока? | -Потому что он очень любил совю Родину и скучал по нему? Ответы детей Песенно-танцевальный Потому что хочется танцевать Песенно- маршевый -песенно-танцевальный, песнно-маршевый -ответы детей | Коммуникативные УУД; Предметные УУД; Познавательные УУД; Регулятивные УУД; Личностные УУД; |
IV. Практический 13:50-14:00 | | | | Сейчас мы с вами познакомимся с новым произведением, он называется «Моя Россия» -Закройте глаза, головы можете положить на парту, слушаем (включаю аудиозапись) Сейчас мы начнем разучивание этой песни. Но прежде всего мы вспомним правила исполнителей. Сидим на краешке стула, ножки вместе на полу, спинки ровные, плечи не поднимаем, голову держим прямо, подбородок слегко опустить, руки на парте или на коленях. Вспомним как мы берем дыхание. Представьте, что у вас в руках красивый цветок. Поднесите его к носику и с наслаждением вдыхаете аромат так, чтобы пояску стало тесно, плечи не поднимать. И помним, что дыхание берем перед каждой фразой! Итак, слушаем первый куплет песни У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. Молодцы, всю песню доучить мы с вами не успеваем, доучите на следующем уроке. | Слушают песню Вспоминают правила. | Коммуникативные УУД; Личностные УУД; Познавательные УУД; Предметные УУД; Регулятивные УУД; |
V. Рефлексивно-оценочный. 14:00-14:05 | Установление обратной связи. Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельность, достижение поставленной цели. Оценка своих достижений. | Словесный беседа | фротальная | - Наш урок ребята подходит к концу. Какая тема урока была? -Повторим, что узнали на уроке? С каким композитором познакомились? Какую песню мы сегодня разучили? Все правильно. -Сейчас я предлагаю вам закончить данные предложения: Урок для меня показался … У меня хорошо получилось … Я понял (а), что … Меня удивило … Мне было трудно … Сегодня мы убедились ещё раз в том, что музыка – чудесное искусство, которое дарит радость, уверенность, вдохновляет нас на благородные поступки. Она живет рядом с нами, в ней отражается наша жизнь. И даже новые понятия, такие как песенность, танцевальность, маршевость не пугают нас, а являются тем золотым ключиком, который открывает все двери в удивительный и прекрасный мир музыки. Урок окончен, всем спасибо за работу. Все встали, можете идти на перемену. До свидания! | Отвечают на вопросы Ф. Шопен Моим друзьям Оценивают свою работу на уроке | Коммуникативные УУД; Личностные УУД; Регулятивные УУД. |